УИД: 69RS0036-01-2023-003063-96
Дело № 21-400/2023 судья Замрий В.Н.
РЕШЕНИЕ
27 ноября 2023 года г. Тверь
Судья Тверского областного суда Колпиков В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по протесту прокурора Пролетарского района г. Твери Рузаева О.Н. на решение судьи Заволжского районного суда г. Твери от 21 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «МИР» Горюнова С.В.,
установил:
постановлением заместителя начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области Жильцовой Е.Н. № от 30 марта 2023 года директор общества с ограниченной ответственность Управляющая компания «МИР» (далее - ООО УК «МИР») Горюнов С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей (л.д. 29-32 оборот).
Решением судьи Заволжского районного суда города Твери от 21 сентября 2023 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление (л.д. 181-190).
В протесте, поданном в Тверской областной суд, прокурор Пролетарского района г. Твери Рузаев О.Н. просит решение судьи районного суда отменить, постановление должностного лица оставить без изменения, а жалобу директора ООО УК «МИР» Горюнова С.В. без удовлетворения. В обоснование доводов протеста указывает на то, что в действиях директора ООО УК «МИР» Горюнова С.В. имеется состав административного правонарушения, что подтверждается материалами проверки, проведенной прокуратурой Пролетарского района г. Твери. В материалах дела об административном правонарушении указаны все значимые обстоятельства правонарушения. Которым судьей районного суда дана ненадлежащая оценка, в связи с чем сделан необоснованный вывод о недоказанности вмененного правонарушения (л.д. 201-204).
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, каких-либо ходатайств в адрес суда не поступало. При таких обстоятельствах, руководствуясь частью 2 статьи 25.1, пунктами 2, 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, проверив обоснованность доводов протеста, выслушав помощника прокурора Пролетарского района г. Твери Галину М.Ю., поддержавшую протест и дополнительно пояснившую, что 15 ноября 2023 года была осуществлена выездная проверка, в ходе которой был установлен факт отсутствия отключающих устройства на отопительных приборах в <адрес>, что свидетельствует о наличии состава административного правонарушения, выслушав представителя ГУ «ГЖИ» Тверской области Смирнову А.Д., также поддержавшую протест, защитника Фаизову М.Т., возражавшую против удовлетворения протеста, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании отдельных видов деятельности) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности, лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в части 3 данной статьи приводятся требования, которые могут быть включены в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности. Согласно пункту 5 указанной нормы в перечень лицензионных требований могут быть включены иные требования, установленные федеральными законами.
Статья 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищного кодекса РФ, ЖК РФ), закрепляя перечень лицензионных требований к предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в пункте 7 части 1 установила, что к лицензионным требованиям могут быть отнесены и иные требования, установленные Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами с указанием перечня грубых нарушений лицензионных требований.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года № 1110, лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, являются соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьёй 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Требования и нормативы по содержанию, обслуживанию жилого фонда и предоставлению коммунальных услуг потребителям, проживающим в многоквартирных домах, определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170; Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2023 года № 416; Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491; Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме; Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 290; Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354.
Несоблюдение данных требований свидетельствует о нарушении управляющей компанией лицензионных требований.
На основании подпунктов «а» и «б» пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц. государственного, муниципального и иного имущества.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
В силу пункта 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 года № 290 к общим работам, выполняемым для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах, в том числе относятся: постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем; восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации.
В силу пункта 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170 (далее – Правила № 170), эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение № 11); равномерный прогрев всех нагревательных приборов; поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы; герметичность; немедленное устранение всех видимых утечек воды; ремонт или замена неисправных кранов на отопительных приборах; коэффициент смещения на элеваторном узле водяной системы не менее расчетного; наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.
Согласно пункту 5.2.7 Правил № 170 эксплуатационный персонал в течение первых дней отопительного сезона должен проверить и произвести правильное распределение теплоносителя по системам отопления, в том числе по отдельным стоякам. Распределение теплоносителя должно производиться по температурам возвращаемой (обратной) воды по данным проектной или наладочной организации.
На основании лицензии № 000377 от 27 ноября 2020 года (л.д. 59) и договора на управление многоквартирным домом от 01 марта 2021 года (л.д. 61-67) управляющей организацией жилого многоквартирного <адрес> является ООО УК «МИР» (ИНН 6950243877, ОГРН 1206900011670), директором которого согласно выписке из ЕГРЮЛ с 02 октября 2020 года является Горюнов С.В. (л.д. 211-213).
На основании обращений жильцов <адрес> многоквартирного <адрес> заместителем прокурора Пролетарского района г. Твери 17 января 2023 года принято решение о проведении проверки в отношении ООО УК «МИР». Целью проверки являлось соблюдение требований федерального законодательства, предметом проверки - соблюдение законов в жилищно-коммунальной сфере при содержании общего имущества многоквартирных домов.
17 января 2023 года в ходе проведенной проверки главным специалистом ГУ «Государственной жилищной инспекции» Тверской области Бутылиной Н.М. совместно со старшим помощником прокурора Пролетарского района г. Твери Быстровой С.А. по адресу: <адрес>, установлено, что в <адрес> температура внутреннего воздуха в жилых помещениях составляет 18,40°С, 18,60°С, что соответствует нормативным требованиям для угловых комнат, вместе с тем выявлено наличие неправильного распределения теплоносителя по внутридомовой системе отопления (неравномерного прогрева отопительных приборов): в жилой комнате площадью 14,0 м2 температура поверхности отопительного прибора (чугунного радиатора) от стояка, проходящего на кухне Т =+56,00°С, в верхней части Т=+45,70°С, в нижней части Т=+27,30°С. Разница температур составляет +18,4°С. При этом температура поверхности отопительного прибора на кухне составляет в верхней части Т=+44,30°С, в нижней части Т=+30,60°С. Разница температур составляет +13,70°С. В жилой комнате площадью 18,0 м2 температура поверхности отопительного прибора (чугунного радиатора) от стояка, проходящего от соседей в верхней части Т=+47,00°С, в нижней части Т=+30,60°С. Разница температур составляет +16,40°С. В <адрес> температура внутреннего воздуха в жилых помещениях составляет +20,30°С, что соответствует нормативным требованиям для угловых комнат, вместе с тем выявлено наличие неправильного распределения теплоносителя по внутридомовой системе отопления (неравномерного прогрева отопительных приборов): в жилой комнате площадью 18,0 м2 температура поверхности отопительного прибора (чугунного радиатора) в верхней части Т=+49,70°С, в нижней части Т=+33,20°С. Разница температур составляет +16,50°С. Температура поверхности отопительного прибора на кухне (биметаллический радиатор) составляет в верхней части Т=+41,00°С, в нижней части Т=+20,50°С. Разница температур составляет +20,50°С (на кухне выполнено переустройство системы отопления в виде замены чугунного радиатора на биметаллический).
Должностными лицами при проведении осмотра жилых помещений установлены нарушения пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, пункта 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 года № 290, пунктов 5.2.1, 5.2.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, о чем составлен акт осмотра от 17 января 2023 года (л.д. 58).
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения заместителем прокурора Пролетарского района г. Твери Машуто Д.А. 02 февраля 2023 года постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 36-42)
Постановлением заместителя начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области Жильцовой Е.Н. № от 30 марта 2023 года директор ООО УК «МИР» Горюнов С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ с назначением административного штрафа (л.д. 29-32 оборот).
Оценив имеющиеся в деле доказательства, судья районного суда пришел к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, и потому постановление должностного лица отменил и производство по делу прекратил по пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
Вопреки доводам протеста, оснований к отмене решения судьи первой инстанции не усматриваю, поскольку в ходе рассмотрения дела исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, что нашло свое отражение в тексте решения суда, которое мотивировано, отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Несогласие должностного лица с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающие возможность отмены постановления и (или) решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В силу пункта 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится в том числе решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на акты по делу об административном правонарушении также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение - существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).
Вместе с тем в рассматриваемом случае не имеется оснований для вывода о том, что нижестоящей судебной инстанцией допущено существенное нарушение, которое носило фундаментальный, принципиальный характер и повлияло на исход дела.
Позиция заявителя относительно того, что 15 ноября 2023 года прокуратурой Пролетарского района г. Твери совместно с представителем ГУ «ГЖИ» Тверской области была осуществлена выездная проверка по факту наличия либо отсутствия отключающих устройств в квартирах <адрес>, с учетом установленных судьей районного суда фактических обстоятельств и приведенных выше норм выводы суда не опровергают и не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела допущены существенные нарушения КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Указанная проверка была проведена после выявленных нарушений и вынесения оспариваемого решения от 21 сентября 2023 года.
Несогласие с мотивами, приведенными в обоснование вывода о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, не может являться поводом к отмене состоявшегося по делу судебного акта, принятие подобного решения не согласуется с положениями пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, решение судьи Заволжского районного суда г. Твери от 21 сентября 2023 года отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья,
решил:
решение судьи Заволжского районного суда г. Твери от 21 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «МИР» Горюнова С.В., оставить без изменения, протест прокурора Пролетарского района г. Твери Рузаева О.Н. – без удовлетворения.
Судья В.В. Колпиков