Судья Хабарова Т.В. *** г.
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Кострома 02 августа 2018 года
Судья Костромского областного суда Добровольская Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу С. на решение Нерехтского районного суда Костромской области от 02 июля 2018 года,
вынесенное по его жалобе на постановление административной комиссии администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 49 Кодекса Костромской области об административных правонарушениях, в отношении С., ***,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением административной комиссии администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области от ***С. за нарушение *** тишины и покоя граждан - ***, был привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 49 Кодекса Костромской области об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 (пятисот) рублей.
Оспаривая законность вынесенного постановления, С. обратился с жалобой в суд об отмене указанного постановления и прекращения производства по делу.
Решением Нерехтского районного суда Костромской области от 02 июля 2018 года вышеуказанное постановление административной комиссии администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области от *** оставлено без изменения, жалоба С. - без удовлетворения.
Выражая несогласие с вынесенным судебным решением, С. просит в жалобе решение суда отменить, производство по делу прекратить, поскольку никаких доказательств его вины не имеется. Суд сослался единственно на показания Б., не приняв во внимание наличие между их семьями в течение длительного времени неприязненных отношений.
Представитель административной комиссии администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области, С., Б. в судебное заседание не явились. Просили рассмотреть дело по жалобе без их участия.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу следующим выводам.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами, устанавливается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, который основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации (часть 2 статьи 1.1 данного Кодекса).
Задачами производства по делам об административных правонарушениях согласно статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В целях реализации задач и обеспечения гарантий прав участников производства по делам об административных правонарушениях Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации регламентированы порядок и условия рассмотрения дел об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктами 4, 5, 6 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела; разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности; рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.
Закон устанавливает участником производства по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях потерпевшего, то есть физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред (часть 1 статьи 25.2).
Частью 2 указанной статьи потерпевшему предоставлены права знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 3 статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена обязательность рассмотрения дела об административном правонарушении с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Данные требования при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не соблюдены.
Из материала проверки по сообщению Б., взятых с нее объяснений от ***, усматривается, согласно ее пояснений, что действиями С. по нарушению тишины и покоя нарушаются ее права.
Что также прямо усматривается из фабулы вмененного в вину С. правонарушения. А именно, как указано в постановлении - гр. С. нарушает тишину и покой ***, что мешало отдыхать Б.
Соответственно, Б. является потерпевшей по делу и ей, как потерпевшей, должна была быть обеспечена возможность реализации предоставленных законом прав.
Однако, как следует из материалов дела об административном правонарушении, Б. к участию в деле не привлекалась, предусмотренные статьей 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях права ей не разъяснялись, о времени и месте рассмотрения дела она не извещалась.
Что является существенным нарушением, как прав потерпевшей, так и прав лица, привлекавшегося к административной ответственности, в том числе права защититься представленными законом способами, в том числе, задавать вопросы, давать пояснения, возражать против доводов потерпевшей.
Согласно протоколу заседания административной комиссии от ***Б. пришла на заседание комиссии, как член комиссии, и поскольку, как она указала, является заявителем по делу, заявила себе самоотвод, который был удовлетворен.
Суд, усматривая также наличие административно-правового интереса Б., известил ее о времени и месте судебного заседания, поименовав заявителем, предоставил возможность дать пояснения. В тоже время, не привлек Б. в качестве потерпевшей по делу, прав предусмотренные статьей 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не разъяснял.
По смыслу положений пункта 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях создание условий, необходимых для реализации права на защиту, в том числе прав потерпевших, при рассмотрении дела и вынесении постановления по делу об административном правонарушении, предполагает обязанность суда, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями частью 2 статьи 25.2 КоАП РФ известить потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и предоставить ему возможность участвовать в рассмотрении дела.
Равно как в силу положений частей 2, 3, 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении вправе участвовать потерпевший, которому вручается копия протокола.
Данные процессуальные нарушения при рассмотрении дела и вынесении постановления об административном правонарушении являлись существенными и препятствовали рассмотрению дела и вынесению постановления.
При таких обстоятельствах, поскольку допущенные по делу нарушения процессуальных требований являются существенными, постановление административной комиссии администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области от *** в отношении С. не может быть признано законным и обоснованным, а потому в соответствии пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене.
Решение Нерехтского районного суда Костромской области от 02 июля 2018 года, подтвердившего обоснованность вынесенного постановления, как не основанное на законе, подлежит отмене.
Вне зависимости от наличия оснований, указанных в пункте 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим возможность производства по делу об административном правонарушении.
Ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности дело не может быть возвращено на новое рассмотрение и производство по делу в отношении С. надлежит прекращению.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л :
Решение Нерехтского районного суда Костромской области от 02 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 49 Кодекса Костромской области об административных правонарушениях, в отношении С. отменить.
Постановление административной комиссии администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 49 Кодекса Костромской области об административных правонарушениях, в отношении С. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 49 Кодекса Костромской области об административных правонарушениях, в отношении С. прекратить за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Судья: Добровольская Т.В.