Дело № 21-3/2021 (21-402/2020) судья Лебедева О.Н.
69RS0023-03-2020-000259-28
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тверь 27 января 2021 года
Судья Тверского областного суда Каширская Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя главного государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО1 на решение судьи Осташковского межрайонного суда Тверской области (постоянное судебное присутствие в пгт. Селижарово Селижаровского района Тверской области) от 26 октября 2020 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.3, ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, в отношении ОАО «Селижаровский карьер»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Селижаровский карьер» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 7.3, ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 900 000 рублей.
Решением судьи Осташковского межрайонного суда Тверской области (постоянное судебное присутствие в пгт. Селижарово Селижаровского района Тверской области) от 26 октября 2020 года постановление должностного лица № от ДД.ММ.ГГГГ отменено, производство по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.3, ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, в отношении ОАО «Селижаровский карьер» прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи в недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В жалобе, поданной в Тверской областной суд, заместитель главного государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО1 просит решение судьи межрайонного суда отменить. Ссылаясь на положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» указывает, что государственный контроль (надзор) может осуществляться как путем проведения проверок, так и путем проведения мероприятий по контролю. Указанные способы проведения государственного контроля (надзора) являются самостоятельными и не подменяют собой друг друга. Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2020 года № «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» запрет на проведение мероприятий по контролю не установлен. В соответствии с положениями ч. 2 ст. 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, проводятся уполномоченными должностными лицами на основании заданий на проведение таких мероприятий, утвержденных руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Мероприятия по контролю (надзору) проводились в соответствии с заданием №, которое не содержит указания на проведение мероприятий в отношении конкретных юридических лиц и оформлено в соответствии с установленным порядком. Мероприятия проводились на территории <адрес> на месторождениях полезных ископаемых <данные изъяты>. Полагает, что указанные обстоятельства также свидетельствуют об ошибочном выводе суда о проведении мероприятий в отношении конкретного лица, при этом они оставлены без внимания, не исследованы и им не дана правовая оценка. Рейдовый осмотр территории, деятельность на которой осуществляет ОАО «Селижаровский карьер», проводилось без взаимодействия с юридическим лицом, какие-либо документы у общества не истребовались, требования к обществу не предъявлялись, что обществом также не оспаривалось. Считает, что проведенное ДД.ММ.ГГГГ мероприятие по контролю и составленный по его результатам акт соответствуют требованиям законодательства и являются законными, а доказательства по делу, полученные при проведении мероприятия, допустимыми. Также указывает, что проведение внеплановой проверки по итогам мероприятия по контролю не является обязательным и единственно возможным способом установления обстоятельств по делу. Решение о проведении внеплановой проверки принимается при необходимости. Так как ОАО «Селижаровский карьер» является малым предприятием, то правовые основания для проведения внеплановой проверки отсутствовали. Отмечает, что нормы Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ не регулируют порядок возбуждения и производства по делу об административном правонарушении, данный порядок регламентирован КоАП РФ. Полагает, что выводы суда основаны на неверном применении норм права.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, оценив обоснованность доводов жалобы, выслушав заместителя главного государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, защитника Гулиппа А.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Селижаровский карьер» выдана лицензия на право пользования недрами №, зарегистрированная за номером № от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данной лицензии общество имеет право на добычу валунно-гравийно-песчаного материала месторождения <данные изъяты> для переработки его на щебень, гравий и песок для автодорожного и жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО1 на основании задания № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного заместителем Министра природных ресурсов и экологии Тверской области, начальником управления охотопользования и охраны охотничьих ресурсов А.О.Ю., проведено мероприятие по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, участка недр <данные изъяты> в <адрес>.
По результатам проведенного мероприятия составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому установлено, что объектом осмотра является участок недр <данные изъяты>, расположенный в районе <адрес>. На момент осмотра на данном месторождении имеются котлованы и отвалы песка, песчано-гравийного материала, имеется специальная техника для проведения работ по добыче полезного ископаемого. В ходе осмотра установлен факт пользования недрами (добыча, перемещение добытого полезного ископаемого) в границах месторождения. В соответствии с лицензией на право пользования недрами добыча полезных ископаемых в границах данного месторождения осуществляется ОАО «Селижаровский карьер».
ДД.ММ.ГГГГ по результатам изучения материалов мероприятий по контролю, а также отчетности, предоставленной ОАО «Селижаровский карьер», заместителем главного государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО1 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении ОАО «Селижаровский карьер».
В рамках административного расследования должностным лицом на основании определений об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Селижаровский карьер» предложено представить следующую документацию: действующий проект разработки месторождения <данные изъяты>, план развития горных работ на № год, заявление о направлении на согласование плана развития горных работ на № год, протокол технического совещания по результатам рассмотрения плана развития горных работ на № год, сведения об объеме вскрышных пород, а также об объеме добытого полезного ископаемого в № году, перечень техники, используемой обществом для работ в границах месторождения, а также все материалы (графическую документацию) съемки мест отработки карьера за № и № годы, ежемесячные материалы маркшейдерского учета добычи и определения фактических потерь полезного ископаемого за № годы, сведения о начале и окончании работ (вскрышных, добычных, рекультивационных) в № году, период проведения работ по удалению ПРС и рекультивации в № году, сведения об объеме добытого полезного ископаемого за различные периоды № годов, сведения о наличии собственной маркшейдерской службы, договора на маркшейдерское обслуживание карьера в № годах, акты отбора проб воздуха на рабочих местах и проведения анализа на содержание окиси углерода, сернистого газа и т.д. за № годы, материалы ведения мониторинга состояния окружающей среды в пределах лицензионного участка за № годы, сведения о причинах невыполнения плана развития горных работ на № год, сведения о земельном участке, на котором осуществлялись работы по добыче полезного ископаемого в № года, документы, подтверждающие утверждение нормативов потерь полезного ископаемого на № год, чертеж № из Технического проекта разработки месторождения.
По результатам проведенного административного расследования должностным лицом установлено следующее:
- в срок до ДД.ММ.ГГГГ в нарушение требований законодательства, а также п.п. «а» п. № лицензии №, ОАО «Селижаровский карьер» не обеспечено предоставление в орган государственного горного надзора заявления о согласовании плана развития горных работ на предстоящий № год;
- в нарушении требований законодательства, а также п.п. «а» п. №, п.п. «д» п. № лицензии № в установленный законом срок (по ДД.ММ.ГГГГ включительно) ОАО «Селижаровский карьер» не обеспечено наличие согласованного в установленном порядке ежегодного плана развития горных работ на № год;
- в нарушении требований законодательства, а также п.п. «а» и п.п. «б» п. № лицензии № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Селижаровский карьер» не обеспечено выполнение требований плана развития горных работ на № год;
- в нарушении требований законодательства, а также п.п. «а» и п.п. «в» п. № лицензии № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Селижаровский карьер» допустило сверхнормативные потери полезного ископаемого, а также выборочную отработку отдельных частей лицензионного участка;
- в нарушении требований законодательства, а также п.п. «а» п. № лицензии № ОАО «Селижаровский карьер» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляло добычу общераспространенных полезных ископаемых в отсутствие согласованного в установленном порядке плана развития горных работ на № год;
- в нарушении требований законодательства, условий лицензии и требований технического проекта, в ОАО «Селижаровский карьер» отсутствует собственная маркшейдерская служба, осуществление геолого-маркшейдерского обеспечения горных работ осуществляется сторонней организацией;
- в нарушении требований законодательства, а также п.п. «а» и п.п. «б» п. № лицензии № и требований технического проекта ОАО «Селижаровский карьер» не осуществляет ежемесячную маркшейдерскую съемку и маркшейдерский учет добычи и потерь полезного ископаемого;
- в нарушении требований законодательства, а также п.п. «а, б, г» п. № лицензии № и требований технического проекта ОАО «Селижаровский карьер» не осуществляет достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов полезных ископаемых при разработке месторождения;
- в нарушении требований технического проекта ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> ОАО «Селижаровский карьер» осуществлял транспортировку грунтов (песков) в границах карьера с использованием автомобиля <данные изъяты>, кузов которого не был накрыт специальной накидкой;
- в нарушении требований законодательства, а также п.п. «а, б» п. № и п.п. «и» п. № лицензии № и требований технического проекта ОАО «Селижаровский карьер» не осуществляет систематический контроль состояния атмосферного воздуха (содержанием в нем вредных газов и пыли) на рабочих местах (непосредственно в карьере) путем отбора воздуха (не реже одного раза в квартал) и проведение анализа на содержание окиси углерода, окислов азота, сернистого газа и сероводорода, формальдегида и акролеина;
- в нарушении требований законодательства, а также п.п. «а, б» п. № и п.п. «г» п. № лицензии № ОАО «Селижаровский карьер» не осуществляет ведение мониторинга состояния окружающей среды (атмосфера, недра) в пределах лицензионного участка в соответствии с техническим проектом;
- в нарушении требований законодательства, а также п.п. «а, б» п. № лицензии № и требований технического проекта ОАО «Селижаровский карьер» осуществляет пользование недрами с использованием специальной техники, применение которой проектом не предусмотрено.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении ОАО «Селижаровский карьер».
По результатам проведенного административного расследования также установлено, что в нарушение требований законодательства в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Селижаровский карьер» совершило выборочную (внепроектную) отработку месторождения полезных ископаемых <данные изъяты> и иное нерациональное использование недр, которые приводят к необоснованным (сверхнормативным) потерям полезного ископаемого.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, в отношении ОАО «Селижаровский карьер».
Определением заместителя главного государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ дела об административных правонарушениях № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ объединены в одно производство, с присвоением номера №.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Селижаровский карьер» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3, ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ.
Судья межрайонного суда, проверяя законность и обоснованность оспариваемого постановления должностного лица, пришел к выводу об отмене постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу постановление.
Оснований не согласиться с выводами судьи межрайонного суда не имеется.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Исходя из системного толкования вышеуказанных правовых норм, а также того, что доказательства не имеют заранее установленной силы, при осуществлении производства по делу все доказательства должны быть исследованы и оценены по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ, в совокупности.
Мероприятия по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие должностных лиц с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями проводятся на основании заданий, оформленных в соответствии с требованиями Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке оформления заданий на проведение мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие должностных лиц Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области и государственного казенного учреждения Тверской области «Государственная инспекция по охране объектов животного мира и окружающей среды Тверской области» с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также порядка оформления результатов мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие должностных лиц Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области и Государственного казенного учреждения Тверской области «Государственная инспекция по охране объектов животного мира и окружающей среды тверской области».
Согласно п. № Порядка оформления результатов мероприятий по контролю, результаты мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие должностных лиц с юридическими лицами, оформляются актом мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в течение № рабочих дней со дня его завершения.
Акт мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (приложение № к настоящему Порядку) содержит, в том числе сведения о выявленных нарушениях законодательства.
В соответствии с п. № Порядка оформления результатов мероприятий по контролю, в случае выявления при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями нарушений обязательных требований должностные лица органа государственного надзора, направляют в письменной форме Министру природных ресурсов и экологии Тверской области, заместителю Министра природных ресурсов и экологии Тверской области, директору государственного казенного учреждения Тверской области «Государственная инспекция по охране объектов животного мира и окружающей среды Тверской области» мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях законодательства (приложение № к настоящему Порядку) для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт № правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен в 2020 году в отношении юридических лиц, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, исчерпывающий перечень оснований для проведения проверок, мероприятий по государственному контролю (надзору) и муниципальному контролю, а также предусмотрен особый порядок их проведения.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ на основании задания № должностным лицом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области проведено мероприятие по контролю без взаимодействия с юридическими лицами в виде планового (рейдового) осмотра (обследования) территории Селижаровского района Тверской области.
По результатам обследования территории должностным лицом ДД.ММ.ГГГГ составлен акт мероприятий по контролю, в котором отражены только фактические обстоятельства, зафиксированные в момент проведения обследования территории месторождения <данные изъяты> в <адрес>, а также указано, что в соответствии с лицензией на право пользования недрами добыча полезных ископаемых в границах данного месторождения осуществляется ОАО «Селижаровский карьер».
При этом сведения о выявленных нарушениях обязательных требований законодательства Российской Федерации в данном акте отсутствуют, также в акте не отражено достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Несмотря на не указание в акте сведений о выявленных нарушениях при проведении мероприятий по контролю и отсутствие поводов к возбуждению дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо выносит определение № о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Селижаровский карьер» по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, и проведении административного расследования.
В рамках данного административного расследования должностное лицо истребует у общества документы, свидетельствующие о выполнении ОАО «Селижаровский карьер» условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, тем самым фактически осуществляет проведение внеплановой документарной проверки исполнения ОАО «Селижаровский карьер» требований законодательства при использовании недрами на основании выданной лицензии, при отсутствии на то законных оснований, поскольку при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и оформлении результатов мероприятий по контролю, никаких нарушений требований законодательства, которые могли бы послужить основанием для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, выявлено не было.
Более того, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 438 от 03 апреля 2020 года в 2020 году в отношении юридических лиц, которые отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, установлен исчерпывающий перечень оснований для проведения проверок, мероприятий по государственному контролю (надзору), однако должностным лицом административного органа положения данного нормативно-правового акта оставлены без внимания.
Кроме того, Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области в 2019 году в отношении ОАО «Селижаровский карьер» проводилась внеплановая документарная проверка соблюдения условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, в ходе которой оценке подвергались документы, истребованные также и по настоящему делу об административном правонарушении. По результатам внеплановой проверки общество было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Таким образом, судья межрайонного суда, проанализировав требования законодательства РФ в части оснований проведения государственного контроля (надзора), во взаимосвязи с имеющимися в деле материалами, обоснованно пришел к выводу о допущенных должностным лицом нарушениях требований законодательства о государственном контроле (надзоре), о недействительности результатов проверки и недопустимости использования в качестве доказательства протокола об административном правонарушении.
Доводы жалобы заявителя не содержат ни правовых оснований, ни фактических обстоятельств, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции, поскольку направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, в то время как оснований для их переоценки по доводам жалобы не имеется.
Несогласие заявителя с выводами судьи межрайонного суда не является правовым основанием к отмене состоявшегося по делу судебного акта.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, оснований для отмены решения судьи Осташковского межрайонного суда Тверской области (постоянное судебное присутствие в пгт. Селижарово Селижаровского района Тверской области) от 26 октября 2020 года не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ судья,
Р Е Ш И Л:
Решение судьи Осташковского межрайонного суда Тверской области (постоянное судебное присутствие в пгт. Селижарово Селижаровского района Тверской области) от 26 октября 2020 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.3, ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, в отношении ОАО «Селижаровский карьер» оставить без изменения, жалобу заместителя главного государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Е.А. Каширская