УИД 69RS0023-03-2020-000258-31
Дело № 21-401/2020 судья Лебедева О.Н.
РЕШЕНИЕ
23 декабря 2020 г. г. Тверь
Судья Тверского областного суда Яшина И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя главного государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области И.А.А. на решение Осташковского межрайонного суда Тверской области (постоянное судебное присутствие в пгт Селижарово Селижаровского района Тверской области) от 26 октября 2020 г., по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.3 и частью 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора открытого акционерного общества «СК» Д.Н.А.,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор открытого акционерного общества «СК» (далее - ОАО «СК», предприятие) Д.Н.А. (далее - Д.Н.А.) привлечен к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 7.3, частью 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40000 рублей (т. 2 л.д. 246-274).
Не согласившись с постановлением должностного лица, генеральный директор ОАО «СК» Д.Н.А. обжаловал его в Осташковский межрайонный суд Тверской области (постоянное судебное присутствие в пгт Селижарово Селижаровского района Тверской области - т. 3 л.д. 2-25.
Решением судьи Осташковского межрайонного суда Тверской области (постоянное судебное присутствие в пгт Селижарово Селижаровского района Тверской области) от 26 октября 2020 г. постановление заместителя главного государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ (т. 3 л.д. 201-221).
В жалобе, поданной в Тверской областной суд, заместитель главного государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области И.А.А. просит решение суда первой инстанции отменить, оставив без изменения постановление о назначении административного наказания. Критикуя выводы об отсутствии в действиях Д.Н.А. вмененных составов правонарушений, полагает, что требования Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. и Постановление Правительства РФ от 03 апреля 2020 г. № 438 нарушены не были, поскольку обстоятельства вмененного правонарушения были выявлены по результатам мероприятий по контролю, проведенных без взаимодействия должностных лиц административного органа с юридическим лицом, а запрет на проведение мероприятий по контролю не установлен. Задание № от ДД.ММ.ГГГГ было утверждено заместителем Министра природных ресурсов и экологии Тверской области, начальником управления охотопользования и охраны охотничьих ресурсов А.О.Ю., и не содержит указание на проведение мероприятий в отношении конкретных юридических лиц. Считает, что данные, полученные в ходе рейдового осмотра территории, являются надлежащими и допустимыми доказательствами по делу об административном правонарушении, и их совокупностью подтверждается наличие в действиях генерального директора ОАО «СК», Д.Н.А. инкриминируемых правонарушений (т. 3 л.д. 226-231).
Изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме и доводы жалобы, выслушав И.А.А., поддержавшего жалобу по доводам в ней изложенным, защитника Г.А.А., просившего решение судьи первой инстанции оставить без изменения, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 8.10 КоАП РФ Выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, ОАО «СК» имеет лицензию на право пользования недрами №, зарегистрированную за номером № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой, предприятие имеет право на добычу валунно-гравийно-песчаного материала месторождения «<данные изъяты>» для переработки его на щебень, гравий и песок для автодорожного и жилищного строительства (т. 1. л.д. 22-33).
ДД.ММ.ГГГГ заместителем Министра природных ресурсов и экологии Тверской области, начальником управления охотопользования и охраны охотничьих ресурсов А.О.Ю. утверждено задание № на проведение мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие должностных лиц административного органа с юридическими лицами (т. 1 л.д. 2-3).
По результатам рейдового осмотра ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области И.А.А. был составлен акт осмотра (т. 1 л.д. 4-11).
В рамках возбужденного ДД.ММ.ГГГГ дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ должностным лицом административного органа у ОАО «СК» истребовались документы ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 55-56, т. 2 л.д. 10-11, 108-109, 115-116).
ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области И.А.А. в отношении генерального директора ОАО «СК» Д.Н.А. был составлен протокол об административном правонарушении № по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, которым вменено, что:
в срок до ДД.ММ.ГГГГ предприятие не обеспечило предоставление в орган государственного горного надзора заявления о согласовании плана развития горных работ на предстоящий 2020 год в нарушение статьи 22 Закона РФ «О недрах», пункта 13 Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 августа 2015 г. № 814 (далее - Правила № 814), а также подпункта «а» пункта 4.2 лицензии №;
в срок по ДД.ММ.ГГГГ (включительно) предприятие не обеспечило наличия согласованного в установленном порядке плана развития горных работ на предстоящий 2020 год на территории участка недр «<данные изъяты>», расположенного в <адрес> в нарушение статьи 22 Закона РФ «О недрах», пункта 13 Правил № 814, а также подпункта «а» пункта 4.2 и подпункта «д» пункта 4.1 лицензии №;
в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предприятие не обеспечило выполнение требований плана развития горных пород в нарушение подпункта «а», «б» пункта 4.2 лицензии №;
в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предприятие допустило сверхнормативные потери полезного ископаемого, а также выборочную переработку отдельных частей лицензионного участка недр «<данные изъяты>», расположенного в <адрес> в нарушение статьи 22 Закона РФ «О недрах», пункта 55 Постановления Госгортехнадзора РФ от 06 июня 2003 г. № 71 «Об утверждении «Правил охраны недр» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 июня 2003 г. № 4718) (далее - Правила охраны недр), пункта 3 Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 921 (далее - Правила № 921), подпункта «а», «в» пункта 4.2 лицензии №;
в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предприятие осуществляло добычу общераспространенных полезных ископаемых в отсутствие согласованного в установленном порядке плана развития горных работ на 2019 год в нарушение требований статьи 22 Закона РФ «О недрах», пункта 20 Правил № 814, пункта 54 Правила охраны недр, а также подпункта «а» пункта 4.2 лицензии №;
в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время на предприятии отсутствовала собственная маркшейдерская служба, ОАО «СК» допускается осуществление геолого-маркшейдерского обеспечения горных работ сторонней организацией в нарушение статьи 22 Закона РФ «О недрах», подпунктов «а» и «б» пункта 4.2 лицензии №, раздела 5 «Корректировки рабочего проекта разработки <адрес>, расположенного в 25 км от <адрес>» (далее - Технический проект);
ОАО «СК» не осуществляет ежемесячную маркшейдерскую съемку и маркшейдерский учет добычи и потерь полезного ископаемого в нарушение требований статьи 22 Закона РФ «О недрах», пункта 91 Инструкции по производству маркшейдерских работ №, утвержденной постановлением Гостехнадзора от 06 июня 2003 г. № 73 (далее - Инструкция № 73), пунктов 10, 14-15 Инструкции по маркшейдерскому учету объемов горных работ при добыче полезных ископаемых открытым способом, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора РФ от 06 июня 2003 г. № 74 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 июня 2003 г. № 4700) (далее - Инструкция № 74), подпунктов «а» и «б» пункта 4.2 лицензии №
ОАО «СК» не осуществляло достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов полезных ископаемых при разработке месторождения в нарушение требований статей 22 и 23 Закона РФ «О недрах», пунктов 10, 14-15 Инструкции №, подпунктов «а», «б» и «г» пункта 4.2, лицензии №, раздела 8 Технического проекта;
ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 40 минут предприятие осуществляло транспортировку грунтов в границах карьера с использованием автомобиля <данные изъяты>, кузов которого не накрыт специальной накидкой в нарушение требований статьи 22 Закона РФ «О недрах», подпунктов «а» и «б» пункта 4.2 лицензии №, раздела 8 Технического проекта;
ОАО «СК» не осуществляет систематический контроль состояния атмосферного воздуха (содержанием в нем вредных газов и пыли) на рабочих местах (непосредственно в карьере) путем отбора проб воздуха (не реже одного раза в квартал) и проведение анализа на содержание окиси углерода, окислов азота, сернистого газа и сероводорода, формальдегида и акролеина в нарушение статьи 22 Закона РФ «О недрах», статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 1 Федерального закона от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», подпунктов «а» и «б» пункта 4.2, подпункта «и» пункта 4.3 лицензии №, разделов 8 и 9 Технического проекта;
ОАО «СК» не осуществляет ведение мониторинга состояния окружающей среды (атмосфера, недра) в пределах лицензионного участка в соответствии с техническим проектом в нарушение требований статьи 22 Закона РФ «О недрах», подпунктов «а» и «б» пункта 4.2, подпункта «г» пункта 4.4 лицензии №;
ОАО «СК» осуществляет пользование недрами с использованием специальной техники, применение которой проектом не предусмотрено в нарушение статьи 22 Закона РФ «О недрах», подпунктов «а» и «б» пункта 4.2 лицензии №, подпунктов 4.6.1, 4.6.3 - 4.6.6, 4.8.1 раздела 4 Технического проекта (т. 2 л.д. 131-149).
ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области И.А.А. в отношении генерального директора ОАО «СК» Д.Н.А. был составлен протокол об административном правонарушении № по части 1 статьи 8.6 КоАП РФ, которым вменено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ОАО «СК» совершило выборочную (внепроектную) отработку месторождения полезных ископаемых «<данные изъяты>» и иное нерациональное использование недр, которые приводят к необоснованным (сверхнормативным) потерям полезного ископаемого в нарушение статьи 22 Закона РФ «О недрах», пунктов 3 и 4 Правил № 921, пунктов 19, 58 Правила охраны недр, пункта 55 Правил охраны недр, подпункта «в» пункта 4.2 лицензии №, раздела 4 Технического проекта (т. 2 л.д. 160-165).
Определением заместителя главного государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области И.А.А. от ДД.ММ.ГГГГ дела об административных правонарушениях № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденные в отношении генерального директора ОАО «СК» Д.Н.А. объединены (т. 2 л.д. 166-167).
Дело об административном правонарушении в отношении ОАО «СК» Д.Н.А. рассмотрено должностным лицом административного органа ДД.ММ.ГГГГ, мотивированное постановление изготовлено ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 245, 246).
Исходя из системного толкования положений части 1 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Федерального закона от 01 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», постановления Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 г. № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2020 № 557 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части установления особенностей осуществления контрольно-надзорной и разрешительной деятельности в 2020 году», оценив имеющиеся в деле доказательства, пришел к следующим выводам в отношении ОАО «СК» фактически была проведена полная документарная проверка исполнения ОАО «СК» в ДД.ММ.ГГГГ годах требований законодательства при пользовании недрами на основании выданной лицензии на право пользования недрами №, но при этом проверка проводилась по фактам, не отраженным в акте мероприятий по контролю от ДД.ММ.ГГГГ и при отсутствии оснований для проведения проверки предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, и потому результаты такой проверки, проведенной с грубыми нарушениями установленных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ограничений и запретов, не могут рассматриваться в качестве доказательств совершения административного правонарушения, вменяемого Д.Н.А. по настоящему делу. В силу требований части 1 статьи 1.6, статьи 24.1, части 3 статьи 26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, и протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренном частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ, в отношении генерального директора ОАО «СК» Д.Н.А. являются недопустимыми доказательствами по делу. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ на стадии судебной проверки законность постановления о назначении административного наказания утрачена, то рассмотрения производство по настоящему делу прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Вопреки доводам жалобы оснований к отмене решения судьи первой инстанции и возвращению дела на новое рассмотрение в межрайонной суд не усматриваю.
Так, постановление о назначении административного наказания отменено судьей межрайонного суда на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
Согласно копии свидетельства о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что гражданин Д.Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, скончался (т. 4 л.д. 31).
В части 1 статьи 24.5 КоАП РФ установлен перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусматривает, что при наличии хотя бы одного из перечисленных в данной норме обстоятельств производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению. К таким обстоятельствам относится смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (пункт 8 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ), являющаяся основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении на любой его стадии (пункт 1 части 1.1 статьи 29.9, пункт 3 части 1 статьи 30.7 и пункт 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ). Иными словами, при наличии данного обстоятельства дело об административном правонарушении не подлежит рассмотрению по существу и вопрос о виновности или невиновности лица в его совершении не исследуется.
При изложенных обстоятельствах, с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 16 июня 2009 г. № 9-П применительно к производству по делам об административных правонарушениях отметил, что федеральный законодатель вправе определять пределы целесообразности публичного преследования таким образом, чтобы обеспечить наряду с эффективной государственной, в том числе судебной, защитой прав граждан процессуальную экономию, оперативность при рассмотрении дел и профилактику правонарушений, в обсуждение доводов жалобы о наличии в действиях Д.Н.А. не вступаю, поскольку ставить более под сомнение его статус в качестве невиновного не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Осташковского межрайонного суда Тверской области (постоянное судебное присутствие в пгт Селижарово Селижаровского района Тверской области) от 26 октября 2020 г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.3 и частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ, в отношении генерального директора ОАО «СК» Д.Н.А. оставить без изменения, жалобу заместителя главного государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области И.А.А. – без удовлетворения.
Судья И.В. Яшина