ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-4 от 14.02.2012 Саратовского областного суда (Саратовская область)

                                                                                    Саратовский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Саратовский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Соседова Е.А. Дело № 21-4/11

РЕШЕНИЕ

14 февраля 2012 года г. Саратов

Судья Саратовского областного суда Пескова Ж.А.,

при секретаре Платицыной М.Н.,

рассмотрев жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Саратовской области на решение Балашовского районного суда Саратовской области от 08 ноября 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

установил:

Решением Балашовского районного суда Саратовской области от 08.11.2011 года отменено постановление заместителя начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по Саратовской области от 15.09.2011 г., которым директор муниципального унитарного предприятия (далее – МУП) «Гостиница «Хопер» Балашовского муниципального района Саратовской области ФИО1 привлечена к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 40 000 рублей, производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

На не вступившее в законную силу судебное постановление заместителем начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по Саратовской области З.Д.Ю. в Саратовский областной суд подана жалоба, в которой содержится просьба об отмене решения Балашовского районного суда и направлении дела на новое рассмотрение судье, правомочному рассмотреть дело. В обоснование жалобы указано, что жалоба принята и рассмотрена судом с нарушением требований пункта 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ, а именно: постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Дело в отношении ФИО1 рассмотрено по адресу: город ***, ***, дом № *** «***», что относится к территориальности Ленинского района города Саратова, ходатайство о передаче дела по подсудности удовлетворено не было. Пунктом 39 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, признанным недействующим решением Верховного Суда Российской Федерации от 14.07.2011 года № ГКПИ11-723, регулировались правоотношения, не связанные с пребыванием иностранного гражданина в гостинице, речь шла только о принимающей стороне, для которой установлен двухдневный срок возвращения отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина (физические лица, работодатели). Для администрации гостиницы установлен специальный срок уведомления об убытии иностранного гражданина (не позднее 12 часов дня, следующего за днем убытия иностранного гражданина), в связи с чем, пункт 39 Правил на гостиницы не распространяется и не влечет изменение порядка уведомления гостиницами органов миграционного учета об убытии иностранного гражданина. По аналогии закона применению подлежат нормы пункта 45 Правил, тем более, согласно части 4 статьи 23 Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» при убытии иностранного гражданина из гостиницы, уведомление органа миграционного учета администрацией гостиницы возможно с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2010 года № 310 утверждены Правила передачи сведений о прибытии в место пребывания и убытия из места пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи, согласно которым необходимо заключение соглашения между поставщиком и получателем сведений, предусматривающего в числе прочих условия использования электронной цифровой подписи при осуществлении информационного обмена сведениями. Уведомление органа миграционного учета посредством телефонной связи, как одного из способов доступной формы уведомления, действующим законодательством не предусмотрено. Именно ФИО1 является надлежащим должностным лицом, подлежащим административной ответственности по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ, а не дежурная по этажу, на которую приказом директора гостиницы возложена обязанность по уведомлению УФМС России по Саратовской области в городе Балашове об убытии иностранного гражданина.

Проверив законность и обоснованность вынесенного районным судом решения в полном объеме (пункт 3 статьи 30.6 КоАП РФ), заслушав представителя лица, привлеченного к административной ответственности, ФИО2, действовавшей на основании доверенности от ***, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об оставлении решения Балашовского районного суда Саратовской области от 08 ноября 2011 года без изменения по следующим основаниям.

Из протокола об административном правонарушении АС № 097962 от 05.09.2011 года, следует, что при проведении выездной проверки соблюдения миграционного законодательства в МУП «Гостиница «Хопер» Балашовского муниципального района Саратовской области, расположенного по адресу: город ***, улица ***, дом № ***, установлено, что МУП «Гостиница «Хопер» Балашовского муниципального района Саратовской области, являясь стороной, принимающей иностранного гражданина, при убытии 10 августа 2011 года из гостиницы гражданина *** Ф.М. в установленный срок – не позднее двенадцати часов дня, следующего за днем убытия данного иностранного гражданина, т.е. до 12 часов дня 11 августа 2011 года, не уведомило об убытии указанного иностранного гражданина орган миграционного учета - отдел УФМС России по Саратовской области в городе Балашове, тем самым не исполнило своих обязанностей об уведомлении в установленном порядке органа миграционного учета об убытии иностранного гражданина из гостиницы.

На основании указанного протокола, акта проверки от 30.08.2011года, постановлением о назначении административного наказания от 15.09.2011 года директор МУП «Гостиница «Хопер» Балашовского муниципального района Саратовской области ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.

В соответствии с частью 4 стать 18.9 КоАП РФ неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Из общих положений Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" следует, что необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону.

В соответствии с Федеральным законом "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции (преамбула).

В силу пункта 2 статьи 22 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания он предоставляет принимающей стороне необходимые документы (подпункт 1); принимающая сторона, в свою очередь, в установленном законом порядке предъявляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета и передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного гражданина в место пребывания (подпункт 2). При этом в соответствии с Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года N 9) принимающая сторона выражает свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, дополнительно скрепляемой печатью, в случае, если в качестве принимающей стороны выступает организация (пункт 25).

Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" осуществляется органом миграционного учета после получения от принимающей стороны отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (с указанием в этой части бланка даты его убытия из места пребывания), которая должна быть направлена ею в данный орган не позднее чем через два дня со дня убытия иностранного гражданина из места пребывания.

Отсутствие в законе прямого упоминания об обязанности иностранного гражданина вернуть отрывную часть бланка уведомления принимающей стороне, официально подтвердившей свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина и тем самым добровольно принявшей на себя соответствующие обязательства по осуществлению миграционного учета, само по себе не может служить основанием для ее освобождения от необходимости предпринять все доступные меры для исполнения адресованных ей требований миграционного законодательства.

Принимающая сторона в целях исполнения обязанности, возложенной на нее пунктом 2 статьи 23 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", должна заблаговременно предпринять все возможные усилия для получения от иностранного гражданина отрывной части бланка уведомления, а в случае его убытия без возврата данного документа - проинформировать об этом территориальный орган миграционного учета в любой доступной форме, обеспечивающей адекватное и своевременное доведение до него соответствующих сведений.

Из этого исходит и Административный регламент по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации (утвержден Приказом Федеральной миграционной службы от 6 июля 2009 года №159), который, закрепляя административную процедуру снятия иностранных граждан с миграционного учета, фактически обязывает территориальные органы миграционной службы в случае, если иностранный гражданин убыл из места пребывания, не передав принимающей стороне отрывную часть бланка уведомления, не препятствовать ей в исполнении соответствующей обязанности посредством подачи мотивированного заявления в произвольной форме о снятии такого иностранного гражданина с учета по месту пребывания (пункт 63.1).

Согласно пункту 3 статьи 23 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ (ред. от 03.12.2011 года) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации") при убытии иностранного гражданина из гостиницы или из иной организации, оказывающей гостиничные услуги, из санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, с туристской базы, из кемпинга, больницы либо из иного учреждения здравоохранения или социального обслуживания администрация указанных организации или учреждения обязана не позднее двенадцати часов дня, следующего за днем убытия данного иностранного гражданина, в установленном порядке уведомить об этом орган миграционного учета.

При убытии иностранного гражданина из гостиницы или из иной организации, оказывающей гостиничные услуги, из санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, с туристской базы, из кемпинга, больницы либо из иного учреждения здравоохранения или социального обслуживания, либо из специального учреждения для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства, либо из учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, уведомление органа миграционного учета администрацией соответствующих организации или учреждения об убытии данного иностранного гражданина из указанного места пребывания может осуществляться также с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 23 Федерального закона от 18.07.2006 года №109-ФЗ (ред. от 03.12.2011 года) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации").

При убытии иностранного гражданина из организации (учреждения) из числа указанных в пункте 44 настоящих Правил, администрация соответствующей организации (учреждения) обязана не позднее 12 часов дня, следующего за днем убытия иностранного гражданина, уведомить об этом территориальный орган Федеральной миграционной службы путем направления (передачи) отрывной части бланка уведомления о прибытии для его снятия с учета по месту пребывания.

В пункте 44 Правил указаны организации, на которые возложена обязанность уведомления территориального органа УФМС как о прибытии, так и убытии иностранного гражданина, в частности, к ним относятся организации, оказывающие гостиничные услуги (за исключением гостиниц), санаторий, дом отдыха, пансионат, детский оздоровительный лагерь, туристская база, кемпинг, больница либо иное учреждение здравоохранения или социального обслуживания, либо специальное учреждение для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства, либо учреждение, исполняющее уголовное или административное наказание, администрация соответствующей организации (учреждения).

Уведомление территориального органа Федеральной миграционной службы администрациями указанных организаций и учреждений об убытии иностранного гражданина из места пребывания может осуществляться с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (пункт 45 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 года N 9 (ред. от 04.08.2011 года) "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года N 9 утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (далее - Правила), устанавливающие порядок осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Разделом III Правил регулируются вопросы постановки иностранных граждан на учет по месту пребывания и снятие их с учета.

Правила устанавливают порядок и условия передачи гостиницей или иной организацией, оказывающей гостиничные услуги, санаторием, домом отдыха, пансионатом, детским оздоровительным лагерем, туристской базой, кемпингом, больницей, иным учреждением здравоохранения или социального обслуживания, либо специальным учреждением для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства, либо учреждением, исполняющим уголовное или административное наказание, в орган миграционного учета сведений о прибытии в указанное место пребывания и убытии из него иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - иностранные граждане) с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (Постановление Правительства Российской Федерации от 10.05.2010 года N 310 "Об утверждении Правил передачи сведений о прибытии в место пребывания и убытии из места пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи").

Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона "О связи" под линейно-кабельными сооружениями связи понимаются сооружения электросвязи и иные объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи, а под линиями связи - линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи.

В соответствии с пунктом 35 указанной статьи под электросвязью понимаются любые излучения, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам; следовательно, телефонная связь относится также к видам электросвязи.

Подпунктом "а" пункта 37 Правил предусмотрено, что снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется в случае его убытия из места пребывания на основании отрывной части бланка уведомления о прибытии.

В силу пункта 39 Правил при убытии иностранного гражданина из места пребывания принимающая сторона обязана не позднее чем через 2 дня со дня его убытия непосредственно представить либо направить почтовым отправлением в соответствующий территориальный орган Федеральной миграционной службы отрывную часть бланка уведомления о прибытии с указанием в этой части бланка даты убытия этого иностранного гражданина.

Согласно статье 23 Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ (в ред. от 23.12.2010 года N 385-ФЗ) снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется в случае: 1) постановки иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания; 2) выезда иностранного гражданина из Российской Федерации (часть 1). Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета: 1) по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 данной статьи, - после получения в установленном порядке сведений о постановке данного иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания; 2) по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 этой статьи, - после получения сведений о выезде данного иностранного гражданина из Российской Федерации от органа пограничного контроля в соответствующем пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации (часть 2).

Из приведенных норм видно, что в настоящее время убытие иностранного гражданина из места пребывания не является основанием для снятия его с учета по месту пребывания. При этом, действующая редакция статьи 23 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" не предусматривает также обязанность принимающей стороны направлять в соответствующий орган миграционного учета отрывную часть бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания с указанием в этой части бланка даты убытия данного иностранного гражданина из места пребывания.

При таких обстоятельствах подпункт "а" пункта 37 и пункт 39 Правил не могут быть признаны законными, поскольку противоречат нормам, имеющим большую юридическую силу (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 14.07.2011 года N ГКПИ11-723 «О признании недействующими подпункта "а" пункта 37 и пункта 39 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 года N 9  ).

При рассмотрении дела судом установлено, что между МУП « Гостиница «Хопер» и отделом ОУФМС России по Саратовской области в городе Балашове сложился согласованный способ уведомления - об убытии иностранных граждан по телефону.

Сотрудник ОУФМС России по Саратовской области в городе Балашове ХВ.П., допрошенный в качестве свидетеля, в судебном заседании показал, что сведения об убытии иностранного гражданина были предоставлены в отдел ОУФМС России по Саратовской области в городе Балашове в установленный срок.

Доказательства, положенные судом в основу вывода об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, получены с соблюдением установленных КоАП РФ процессуальных требований и вышеназванных норм материального права.

Довод жалобы УФМС России по Саратовской области о нарушении судом при рассмотрении дела требований пункта 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ не состоятелен.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела.

Согласно части 1 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 30 Постановления Пленума от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол.

Поскольку юрисдикция должностного лица вынесшего постановление по делу об административном правонарушении распространяется на территорию города Балашова и Балашовского района Саратовской области судья правомерно рассмотрел жалобу ФИО1 без передачи дела по подсудности в Ленинский районный суд города Саратова.

Доводы жалобы сводятся к иной оценке имеющихся в деле доказательств и не могут повлиять на существо принятого решения.

В соответствии со статьёй 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств в их совокупности.

С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ, соответствует установленным обстоятельствам, основан на всесторонне и полно исследованных доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального закона судом при рассмотрении дела не допущено.

Руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Решение судьи Балашовского районного суда Саратовской области от 08 ноября 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, а жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Саратовской области - без удовлетворения.

Судья Пескова Ж.А.