ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-399/19 от 13.09.2019 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

дело № 21-399/2019

РЕШЕНИЕ

13 сентября 2019 года г. Оренбург

Судья Оренбургского областного суда Хлынина Е.В., при секретаре Козырецком В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО7 общества с ограниченной ответственностью «Татнефть-Самара» ФИО8. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Оренбургской области от 26 апреля 2019 года и решение судьи Ташлинского районного суда Оренбургской области от 26 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Татнефть-Самара»

установил:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Оренбургской области от 26 апреля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Ташлинского районного суда Оренбургской области, общество с ограниченной ответственностью «Татнефть-Самара» (далее ООО «Татнефть - Самара») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 180 000 рублей.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, генеральный директор ООО «Татнефть-Самара» ФИО9. просит об изменении принятых по делу решений в части назначенного наказания, снижении размера штрафа до 90 000 рублей.

Лица, участвующие в деле: законный представитель ООО «Татнефть» ФИО10, должностное лицо, вынесшее постановление, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении не заявлено в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав пояснения защитника Ивановой И.А., поддержавшей доводы жалобы, допросив в качестве свидетеля специалиста эксперта Управления Росприроднадзора по Оренбургской области ФИО6, прихожу к следующему.

Частью 1 ст. 8.21 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.

Под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. Под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду (ст. 1 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон об охране атмосферного воздуха).

При этом нахождение (поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона об охране атмосферного воздуха выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Согласно ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) установлено, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сборов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Исходя из анализа перечисленных выше нормативно-правовых актов, следует, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух требует обязательного получения разрешения независимо от вида выброса, его объема, концентрации, загрязняющей способности и других свойств.

Из материалов дела следует, что комиссией Управления Росприроднадзора по Оренбургской области в период с 18 марта 2019 года по 12 апреля 2019 года была проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО «Татнефть-Самара» требований природоохранного законодательства РФ в сфере охраны окружающей среды, в том числе охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления.

В ходе проверки установлено, что ООО «Татнефть-Самара» ведет добычу углеводородного сырья на территории Ташлинского района Оренбургской области на Северо - Елтышевском лицензионном участке, который поставлен на государственный учет, как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду с присвоением 1 категории. На территории Северо - Елтышевского месторождения размещаются добывающая нефтяная скважина, пункт сбора и налива нефти, выкидные трубопроводы до ПСиНН№3. Согласно проекту нормативов ПДВ ООО «Татнефть-Самара» эксплуатирует 20 источников выбросов загрязняющих веществ из них 9 организованных и 11 неорганизованных. В атмосферный воздух от источников предприятия, расположенных на Северо - Елтышевском месторождении нефти, поступает 19 загрязняющих веществ: азота диоксид, азота оксид, сажа, сера диоксид, сероводород, углерод оксид, бутан, пентан, метан, смесь углеводородов предельных С1-С5, смесь углеводородов предельных С6-С10, этан, пропан, бензол, ксилол, толуол, бензапирен, метилмеркаптан, керосин. Основными загрязняющими веществами, поступающими в атмосферу являются предельные углеводороды. В период с 12 апреля 2018 года по 31 декабря 2018 года общество осуществляло производственно-хозяйственную деятельность, сопровождающуюся выбросами вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников предприятия в отсутствие специального разрешения.

Фактические обстоятельства дела и вина ООО «Татнефть-Самара» в совершении административного правонарушения подтверждаются материалами дела, в частности: протоколом об административном правонарушении; актом проверки, протоколом осмотра, сведениями отраслевого статистического наблюдения, декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду и другими доказательствами. Все собранные по делу об административном правонарушении доказательства получили оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Законность и обоснованность постановления, вынесенного должностным лицом, проверена судьей районного суда с соблюдением требований, установленных ст. 30.6 КоАП РФ. Проверяя законность и обоснованность постановления должностного лица, судья Ташлинского районного суда Оренбургской области обоснованно согласился с выводами должностного лица о наличии в действиях ООО «Татнефть-Самара» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, что не оспаривалось законным представителем общества и в жалобе, поданной в Оренбургский областной суд.

Выводы должностного лица, судьи районного суда о нарушении ООО «Татнефть-Самара» законодательства в области охраны окружающей среды являются правильными. Порядок привлечения общества к административной ответственности не нарушен.В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Разрешительный порядок негативного воздействия на окружающую природную среду установлен в целях обеспечения рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, восстановления природной среды, обеспечения поддержания экологического благополучия. Нарушение порядка осуществления негативного воздействия на окружающую природную среду создает угрозу общественным отношениям в сфере экологической безопасности.

Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в частности, на основе принципов соблюдения гарантированного Конституцией РФ права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Совершенное ООО «Татнефть-Самара» административное правонарушение посягает на порядок охраны атмосферного воздуха, являющегося жизненно важным компонентом окружающей природной среды, и содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Общество имело возможность для соблюдения требований законодательства, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

То обстоятельство, что все замечания обществом были устранены после проведения проверки и повторно направлен запрос на установление предельно допустимых выбросов не влечет отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи районного суда.

По существу доводы жалобы направлены на несогласие с выводами должностного лица, судьи районного суда и на переоценку доказательств, которые были исследованы в полном объеме и получили надлежащую оценку в постановлении по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ООО «Татнефть-Самара» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Существенных нарушений процессуальных требований, которые могли бы служить основанием для отмены постановления должностного лица и решения судьи первой инстанции, не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Рассматривая довод жалобы о снижении размера наказания ниже низшего предела санкции вмененной статьи, считаю необходимым отметить, что применение положений в части снижения минимального размера штрафа является правом должностного лица, судьи, рассматривающим дело в связи с чем решение вопроса в каждом конкретном случае является категорией оценочной и должно соотноситься с характером и степенью общественной опасности совершенного правонарушения, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

В обоснование необходимости снижения размера штрафа законный представитель общества ссылается на то, что за аналогичное правонарушение общество не привлекалось, замечания были устранены.

Данные обстоятельства сами по себе не свидетельствует об обязанности судьи применить ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Кроме того, учитывая характер совершенного Обществом административного правонарушения, объектом посягательства которого являются общественные отношения в области охраны атмосферного воздуха - жизненно важного компонента окружающей среды, неотъемлемой части среды обитания человека, растений и животных, что свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушений в указанной сфере, и, принимая во внимание, что при рассмотрении жалобы не представлены достаточные доказательства, подтверждающие исключительность рассматриваемого случая, либо избыточный характер назначенного должностным лицом административного наказания, оснований для применения положений ст. 4.1 КоАП РФ и, соответственно, снижения размера наказания не усматриваю.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено ООО «Татнефть-Самара» в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ. По своему виду и размеру данное наказание соответствует тяжести содеянного, а также характеру совершенного противоправного деяния. Основания, свидетельствующие о том, что назначенный ООО «Татнефть-Самара» штраф в сумме 180000 рублей не отвечает целям административного наказания, отсутствуют.

С учетом изложенного решение судьи и постановление должностного лица являются законными и обоснованными, нарушения норм материального или процессуального права, которые могли бы повлечь изменение или отмену данных актов не установлены.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Оренбургской области от 26 апреля 2019 года и решение судьи Ташлинского районного суда Оренбургской области от 26 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Татнефть-Самара» оставить без изменения, жалобу заявителя – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном ст. ст. 30.12 - 30.19 КоАП РФ.

Судья Оренбургского

областного суда Е.В. Хлынина