Судья: Бирюкова И.Г. Дело № 21-399
РЕШЕНИЕ
13 июня 2018 года город Саратов
Судья Саратовского областного суда Бугаева Е.М., при секретаре Владимировой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу внешнего управляющего открытого акционерного общества «Балаковский порт» на решение судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 23 апреля 2018 года и постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области № 02-02/2018 от 05 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении в отношении открытого акционерного общества «Балаковский порт», привлеченного к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области ФИО1 от 05 февраля 2018 года открытое акционерное общество «Балаковский порт» (далее - ОАО «Балаковский порт) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей. Правонарушение, по мнению должностного лица, выразилось в том, что ОАО «Балаковский порт» в нарушение требований ч. 1 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации допустило в акватории Саратовского водохранилища в 20 см от грузопассажирской причальной стенки ОАО «Балаковский порт» и в 100 метрах от административного здания ОАО «Балаковский порт» нахождение на дне выведенных из эксплуатации двух теплоходов «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>», что является нарушением требований к охране водных объектов и может повлечь их загрязнение, засорение и(или) истощение.
Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 23 апреля 2018 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ОАО «Балаковский порт» – без удовлетворения.
Внешний управляющий ОАО «Балаковский порт» ФИО2 обратилась в суд с жалобой на решение районного суда, в которой просит его отменить, полагает, что безусловным основанием к отмене решения является недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными. Автор жалобы указал, что затопление судов произошло в акватории порта, которая не может рассматриваться как водоем рыбохозяйственного значения и не входит в перечень водных объектов рыбохозяйственного значения Саратовской области. Кроме того, хозяйственная деятельность предприятия не ведется с 2015 года.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, а потому дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, считаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
В соответствии с ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Объектом ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере охраны и использования водных ресурсов, обеспечения законности производственной и иной деятельности, связанной с воздействием на воды.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Федерального закона от дата № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
К возникновению угрозы загрязнения водных объектов могут привести действия, представляющие сброс или привнесение иным способом в водные объекты веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, негативно влияют на состояние дна и берегов. Правовые основы использования и охраны водных объектов регулируются Водным кодексом Российской Федерации, в соответствии с которым водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах (ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации).
Аналогичное положение содержится в ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации, согласно которой при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Объективной стороной является нарушение законодательно установленной обязанности по охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
Состав правонарушения формальный, наступления вредных последствий не требуется.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Согласно ч. 2 ст. 55 названного Кодекса при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области ФИО1 проверки в отношении ОАО «Балаковский порт» было установлено, что у данного предприятия на праве собственности находятся <данные изъяты> (свидетельство о праве собственности на судно от 13 мая 2004 года серия РТ-II № 004310) и <данные изъяты> идентификационный номер судная В-14-4287 (свидетельство о праве собственности на судно от 13 мая 2004 года серия РТ-II №004311). На основании приказов Средне-Волжского филиала Российского речного регистра от 30 сентября 2015 гола № 8-п и № 21-п <данные изъяты> и <данные изъяты> сняты с классифицированного учета филиала, так как суда длительное время не предъявлялись к освидетельствованию. Согласно объяснениям внешнего управляющего ОАО «Балаковский порт» ФИО2 указанные суда находились на отстое и длительное время не эксплуатировались. Согласно протоколу испытаний природной (сточной) воды от 25 декабря 2017 года № 218, в пробах воды, отобранных 20 декабря 2017 года в Саратовском водохранилище в районе ОАО «Балаковский порт» установлены превышения норм ПДК для водоема рыбохозяйственного значения по железу. Содержание железа в пробе, отобранной в месте затопления теплоходов выше, чем в фоновой, отобранной в 100 метрах выше по течению. Указанные обстоятельства являются нарушением требований к охране водного объекта, что может повлечь загрязнение Саратовского водохранилища. Действия ОАО «Балаковский порт» квалифицированы по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Вина ОАО «Балаковкий порт» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, достаточных для установления юридически значимых обстоятельств, а именно: протоколом № 3691-04 об административном правонарушении от 23 января 2018 года; справкой о соблюдении требований водного законодательства; протоколом испытаний природной (сточной) воды № 218 от 25 декабря 2017 года; протоколом осмотра месте происшествия от 05 декабря 2017 года; приказами Средне-Волжского филиала Российского речного регистра от 30 сентября 2015 гола №8-п и №21-п о снятии с классифицированного учета буксирного теплохода «Рейдовый-21» и разъездного теплохода «Орленок»; постановлением о назначении административного наказания № 02-02/2018 от 05 февраля 2018 года; материалами проведенной в отношении ОАО «Балаковский порт» проверки.
Принимая во внимание приведенные обстоятельства дела и нормы права, дав надлежащую правовую оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, должностное лицо, а впоследствии районный суд по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, пришли к обоснованному выводу о привлечении ОАО «Балаковский порт» к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что акватория порта не может являться водоемом рыбохозяйственного назначения, являются необоснованными.
Так, по результатам испытаний природной (сточной) воды в пробах, отобранных согласно акту отбора проб природных вод № 218 от 20 декабря 2017 года, в Саратовском водохранилище в районе ОАО «Балаковский порт» установлены превышения норм ПДК для водоема рыбохозяйственного назначения по железу. Акватория, используемая ОАО «Балаковский порт», является составной частью Саратовского водохранилища, а данный объект представляет собой водоем рыбохозяйственного значения высшей категории, что следует из письма Отдела водных ресурсов НВББУ по Саратовской области от 06 июня 2018 года № 994.
Критерии таких объектов определены в приказе Росрыболовства от 17 сентября 2009 года № 818 «Об установлении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства». То обстоятельство, что в акватории порта не может быть осуществлен вылов особо ценных видов водных биоресурсов, не исключает назначение этого водоема как рыбохозяйственного, что подтверждено также и письмом ФГНУ «Государственный научно-исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства (ФГНУ ГосНИОРХ») от 28 ноября 2007 года № 539.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом и судом допущены существенные нарушения процессуальных требований при рассмотрении дела, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело в отношении ОАО «Балаковский порт».
Сам факт нахождения на территории акватории ОАО «Балаковский порт» выведенных из эксплуатации судов «Рейдовый-21» и «Орленок» образует объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, поскольку сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов) запрещается в силу требований ч. 1 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, доводы жалобы внешнего управляющего ОАО «Балаковский порт» не влекут отмену решения судьи районного суда, так как они не опровергают правильные выводы судьи о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Обстоятельства дела установлены судьей районного суда в полном объеме, всем доказательствам дана надлежащая оценка, правовых оснований для переоценки доказательств по делу не имеется.
Наказание назначено ОАО «Балаковский порт» в соответствии с требованиями ст.ст. 4.1-4.3 КоАП РФ с учетом характера совершенного им административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, иных обстоятельств, заслуживающих внимание при привлечении юридического лица к административной ответственности и в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела должностным лицом и судом первой инстанции, при производстве дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Балаковский порт», допущено не было.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Балаковского районного суда Саратовской области
от 23 апреля 2018 года и постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области от 05 февраля 2018 года оставить без изменения, жалобу внешнего управляющего открытого акционерного общества «Балаковский порт» - без удовлетворения.
Судья Бугаева Е.М.