ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-3/2022 от 10.01.2022 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья Кочешева Н.Д. Дело № 21-3/2022

РЕШЕНИЕ

по жалобе на решение судьи

по делу об административном правонарушении

г. Мурманск 10 января 2022 года

Судья Мурманского областного суда Кривоносов Д.В., рассмотрев жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 на решение судьи Кольского районного суда Мурманской области от 8 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора №* от 18 июня 2021 года должностное лицо –инженер-эколог акционерного общества «ВАД» (далее – АО «ВАД», Общество) ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Решением судьи Кольского районного суда Мурманской области от 8 сентября 2021 года указанное постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2 прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1, просит решение судьи районного суда отменить.

В обоснование указывает, что судьей районного суда при рассмотрении жалобы не были всесторонне и объективно выяснены все обстоятельства, имеющие значение для правильного и законного разрешения дела.

Ссылаясь на положения части 1,2 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указывает, что в рассматриваемом случае с 26 сентября 2020 года не поставлен на учет объект строительства и эксплуатируемый АО «ВАД», оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (строительная площадка или стройка) в процессе проведения взрывных работ, работы строительной техники, дробления выемочных скальных пород, хранения песков и грунтов на участках строительств и реконструкции автодороги Р-21 и арендуемых участках.

Обращает внимание, что присвоение категории объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании поданных юридическим лицом сведений о постановке на учет такого объекта.

В судебное заседание ФИО2, извещенная надлежащим образом, не явилась, что в силу статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не препятствовало рассмотрению дела.

Проверив материалы дела, выслушав государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующему.

Статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения должностного лица АО «ВАД» к административной ответственности послужил выявленный в рамках проведения проверки в период с 11 мая 2021 года по 7 июня 2021 года факт нарушения требований пункта 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: объект строительства в соответствии с проектной документацией называемый как «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-21 «Кола» Санкт-Петербург – Петрозаводск – Мурманск – Печенга – граница с королевством Норвегия. Реконструкция автомобильной дороги Р-21 «Кола» Санкт-Петербург – Петрозаводск – Мурманск – Печенга – граница с королевством Норвегия. Подъезд к г. Мурманск на участке км ***- км ***, Мурманская область, и эксплуатируемый АО «ВАД» не поставлен на государственный учет, как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду с 26 сентября 2020 года.

Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения должностного лица – инженера - эколога АО «ВАД» ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отменив постановление должностного лица административного органа, судьей районного суда верно указано в принятом по делу судебном решении о том, что в материалах дела об административном правонарушении доказательств того, что объект, эксплуатируемый АО «ВАД», соответствует критериям объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не имеется, на момент привлечения должностного лица к административной ответственности, строительство объекта не завершено и объект не введен в эксплуатацию. Должностным лицом Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора не доказано наличие у АО «ВАД» обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Не согласиться с данным выводом суда оснований не имеется.

Статьи 41 и 42 Конституции Российской Федерации закрепляют право каждого на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4 статья 4.2 указанного закона).

Пунктами 1 и 2 статьи 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Таким образом, действующее законодательство, не учитывая особенности строящихся объектов (строительных площадок), не предусматривает внесение в реестр строящихся объектов и объектов, не введенных в эксплуатацию.

В данном случае доказательств того, что земельные участки для проведения строительных работ и строящийся объект не находятся в аренде у АО «ВАД» не имеется, строящийся объект не введен в эксплуатацию (ориентировочный срок ввода объекта в эксплуатацию – 31 октября 2023 год) у Общества отсутствовала обязанность по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с положениями гражданского законодательства, в условиях договорных отношений между арендодателем и арендаторами обязанности по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, могут определяться в рамках соответствующих гражданско-правовых договоров.

Вместе с тем, административным органом не представлено доказательств тому, что по условиям договоров аренды (субаренды) обязанности по постановке на государственный учет объектов, выявленных в ходе проведенной проверки в период с 11 мая 2021 года по 7 июня 2021 года, и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, приняты АО «ВАД».

Доводы административного органа о том, что ФИО2 является субъектом вмененного административного правонарушения, обоснованно отклонены с приведением правовой оценки в судебном решении, оснований не согласиться с которой не имеется.

С учетом изложенного, судья районного суда пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, правомерно отменил постановление должностного лица административного органа и прекратил производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса.

Мотивы, по которым судья пришел к таким выводам, отражены в решении и являются убедительными, оснований не согласиться с ними не имеется.

Несогласие административного органа с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судьей норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, не свидетельствует о том, что судьей районного суда допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и основанием для отмены обжалуемого судебного акта не является.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Кольского районного суда Мурманской области от 8 сентября 2021 года в отношении ФИО2 оставить без изменения, жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 -без удовлетворения.

Судья Мурманского областного суда Д.В. Кривоносов