№ 21-3/2024
(21-2/2024; 21-4/2024; 21-6/2024; 21-7/2024; 21-8/2024; 21-9/2024)
РЕШЕНИЕ
26 января 2024 года г. Оренбург
Судья Оренбургского областного суда Пересыпкина Т.И., при секретарях Ждакове А.В. и Елизарове А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы защитника Нестеренко Ю.А. на постановления и представления государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 23 июня 2023 года № и решения судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 7, 26, 28 сентября и 17 октября 2023 года, вынесенные по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.1, ст. 8.5, ст. 8.46, ч. 1 ст. 8.21, ч. 2 ст. 8.21 и ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Оренбург Водоканал»,
а также жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора - ведущего специалиста–эксперта отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области С.В.А. на решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 7 сентября 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, в отношении ООО «Оренбург Водоканал»,
установил:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора - ведущего специалиста–эксперта отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области от 23 июня 2023 года № ООО «Оренбург Водоканал» признано виновным в совершении, административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. Решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 28 сентября 2023 года постановление должностного лица изменено: исключено из объективной стороны правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, указание на то, что «ООО «Оренбург Водоканал» допустило нарушение, выразившееся в осуществлении деятельности на объекте НВОС «Очистные сооружения ЦОС и КС ООО «Оренбург Водоканал» с превышением разрешенных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источника № по аммиаку в 5,4 раза, по метану в 5,1 раз, а также в осуществлении деятельности при которой от источника выбросов иловые поля № 6801 в атмосферный воздух поступают загрязняющие вещества (сероводород, метан, аммиак) как продукт жизнедеятельности микроорганизмов, что впоследствии приводит к превышениям предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и превышением разрешенных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух». В остальной части постановление оставлено без изменения. Государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 23 июня 2023 года по данному делу выдано представление №, которое вышеназванным решением судьи оставлено без изменения;
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора - ведущего специалиста–эксперта отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области от 23 июня 2023 года №, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 28 сентября 2023 года, ООО «Оренбург Водоканал» признано виновным в совершении, административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. Государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 23 июня 2023 года по данному делу выдано представление №, которое вышеназванным решением судьи оставлено без изменения;
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора - ведущего специалиста–эксперта отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области от 23 июня 2023 года №, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 26 сентября 2023 года, ООО «Оренбург Водоканал» признано виновным в совершении, административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. Государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 23 июня 2023 года по данному делу выдано представление №, которое вышеназванным решением судьи оставлено без изменения;
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора - ведущего специалиста–эксперта отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области от 23 июня 2023 года № ООО «Оренбург Водоканал» признано виновным в совершении, административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей. Решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 7 сентября 2023 года, вышеуказанное постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которого вынесено постановление. Государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 23 июня 2023 года по данному делу выдано представление №. Решением судьи районного суда от 7 сентября 2023 года представление должностного лица по настоящему делу также отменено;
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора - ведущего специалиста–эксперта отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области от 23 июня 2023 года №, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 26 сентября 2023 года, ООО «Оренбург Водоканал» признано виновным в совершении, административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей. Государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 23 июня 2023 года по данному делу выдано представление №, которое вышеназванным решением судьи оставлено без изменения;
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора - ведущего специалиста–эксперта отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области от 23 июня 2023 года № ООО «Оренбург Водоканал» признано виновным в совершении, административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ, и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей. Государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 23 июня 2023 года по данному делу выдано представление №. Решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 17 октября 2023 года вышеуказанные постановление и представление должностного лица изменены: исключены из объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ, указание на «поступление от источника выбросов иловые поля № в атмосферный воздух загрязняющих веществ с превышением предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и превышением разрешенных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух». В остальной части постановление и представление оставлены без изменения;
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора - ведущего специалиста–эксперта отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области от 23 июня 2023 года №, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 7 сентября 2023 года, ООО «Оренбург Водоканал» признано виновным в совершении, административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. Государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 23 июня 2023 года по данному делу выдано представление №, которое вышеназванным решением судьи оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делам об административных правонарушениях процессуальными актами, защитник общества Нестеренко Ю.А. обратилась в Оренбургский областной суд с жалобами на постановления и представления государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 23 июня 2023 года № и решения судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 7, 26, 28 сентября и 17 октября 2023 года, вынесенные по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.1, ст. 8.5, ст. 8.46, ч. 1 ст. 8.21, ч. 2 ст. 8.21 и ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Оренбург Водоканал», ссылаясь на их незаконность, об их отмене и прекращении производства по делам.
Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора - ведущий специалист–эксперт отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области С.В.А. обратилась с жалобой в Оренбургский областной суд на решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 7 сентября 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, в отношении ООО «Оренбург Водоканал», в которой просила об отмене решения судьи районного суда и возвращении дела на новое рассмотрение.
Определением заместителя председателя Оренбургского областного суда от 22 января 2024 года жалобы защитника общества Нестеренко Ю.А. и жалоба государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора - ведущего специалиста–эксперта отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области С.В.А. совместно с делами об административных правонарушениях переданы на рассмотрение судье Оренбургского областного суда Пересыпкиной Т.И.
Определением судьи Оренбургского областного суда от 23 января 2024 года вышеназванные жалобы и дела приняты к производству судьей и объединены в одно производство, с присвоением объединенному делу №
Лица, участвующие в деле: законный представитель ООО «Оренбург Водоканал», должностное лицо, вынесшее постановления, надлежащим образом извещены о дне и месте рассмотрения дела. В судебное заседание не явились, ходатайств об отложении не заявлено, в связи с чем настоящее дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалоб, заслушав пояснения защитников общества Нестеренко Ю.А. и ФИО1, поддержавших доводы жалобы (в судебном заседании 24 января 2024 года), допросив должностных лиц, административного органа Г.Д.Н. и С.Ю.В. (в судебном заседании 26 января 2024 года), прихожу к следующим выводам.
Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.48 настоящего Кодекса.
Частью 1 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Статьей 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50, статьей 8.51 настоящего Кодекса.
Часть 1 ст. 8.21 КоАП РФ устанавливает ответственность за выброс и вредное физическое воздействие на атмосферный воздух без соответствующего разрешения.
Часть 2 ст. 8.21 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него.
Статья 8.41 КоАП РФ устанавливает ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Статья 8.46 КоАП РФ устанавливает ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.
Как следует из материалов дела, ООО «Оренбург Водоканал» осуществляет деятельность на объекте НВОС – «Очистные сооружения канализации ЦОС и КС ООО «Оренбург Водоканал» (код объекта 53-0156-000027-П), который относится к объектам I категории (категория риска - значительная), подлежит федеральному государственному экологическому контролю.
В 2019 году ООО «Оренбург Водоканал» проведена инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников.
В соответствии с проведенной инвентаризацией в атмосферу поступает 24 загрязняющих вещества из 37 источников выбросов (26 организованных и 11 неорганизованных).
Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области установлены нормативы предельно допустимых выбросов ООО «Оренбург Водоканал» в составе проекта нормативов ПДВ на срок с 8 ноября 2019 года до 7 ноября 2025 года с валовым выбросом 161,46842 т/год - в 2019 году, 160,41272 т/год - в 2020-2025 гг., о чем выдано решение от 8 ноября 2019 года № 74-П.
Согласно отчету по инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для объектов 1 категории НВОС «Очистные сооружения канализации ЦОСиКС и иловые поля ООО «Оренбург Водоканал», утвержденному генеральным директором ООО «Оренбург Водоканал» 25 августа 2021 года, в результате деятельности очистных сооружений, в атмосферный воздух г. Оренбурга выбрасываются 24 наименования загрязняющих веществ, таких как азота диоксид, аммиак, азота оксид, сероводород, метан, предельные углеводороды С6-С10, фенол, формальдегид, смесь природных меркаптанов и предельные углеводороды С12-С19, от 32 источников выбросов, в том числе от 23 – организованных, 9 – неорганизованных.
25 декабря 2021 года ООО «Оренбург Водоканал» в связи с изменениями в технологической схеме обработки осадка – выводом из эксплуатации метантенков на ОСК г. Оренбург, а также в связи с модернизацией системы отвода надиловой воды и установкой щелевых колодцев, вводом новой ГОУ, вводом новой блочно-модульной котельной проведена актуализация инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и выбросов от них.
Инвентаризацией установлено, что в результате деятельности объектов I категории НВОС Очистные сооружения канализации ЦОС и КС и иловые поля ООО «Оренбург Водоканал» в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества 24 наименований от 34 источников выбросов, из них организованных источников – 25, неорганизованных – 9, суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляет – 165,0656 т/год, из них ЦОСК – от 30 источников - 109,8448 т/год, иловые поля – от 2 источников 55,2208 т/ год.
15 февраля 2023 года главным инженером ООО «Оренбург Водоканал» утвержден отчет по инвентаризации стационарных и передвижных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Корректировка данных, который разработан для объекта HBOC ООО «Оренбург Водоканал» - «Очистные сооружения канализации ЦОС и КС ООО «Оренбург Водоканал».
На основании решения исполняющего обязанности заместителя руководителя Южно-Уральского межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16 мая 2023 года №, вынесенного на основании п. 2 ч. 1 ст. 57 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ, в связи с наступлением сроков проведения контрольных мероприятий, включенных в ежегодный план (ЕРКНМ с плановым номером №) в отношении ООО «Оренбург Водоканал» в период с 22 мая по 2 июня 2023 года должностными лицами административного органа проведена плановая выездная проверка в рамках осуществления федерального государственного экологического контроля (надзора).
Уведомление о проведение проверки получено проверяемым лицом 17 мая 2023 года.
В ходе проведения плановой выездной проверки в отношении ООО «Оренбург Водоканал» выявлены нарушения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
По ст. 8.1 КоАП РФ, правонарушение выразилось в том, что:
- в нарушении требований ст. 21 Федерального закона от 10 января 2020 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федерального закона № 7-ФЗ), ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Федерального закона № 96-ФЗ) изменение технологического процесса производственной деятельности в части вывода из эксплуатации метантенков, несоблюдение технологического регламента и инструкции по применению водоэмульсионного раствора Тиазон при напуске осадка сточных вод на иловые карты приводит к повышенному содержанию микроорганизмов и загниванию (брожению) осадков сточных вод при наступлении положительных температур, благоприятных для развития микроорганизмов. Так, от источника выбросов – иловые поля № 6801 в атмосферный воздух поступают загрязняющие вещества (сероводород, аммиак, метан) как продукт жизнедеятельности микроорганизмов, что впоследствии приводит к превышениям предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и превышениям нормативов выбросов загрязняющих веществ;
- согласно протоколу измерений промышленных выбросов в атмосферу ФГБУ «***» от 31 мая 2023 года № и экспертному заключению от 31 мая 2023 года № по результатам лабораторных исследований, измерений и испытаний, проведенных в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды установлено, что ООО «Оренбург Водоканал» осуществляет деятельность на объекте НВОС «Очистные сооружения ЦОС и КС ООО «Оренбург Водоканал» с превышением разрешенных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источника №0327 (ГОУ «***») по аммиаку в 5,4 раза, по метану в 5,1 раз;
- в нарушение п. 2 ст. 22 Федерального закона № 96-ФЗ, пунктов 1, 3, 4 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного приказом Минприроды России от 19 ноября 2021 года № 871, общество в период с 17 мая 2023 года по 31 мая 2023 года не провело инвентаризацию источников выбросов и выбросов взвешенных веществ при погрузочно-разгрузочных работах во время очистки иловых карт от обезвреженного осадка сточных вод и при хранении на открытой площадке органического удобрения «***», не учло при инвентаризации выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных неорганизованных источников выбросов «ворота здания цеха мелкопрозорных решёток», «неплотности покрытия песколовок и приёмной камеры», «неплотности соединения щитовых затворов, расположенных между приёмной камерой и зданием песколовок»;
- в нарушение требований ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ, требований, предъявляемых к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденных приказом Минприроды России от 18 февраля 2022 года № 109, программа производственного экологического контроля для объекта НВОС «Очистные сооружения канализации ЦОС и КС ООО «Оренбург Водоканал» (актуализирована 26 апреля 2023 года) не содержит информацию: о выбросах взвешенных веществ при погрузочно-разгрузочных работах во время очистки иловых карт от обезвреженного осадка сточных вод и при хранении на открытой площадке органического удобрения «***»; о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выбросов «ворота здания цеха мелкопрозорных решёток», «неплотности покрытия песколовок и приёмной камеры», «неплотности соединения щитовых затворов, расположенных между приёмной камерой и зданием песколовок». Кроме того, в указанной программе показатель суммарной массы сброса отдельно по каждому загрязняющему веществу и показатель суммарного объема сброса сточных вод по каждому отдельному выпуску представлен только за 2020 год. Показатель суммарной массы сброса и показатель суммарного объема сброса сточных вод по объекту в целом не указан. Мероприятия по учету объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, план-график проведения проверок работы очистных сооружений, включая мероприятия по технологическому контролю эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков, а также программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной, в программе ПЭК отсутствуют;
- отходы производства и потребления – «тара полимерная загрязненная», «мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный» (код по ФККО 7 22 101 01 71 4) и «осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасный» (код по ФККО 7 22 102 01 39 4), образующиеся в результате хозяйственной деятельности ООО «Оренбург Водоканал», не учтены обществом в программе производственного экологического контроля для объекта НВОС I категории;
- в нарушение ст. 19 Федерального закона № 96-ФЗ, п. 4 постановления Правительства Оренбургской области от 27 марта 2012 года № 263-п «Об организации работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Оренбургской области», п. 21 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных приказом Минприроды России от 28 ноября 2019 года № 811, ООО «Оренбург Водоканал» осуществляет свою производственную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в отсутствие скорректированных мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условиях для объекта НВОС I категории «Очистные сооружения канализации ЦОС и КС ООО «Оренбург Водоканал», в связи с выводом из эксплуатации источника № 6309 (внутренний проезд), который был включен в перечень источников выбросов на которых реализуются данные мероприятия;
- несмотря на изменение с 26 мая 2021 года технологического процесса на очистных сооружениях общества в связи с исключением источников № (метантенки), № (метантенки), № (насосная при метантенках) и вводом в эксплуатацию источника № (ГОУ «***») общество в нарушение требований ст. 22 Федерального закона № 7-ФЗ, частей 1 и 2 ст. 12, ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ, п. 11 приказа Минприроды России от 11 августа 2020 года № 581 «Об утверждении методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», п. 11 Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 года № 2055, в период с 17 мая по 2 июня 2023 года осуществляет деятельность на объекте НВОС I категории «Очистные сооружения канализации ЦОС и КС ООО «Оренбург Водоканал» в отсутствие корректировки утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов, а также в отсутствие установленных выбросов взвешенных веществ при погрузочно-разгрузочных работах во время очистки иловых карт от обезвреженного осадка сточных вод и при хранении на открытой площадке органического удобрения «***»; загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выбросов «ворота здания цеха мелкопрозорных решёток», «неплотности покрытия песколовок и приёмной камеры», «неплотности соединения щитовых затворов, расположенных между приёмной камерой и зданием песколовок».
По ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, правонарушение выразилось в том, что:
- в нарушение пунктов 1 и 2 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ, п. 2 ст. 11, пунктов 1 и 2 ст. 13.4, ст. 28 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» общество допустило складирование отходов:
- полиэтилена, полипропиленовых мешков, пластиковых контейнеров и т.д. на картах 1 очереди иловых полей, расположенных в южной части г. Оренбурга в районе аэродрома «***» вне установленном месте накопления отходов;
- осадка с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых сточных вод, практически неопасного, образуемого при эксплуатации песколовок путем накапления на 4 песковых площадках, не оборудованных водонепроницаемым покрытием, и включенных в карту-схему объектов I категории НВОС «Очистные сооружения канализации ЦОС и КС ООО «Оренбург Водоканал» как место хранение отхода «осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых сточных вод, практически неопасный».
По ст. 8.5 КоАП РФ, правонарушение выразилось в том, что:
- в нарушение требований ст. 16.3, частей 1 и 2 ст. 16.1, ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ, Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды России от 10 декабря 2020 № 1043 обществом при предоставлении 9 марта 2023 года декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год не внесены сведения о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выбросов «ворота здания цеха мелкопрозорных решеток», «неплотности покрытия песколовок и приёмной камеры», «неплотности соединения щитовых затворов, расположенных между приёмной камерой и зданием песколовок»;
- в нарушение пунктов 10 и 12 приказа Минприроды России от 16 октября 2018 года № 522 «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью», частей 7 и 8 Федерального закона № 7-ФЗ представленный 23 марта 2023 года в Управление отчет об организации и результатах проведения производственного экологического контроля за 2022 год на объекте НВОС I категории вышеуказанных требованиям не соответствует. Так, в таблице 3.1 Отчета информация о количестве загрязняющих веществ, содержащихся в забранной воде из водного объекта (по каждому контролируемому загрязняющему веществу), тонн/год, в графу 3 не внесена. В таблице 3.3 «Результаты проведения проверок работы очистных сооружений, включая результаты технологического контроля эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков» в графе 11 не указано допустимое содержание загрязняющих веществ, в соответствии с разрешением на сброс веществ и микроорганизмов в водные объекты: в графах 16,17 не указана проектная и фактическая эффективность (%) очистки сточных вод.
По ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, правонарушение выразилось в том, что:
- в нарушение требований п. 1, п. 1.1 ст. 11, ч. 7 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», пунктов 10 и 11 ст. 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ, пунктов 8, 9, 11, 12, 16-19 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2020 года № 2055 «О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (вместе с «Положением о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух») ООО «Оренбург Водоканал» в период с 17 марта по 2 июня 2023 года осуществляло выбросы вредных веществ от источников объекта I категории НВОС «Очистные сооружения канализации ЦОСиКС и иловые поля ООО «Оренбург Водоканал», в отсутствии как комплексного экологического разрешения, так и специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, полученным с учетом изменений в технологическом процессе;
- а также в отсутствии как комплексного экологического разрешения, так и специального разрешения выбросов: 1) взвешенных веществ при погрузочно-разгрузочных работах во время очистки иловых карт от обезвоженного осадка сточных вод и при хранении на открытой площадке органического удобрения «***»; 2) загрязняющих веществ от источников выбросов «ворота здания цеха мелкопрозорных решеток», «неплотности покрытия песколовок и приемной камеры», «неплотности соединения щитовых затворов, расположенных между приемной камерой и зданием песколовок».
По ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ, правонарушение выразилось в том, что:
- в нарушение требований ст. 21 Федерального закона № 7-ФЗ, ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 96-ФЗ изменение технологического процесса производственной деятельности в части вывода из эксплуатации метантенков, несоблюдение технологического регламента и инструкции по применению водоэмульсионного раствора Тиазон при напуске осадка сточных вод на иловые карты приводит к повышенному содержанию микроорганизмов и загниванию (брожению) осадков сточных вод при наступлении положительных температур, благоприятных для развития микроорганизмов. Так, от источника выбросов – иловые поля № в атмосферный воздух поступают загрязняющие вещества (сероводород, аммиак, метан) как продукт жизнедеятельности микроорганизмов, что впоследствии приводит к превышениям предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и превышениям нормативов выбросов загрязняющих веществ;
- согласно протоколу измерений промышленных выбросов в атмосферу ФГБУ «***» от 31 мая 2023 года № и экспертному заключению от 31 мая 2023 года № по результатам лабораторных исследований, измерений и испытаний, проведенных в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды установлено, что ООО «Оренбург Водоканал» осуществляет деятельность на объекте НВОС «Очистные сооружения ЦОС и КС ООО «Оренбург Водоканал» с превышением разрешенных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источника № 0327 (ГОУ «***») по аммиаку в 5,4 раза, по метану в 5,1 раз.
По ст. 8.41 КоАП РФ, правонарушение выразилось в том, что:
- в нарушении требований частей 1 и 2 ст. 16.1, ст. 16.3, ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ ООО «Оренбург Водоканал» при предоставлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду в связи с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выбросов «ворота здания цеха мелкопрозорных решеток», «неплотности покрытия песколовок и приемной камеры», «неплотности соединения щитовых затворов, расположенных между приемной камерой и зданием песколовок».
По ст. 8.46 КоАП РФ, правонарушение выразилось в том, что:
- в нарушении требований пунктов 1 и 2, 6-10 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ, пунктов 14 и 15, 37 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 мая 2022 года №, ООО «Оренбург Водоканал» не внесло:
1) сведения об источниках выбросов и выбросов взвешенных веществ при погрузочно-разгрузочных работах во время очистки иловых карт об обезвоженного осадка сточных вод и при хранении на открытой площадке органического удобрения «***» в федеральный государственный реестр учета объектов НВОС;
2) сведения о выбросах загрязняющих веществ от источников выбросов «ворота здания цеха мелкопрозорных решеток», «неплотности покрытия песколовок и приемной камеры», «неплотности соединения щитовых затворов, расположенных между приемной камерой и зданием песколовок».
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Оренбург Водоканал» к административной ответственности по ст. 8.1, ч. 1 ст. 8.2, ст. 8.5, ч. 1 и ч. 2 ст. 8.21 ст. 8.41 и ст. 8.46 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения жалоб на постановления должностного лица, решениями судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 7, 26, 28 сентября и 17 октября 2023 года:
- постановления должностного лица от 23 июня 2023 года, вынесенные по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.1 КоАП РФ и ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ частично изменены;
- постановление должностного лица от 23 июня 2023 года по ст. 8.41 КоАП РФ отменено полностью с прекращением производства по делу;
- постановления должностного лица от 23 июня 2023 года, вынесенные по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.2, ст. 8.5, ч. 1 ст. 8.21 и ст. 8.46 КоАП РФ оставлены без изменения.
Отменяя постановление должностного лица от 23 июня 2023 года по ст. 8.41 КоАП РФ, судья районного суда пришел к выводу о том, что 9 марта 2023 года ООО «Оренбург Водоканал» представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год, согласно которой плата за сборы загрязняющих веществ в водные объекты составила 1 012 998,32 рублей, в том числе: плата за выбросы в пределах НДС – 681 726,42 рубля, плата за сборы в пределах ВРС – 331 271,90 рублей.
Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух составила 28 606,56 рублей за выбросы от 31 источника, в том числе за выбросы от источника выбросов – иловые поля № 6801, от которого в 2022 году выброшено 55,21904 т. загрязняющих веществ.
По итогам проверки должностное лицо административного органа пришло к выводу, что ООО «Оренбург Водоканал» при предоставлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год должны были быть внесены сведения о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выбросов «ворота здания цеха мелкопрозорных решеток», «неплотности покрытия песколовок и приемной камеры», «неплотности соединения щитовых затворов, расположенных между приемной камерой и зданием песколовок», соответственно и должна была быть внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду, в связи с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от указанных источников выбросов, чего сделано не было.
Указанное обстоятельство явилось основанием для составления должностным лицом административного органа в отношении ООО «Оренбург Водоканал» протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 КоАП РФ, а впоследствии основанием для вынесения обжалуемого постановления.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух «ворота здания цеха мелкопрозорных решеток», «неплотности покрытия песколовок и приемной камеры», «неплотности соединения щитовых затворов, расположенных между приемной камерой и зданием песколовок» были выявлены только 2 июня 2023 года, ранее выбросы от указанных источников, как и сами источники в инвентаризацию не включались, нормативы выбросов загрязняющих веществ от указанных источников не разрабатывались, учет состава и количества выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ от этих источников не произведен. Выводы должностного лица о наличии в действиях общества состава вмененного правонарушения при указанных в постановлении фактических обстоятельствах доказательствами не подтверждены.
Кроме того, при вменении в вину ООО «Оренбург Водоканал» невнесении платы за негативное воздействие на окружающую среду не указан размер платы, подлежащий внесению юридическим лицом в соответствующий бюджет.
Между тем, с данным решением судьи районного суда нельзя согласиться, поскольку судом неверно определены юридически значимые обстоятельства по делу, повлекшие принятие неверного решения.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно Федеральному закону № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается в том числе за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Согласно п. 1 ч. 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шлейфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
На основании п. 1 ст. 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
Пунктами 1, 2, 3, 5 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанность вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном ст. 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 8 июля 2015 года № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды» загрязняющие вещества, которые выбрасываются в атмосферу в результате деятельности общества, такие как азота диоксид, аммиак, азота оксид, сероводород, метан, фенол включены в Перечень.
Доводы стороны защиты о том, что в ходе проверки административным органом не доказано фактическое наличие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выбросов «ворота здания цеха мелкопрозорных решеток», «неплотности покрытия песколовок и приёмной камеры», «неплотности соединения щитовых затворов, расположенных между приёмной камерой и зданием песколовок», равно как и то, что ворота здания цеха мелкопрозорных решеток», «неплотности покрытия песколовок и приёмной камеры», «неплотности соединения щитовых затворов, расположенных между приёмной камерой и зданием песколовок» являются источниками выбросов загрязняющих веществ, основаны на неверном толковании закона.
Так, пункт 4 приказа Минприроды России от 19 ноября 2021 года № 871 «Об утверждений Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих, веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» прямо предусматривает, что в качестве стационарных ИЗАВ при проведении инвентаризации выбросов учитываются:
ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух через специальные устройства отвода выбросов, например, установки очистки газа, трубы, вентиляционные шахты, газоходы, воздуховоды, факельные устройства (далее - организованные ИЗАВ);
ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа, в том числе места загрузки, выгрузки или хранения сырья, материалов, продукции и иных веществ, негерметичности (неплотности) технологического оборудования, из которых вещества поступают в атмосферный воздух, размещенные па территории объекта ОНВ или в санитарно-защитной зоне отходы, имеющие непосредственный контакт с атмосферным воздухом, например, пылящие поверхности хвостохранилищ, карьеров (далее - неорганизованные ИЗАВ);
ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух из установленного отверстия (далее - точечные ИЗАВ, относящиеся к организованным ИЗАВ);
ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух по установленной линии значительной протяженности, например, аэрационные фонари цехов (далее - линейные ИЗАВ);
ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух с установленной ограниченной поверхности или площади (далее - площадные ИЗАВ, относящиеся к неорганизованным ИЗАВ).
Согласно производственному процессу ООО «Оренбург Водоканал» хозяйственно-бытовые сточные воды г. Оренбурга поступают в приемный резервуар городских очистных сооружений, где происходит усреднение стоков по входящим концентрациям и неравномерному притоку сточных вод. Далее сточные воды проходят механическую очистку на решетках тонкой очистки (4 мелкопрозорные решетки) и самотеком поступают в горизонтальные песколавки (3 галереи), где происходит выделение из стоков крупных загрязнений минерального происхождения.
Здание цеха мелкопрозорных решеток оборудовано приточной вентиляцией. В этом здании находится место накопления отходов производства и потребления – мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации практически не опасный, образованных при механической очистке сточных вод на мелкопрозорных решетках.
Загрязняющие вещества, выделяющиеся при обработке сточных вод, от приемной камеры, песколовок и камеры механической очистки поступают в атмосферный воздух также из «неплотностей покрытия песколовок и приёмной камеры», «неплотностей соединения щитовых затворов, расположенных между приёмной камерой и зданием песколовок» и при открытии ворот здания цеха мелкопрозорных решёток.
Таким образом, учитывая пункт 4 приказа Минприроды России от 19 ноября 2021 года № 871, ворота здания цеха мелкопрозорных решеток», «неплотности покрытия песколовок и приёмной камеры», «неплотности соединения щитовых затворов, расположенных между приёмной камерой и зданием песколовок» являются стационарными неорганизованными источниками выбросов.
Вопреки доводам защиты, учитывая Технологический регламент очистных сооружений канализации г. Оренбурга, а также сведения, содержащиеся в инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для объектов 1 категории НВОС «Очистные сооружения канализации ЦОСиКС и иловые поля ООО «Оренбург Водоканал», обществу достоверно известно наименование загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В силу положений Федерального закона № 7-ФЗ, поскольку обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду, и должна быть исполнена лицом, признающимся плательщиком, самостоятельно, то выводы суда первой инстанции о том, что на момент проверки выбросы от источников, как и сами источники обществом в инвентаризацию не включались, нормативы выбросов от указанных источников не разрабатывались, основаны на неверном толковании норм права.
Таким образом, по ст. 8.41 КоАП РФ выводы должностного лица должным образом не проверены, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судьей районного суда не приняты. Имеющимся в материалах дела доказательствам надлежащей оценки судом не дано. Такое разрешение дела не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Допущенная неполнота исследования всех обстоятельств дела не позволила судье полно, всесторонне, объективно рассмотреть дело и принять законное и обоснованное решение, в связи с этим решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 7 сентября 2023 года, вынесенное по ст. 8.41 КоАП РФ, нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Кроме того, при рассмотрении жалоб на постановления должностного лица от 23 июня 2023 года № не учтено следующее.
Федеральным законом от 26 марта 2022 г. № 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон от 26 марта 2022 г. № 70-ФЗ), вступившим в силу 6 апреля 2022 года, ст. 4.4 названного кодекса дополнена ч. 6, в которой закреплено, что, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II названного кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 данной статьи.
Частью 2 ст. 4.4 КоАП РФ определено, что при условиях, перечисленных в данной норме, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
На момент рассмотрения 7, 26, 28 сентября и 17 октября 2023 года судьей районного суда жалоб защитника общества на постановления должностного лица о привлечении общества к административной ответственности по ст. 8.1, ст. 8.5, ст. 8.46, ч. 1 ст. 8.21, ч. 2 ст. 8.21, ч. 1 ст. 8.2 и 8.41 КоАП РФ, действовали положения ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ.
Следовательно, принимая решения от 7, 26, 28 сентября и 17 октября 2023 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.1, ст. 8.5, ст. 8.46, ч. 1 ст. 8.21, ч. 2 ст. 8.21, ч. 1 ст. 8.2 и 8.41 КоАП РФ, судья обязан был применить положения ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ, в силу которых при наличии указанных в ней условий административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание, поскольку указанные административные правонарушения, выявлены в ходе одного контрольного мероприятия, чего сделано не было.
В соответствии со п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
При таких обстоятельствах решения судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 7, 26, 28 сентября и 17 октября 2023 года, вынесенные по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.1, ч. 1 ст. 8.2, ст. 8.5, ч. 1 и ч. 2 ст. 8.21 ст. 8.41 и ст. 8.46 КоАП РФ, в отношении ООО «Оренбург Водоканал» подлежит отмене.
Учитывая, что годичный срок давности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения настоящей жалобы для данной категории дел не истек, настоящее дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Оренбурга.
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении судье следует проверить соблюдение порядка привлечения общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ (в части исключения привлечения к административной ответственности за повторное аналогичное правонарушение), исходя из позиции Верховного Суда РФ, изложенной в ответе на 21 вопрос в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2006 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 марта 2007 года, а также в соответствии с п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", привлечение к ответственности прекращает правонарушение.
Как следует из материалов дела, в отношении общества должностными лицами неоднократно выявлялись следующие нарушение требований п. 1, п. 1.1 ст. 11, ч. 7 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», пунктов 10 и 11 ст. 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ, пунктов 8, 9, 11, 12, 16-19 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2020 года № 2055 «О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (вместе с «Положением о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух»), выразившееся в том, что ООО «Оренбург Водоканал» осуществляло выбросы вредных веществ от источников объекта I категории НВОС «Очистные сооружения канализации ЦОСиКС и иловые поля ООО «Оренбург Водоканал»
- в отсутствии как комплексного экологического разрешения, так и специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, полученным с учетом изменений в технологическом процессе;
- а также в отсутствии как комплексного экологического разрешения, так и специального разрешения выбросов взвешенных веществ при погрузочно-разгрузочных работах во время очистки иловых карт от обезвоженного осадка сточных вод и при хранении на открытой площадке органического удобрения «***».
По результатам проверок, проведенных должностными лицами административного органа в августе-сентябре 2022 года; феврале-марте 2023 года, апреле-мае 2023 года и настоящей проверки май-июнь 2023 года в отношении ООО «Оренбург Водоканал» должностным лицом выносились постановления о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ за вышеназванные нарушения.
В отношении нарушения, выразившегося в наличии у общества взвешенных веществ при погрузочно-разгрузочных работах во время очистки иловых карт от обезвоженного осадка сточных вод и при хранении на открытой площадке органического удобрения «Супер Флора» (по ч. 1 ст. 8.21, ст. 8.46, ст. 8.1 КоАП РФ), при новом рассмотрении дела суду первой инстанции проверить доводы защитника общества о том, что выбросы взвешенных веществ при погрузочно-разгрузочных работах во время очистки иловых карт от обезвоженного осадка сточных вод и при хранении на открытой площадке органического удобрения «Супер Флора», отсутствуют.
Приказом МПР РФ от 31 июля 2018 года № 341 (в ред. Приказа МПР от 22 апреля 2021 года № 277) утвержден «Порядок формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками», на основании положений которого Министерством природных ресурсов РФ на официальном сайте ведется Перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Согласно включенному в данный Перечень за № 38 (сведения внесены распоряжением Минприроды России от 28 июня 2021 года N 22-р (с изменениями, внесенными распоряжением Минприроды России от 26 декабря 2022 года N 38-р)) Методическому пособию по расчету выбросов от неорганизованных источников в промышленности строительных материалов, ЗАО «***», Новороссийск, 2001, при статическом хранении и пересыпке песка влажностью 3% и более - выбросы считать равными 0, для других строительных материалов выбросы считать равными 0 при влажности свыше 20%.
Согласно результатам измерений, проведенных аккредитованной центральной аналитической лабораторией ООО «Оренбург Водоканал» за период 2021-2023 г.г. влажность осадка (удобрения «***»), перемещаемого с иловых карт второй и третьей очереди на площадку первой очереди составляла от 57 до 65 %. Журнал регистрации результатов КХА осадка с карт иловых полей, подготовленных к чистке представлен обществом при рассмотрении настоящего дела.
При этом суду необходимо истребовать выписку из Журнала регистрации результатов КХА осадка с карты 1 иловых полей, на которой производится окончательная подсушка осадка, с указанием процента влажности осадка.
По ст. 8.2 КоАП РФ при новом рассмотрении суду необходимо дать оценку наличию или отсутствию в действиях общества вмененного состава с учетом правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенное в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 13 декабря 2023 года (п. 47 Обзора).
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении судье следует учесть изложенное в настоящем решении, оценить материалы дела по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в порядке ст. 26.11 КоАП РФ, дать оценку всем доводам защитников общества (указанным как в жалобах, так и в судебных заседаниях) и должностного лица и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
жалобы защитника общества Нестеренко Ю.А. удовлетворить частично, а жалобу должностного лица, вынесшего постановление, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора - ведущего специалиста–эксперта отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области С.В.А. в полном объеме.
Решения судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 7, 26, 28 сентября и 17 октября 2023 года, вынесенные по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.1, ч. 1 ст. 8.2, ст. 8.5, ч. 1 и ч. 2 ст. 8.21 ст. 8.41 и ст. 8.46 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» отменить.
Дело об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.1, ч. 1 ст. 8.2, ст. 8.5, ч. 1 и ч. 2 ст. 8.21 ст. 8.41 и ст. 8.46 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» возвратить в Ленинский районный суд г. Оренбурга на новое рассмотрение.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном ст. ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ, путем обращения с жалобой (протестом) в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Оренбургского
областного суда Т.И. Пересыпкина