ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-39/13 от 28.02.2013 Курганского областного суда (Курганская область)

                                                                                                                                                                                                                            Главная     О суде     Правовая основа     Документы суда     Судебное делопроизводство     Справочная информация     Кадровое обеспечение     Противодействие коррупции     Судейское сообщество     Суды Курганской области     УСД Курганской области     Медиация     Пресс-служба     Обращения граждан     Ваше мнение о сайте                                                                                                                            


                                                                                                                                                            </form>


                                                                                                                                                            Конституционный Суд РФ

Верховный Суд РФ

Высший Арбитражный Суд РФ

Судебный департамент при Верховном Суде РФ

Официальный интернет-портал правовой информации

                                                                                                                                                                                    A                                                                        A                                                                     A                                                        

                                                                                                                                                                                                Просмотр документа





Судья Новикова А.В. Дело № 21-39/2013

РЕШЕНИЕ

Судья Курганского областного суда Варлаков В.В., рассмотрев в г. Кургане 28 февраля 2013 г. представление Курганского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Курганской области на решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 5 февраля 2013 г., постановление начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Курганской области от   по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Курганской области от   производство по делу об административном правонарушении в отношении Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области» (далее – ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Курганской области) по обвинению в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением судьи Курганского городского суда Курганской области от 05.02.2013 в удовлетворении протеста прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Курганской области на постановление от   начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Курганской области отказано.

В представлении в Курганский областной суд Курганский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Курганской области выражает несогласие с решением судьи, просит его отменить, принять по делу новое решение. Указывает, что судья, отказывая в удовлетворении протеста прокурора, в обоснование своего решения приводит довод о том, что в ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Курганской области для работников столовой приказом начальника учреждения  от  введен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом один год. Судьей сделан вывод, что нарушения, связанные с порядком привлечения работников к сверхурочным работам, продолжительностью и оплатой таких работ возникают с момента окончания установленного учетного периода. Нарушений ст. 65 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) судьей также не усмотрено.

Вместе с тем, судьей не было учтено, что в ходе прокурорской проверки установлены нарушения ст. 99 Трудового кодекса РФ, а именно, учет продолжительности сверхурочных работ, выполняемых осужденными – работниками столовой администрацией ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Курганской области не ведется. Указанный факт подтверждается табелями учета рабочего времени, объяснениями сотрудников администрации ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Курганской области и иными материалами проверки. Отсутствие учета сверхурочной работы исключает возможность ее оплаты, что является нарушением ст. 152 ТК РФ. Окончание учетного периода, установленного приказом начальника ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Курганской области от  , не дает возможности оценить объем времени, отработанного осужденными за пределами установленной продолжительности рабочего времени.

Кроме того, указывает, что, согласно материалам проверки, в нарушение требований ст. 99 ТК РФ письменного согласия осужденных на привлечение к сверхурочным работам не имеется. Однако должной оценки данному факту ни должностным лицом, ни судьей дано не было.

Обращает внимание, что из шести осужденных, трудоустроенных в ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Курганской области на должностях поваров четверо в нарушение ст. 65 ТК РФ не имеют необходимых специальностей и документов о наличии соответствующего образования. Вывод судьи о том, что данная статья определяет не исчерпывающий перечень документов, предъявляемых при приеме на работу, и не относится к оплате труда, не опровергает факт нарушения и не исключает виновности администрации ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Курганской области.

Заслушав пояснения начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Курганской области ФИО1, представителей ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Курганской области ФИО2, ФИО3, проверив материалы дела, изучив доводы представления, оснований для отмены решения судьи не нахожу.

Частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда.

Из материалов дела усматривается, что прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Курганской области  была проведена проверка исполнения трудового законодательства в отношении ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Курганской области, расположенного по .

В результате проведенной проверки установлено, что осужденные ,  и , согласно приказам начальника ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Курганской области о приеме на работу от  , от   от   соответственно были трудоустроены на 0,5 ставки поваров. Продолжительность их рабочего времени не должна превышать 20 часов в неделю. Однако, занимаемые ими должности предполагают ежедневную сменную работу по 12 часов в день, в том числе и в выходные дни, т.е. фактически осужденные выполняют сверхурочную работу за пределами установленной продолжительности рабочего времени. Письменного согласия работников на привлечение их к сверхурочным работам не имеется, учет продолжительности и оплата указанных работ не производится. Продолжительность сверхурочных работ, выполняемых вышеуказанными осужденными, значительно превышает максимально допустимую продолжительность сверхурочной работы, предусмотренную ст. 99 ТК РФ.

Кроме того, установлено, что из шести осужденных, трудоустроенных в ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Курганской области на должностях поваров, четверо не имеют необходимых специальностей и документов о наличии соответствующего образования.

В силу ч. 1 ст. 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

В соответствии со ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.

Согласно ст. 104 ТК РФ, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать одного года.

Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается.

Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

В соответствии с приказом от   для работников столовой ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Курганской области введен суммированный учет рабочего времени, установлен учетный период – один год.

На основании ст.ст. 91, 99, 152 ТК РФ нарушения, связанные с продолжительностью сверхурочной работы, порядком привлечения работника к сверхурочной работе и оплатой такой работы возникают с момента окончания установленного учетного периода.

Из материалов дела видно, что учет отработанного работниками столовой времени в ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Курганской области ведется.

В деле имеется приказ от  об оплате труда осужденных за работу сверхустановленной продолжительности рабочего времени за 2012 год.

Учитывая изложенное, утверждение прокурора о том, что работодатель не осуществляет текущий учет сверхурочной работы, не может быть принято во внимание.

Другие доводы прокурора о нарушении ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Курганской области норм трудового законодательства были проверены, им дана правильная оценка.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Вывод судьи о том, что начальник отдела – главный государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Курганской области пришел к обоснованному выводу о том, что действия администрации ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Курганской области состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, не образуют, следует признать правильным.

С учетом изложенного, оснований для отмены решения судьи Курганского городского суда Курганской области от 05.02.2013 и постановления начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Курганской области от   не имеется.

Руководствуясь ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,

решил:

решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 5 февраля 2013 года, постановление начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Курганской области от   по делу об административном правонарушении оставить без изменения, представление Курганского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Курганской области - без удовлетворения.

Решение может быть пересмотрено председателем Курганского областного суда по жалобам лиц, участвующих в деле, а так же по протесту прокурора области или его заместителей.

Решение в полном объеме составлено 4 марта 2013 года.

Судья В.В.Варлаков

                                                                                    © Курганский областной суд, 2014                                                oblsud@mail.kurgan.ru