ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-39/2022 от 02.03.2022 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Лубнин С.В.

Дело № 21-39/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Камчатского краевого суда Чаднов О.В. при секретаре Шипиловой Я.Ю., рассмотрев 2 марта 2022 года в г. Петропавловске-Камчатском жалобу защитника публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» Петухова М.Ю. на решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 14 января 2022 года, которым постановлено:

«Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 2 декабря 2021 года о признании Публичного акционерного общества «Камчатскэнерго» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - оставить без изменения, жалобу защитника Кренгель Р.А., - без удовлетворения»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора (далее – должностное лицо) от 2 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 14 января 2022 года, публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (далее – ПАО «Камчатскэнерго», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Основанием для привлечения ПАО «Камчатскэнерго» к административной ответственности послужили выявленные 27 октября 2021 года в ходе плановой выездной проверки нарушения части 1 статьи 33 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», частей 1, 2 статьи 34 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», подпункта 7 статьи 11, подпункта 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», выразившиеся в осуществлении хозяйственной деятельности на объекте II категории негативного воздействия на окружающую среду «Станция ТЭЦ-1» в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, защитник ПАО «Камчатскэнерго» Петухов М.Ю. просит решение судьи и постановление должностного лица отменить. Указывает, что причал для слива жидкого топлива построен и введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, в связи с чем проведение экологической экспертизы проектной документации в настоящее время невозможно. В 2017 года Обществом получено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы на План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. ПАО «Камчатскэнерго» не оказывает услуги по перевалке нефти и нефтепродуктов, такой вид хозяйственной деятельности как сброс сточных вод отсутствует.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения защитника ПАО «Камчатскэнерго» Петухова М.Ю., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Административная ответственность по части 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы

В соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее –Федеральный закон № 7-ФЗ) экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды (часть 1). Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе (часть 2).

Согласно части 2 статьи 34 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 155-ФЗ) государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.

Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.

Объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море (часть 3 статьи 34 Федерального закона № 155-ФЗ).

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что приказом руководителя Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 6 октября 2021 года назначено проведение плановой выездной проверки в отношении объекта негативного воздействия на окружающую среду «Станция ТЭЦ-1», расположенного в <адрес> контролируемое лицо – ПАО «Камчатскэнерго» (т.1 л.д. 15-17).

По результатам плановой выездной проверки составлен акт проверки от 27 октября 2021 года, в соответствии с которым ПАО «Камчатскэнерго» осуществляет хозяйственную деятельности на объекте «Станция ТЭЦ-1», расположенном на земельном участке в <адрес>. Системы ливневой канализации, сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения отсутствуют. Часть акватории бухты <данные изъяты> используется для размещения пирса и стоянки нефтеналивных судов (танкеров) в целях разгрузки топлива (нефтепродуктов). Согласно информации, предоставленной ПАО «Камчатскэнерго», объем перевалки топлива с 1 января по 22 октября 2021 года составил 175325,983 тонны, количество обслуженных судов – 18 танкеров. Таким образом, Общество осуществляет хозяйственную деятельность по ведению погрузочно-разгрузочных работ грузов с судов через причал, а также стоянке судов у причала во внутренних морских водах Российской Федерации. На момент окончания проверки заключение государственной экологической экспертизы не представлено. Согласно ответу отдела государственной экологической экспертизы и лицензирования Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 22 октября 2021 года № 3893 государственная экологическая экспертиза документации, обосновывающей хозяйственную деятельность Общества во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, не проводилась. ПАО «Камчатскэнерго» осуществляет хозяйственную деятельность в бухте <данные изъяты> в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы (т.1 л.д. 96-105).

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и его привлечения к административной ответственности.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, должностное лицо административного органа и судья городского суда на основании совокупности исследованных доказательств, получивших надлежащую правовую оценку, пришли к выводу, что ПАО «Камчатскэнерго» осуществляет хозяйственную деятельность на объекте II категории негативного воздействия на окружающую среду «Станция ТЭЦ-1» в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы, что является нарушением части 1 статьи 33 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», частей 1, 2 статьи 34 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», подпункта 7 статьи 11, подпункта 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», правильно квалифицировав совершенное им деяние по части 1 статье 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выводы о наличии состава указанного административного правонарушения основаны на исследованных и приведенных в постановлении доказательствах, которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценены на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Доводы жалобы, поданной в Камчатский краевой суд, аналогичны доводам, на которые защитники ПАО «Камчатскэнерго» Петухов М.Ю. и Кренгель Р.А. ссылались при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом и при рассмотрении жалобы судьей Петропавловск-Камчатского городского суда, получившим надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой оснований не имеется.

Вопреки доводам жалобы, положения статьи 34 Федерального закона № 155-ФЗ свидетельствуют о том, что требование о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы распространяется на все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море.

При таких обстоятельствах осуществление ПАО «Камчатскэнерго» хозяйственной деятельности во внутренних морских водах без положительного заключения государственной экологической экспертизы является основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности.

Представленное положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов станции ТЭЦ-1 филиала Камчатские ТЭЦ» (т.1 л.д. 158-181) не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку, в соответствии с положениями пункта 4 статьи 34 Федерального закона № 155-ФЗ, указанный план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов является отдельным объектом государственной экологической экспертизы.

Наказание Обществу назначено с учётом характера и обстоятельств совершённого административного правонарушения, с учетом положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.

При проверке дела в полном объёме нарушений процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые повлекли бы за собой отмену решения судьи, не усматриваю, в связи с чем жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 14 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» оставить без изменения, жалобу защитника Петухова М.Ю. – без удовлетворения.

Судья Камчатского

краевого суда О.В. Чаднов