12(ж)-570/2019
Судья Избаш М.В. №21-402/2019
РЕШЕНИЕ
10 октября 2019 года г. Саратов
Судья Саратовского областного суда Бугаева Е.М., при секретаре Владимировой Е.М., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление председателя контрольно-аналитического комитета Саратовской области от 07 июня 2019 года, решение судьи Кировского районного суда г. Саратова от 19 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении директора государственного профессионального образовательного учреждения «Саратовское художественное училище имени А.П. Боголюбова (техникум) ФИО1,
установил:
постановлением председателя контрольно-аналитического комитета Саратовской области от 07 июня 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Саратова от 19 августа 2019 года, должностное лицо - директор государственного профессионального образовательного учреждения «<данные изъяты> ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
В жалобе директор государственного профессионального образовательного учреждения «Саратовское <данные изъяты> ФИО1 просит отменить постановление должностного лица и решение судьи Кировского районного суда г. Саратова от 19 августа 2019 года как незаконные и необоснованные. В доводах жалобы ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие изложенных в решении выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Автор жалобы считает, что целями выделенной субсидии является возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнения работ) физическим и (или) юридическим лицам, связанных с выполнением установленного государственного задания и содержание недвижимого имущества или особо ценного имущества, закрепленного за ГПОУ «<данные изъяты> или приобретенного им за счет средств, выделенных ему министерством культуры Саратовской области на приобретение такого имущества. Указывает, что имущество не может быть передано учреждению без выделения денежных средств учредителем на его содержание. Все помещения, переданные в безвозмездное пользование и аренду, переданы ссудополучателям и арендополучателям с согласия учредителя министерства культуры Саратовской области, лимит субсидии, выделенной на выполнение государственного задания, учреждением превышен не был. Оплата коммунальных услуг общежития за счет бюджетных средств являлась вынужденной и временной мерой, так как их неоплата могла привести к приостановке оказания услуг, перебоям поставок энергоресурсов, поломке и выходу из строя инженерных систем, причинению вреда здоровью и жизни проживающих.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, директор ГПОУ «<данные изъяты>» ФИО1 и защитник Слободская Д.А. в судебном заседании поддержала доводы жалобы, указала на то, что средства субсидии, выделенные учреждению на выполнение государственного задания полностью использованы по целевому назначению исключительно на возмещение нормативных затрат на выполнение работ физическим и юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного имущества.
Представитель контрольно-аналитического комитета Саратовской области ФИО2 и старший помощник прокурора отдела по надзору за соблюдением законов в сфере экономики и природоохранного законодательства прокуратуры Саратовской области Коновалов А.В. в судебном заседании просили оставить без изменения процессуальные акты, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Проверив законность и обоснованность решения судьи в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Статьей 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно части 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 78.1 БК РФ из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии с соглашением №2 от 29 декабря 2017 года министерством культуры Саратовской области из бюджета Саратовской области ГПОУ «<данные изъяты>» (далее по тексту – Учреждение) в 2018 году и плановом периоде 2019 и 2020 годах предоставлена субсидия на выполнение государственного задания в сумме 26753900 рублей (т.1 л.д.16-19).
Согласно пункту 1 Соглашения от 29 декабря 2017 года, заключенного между министерством культуры Саратовской области и учреждением, субсидия предоставляется из областного бюджета на возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам, связанных с выполнением установленного Учредителем государственного задания и содержанием недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением Учредителем или приобретенного Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества.
В соответствии с пунктом 3.3.3 указанного Соглашения учреждение обязуется обеспечивать целевое использование бюджетных средств, предоставленных в соответствии с разделом 1 Соглашения.
Планом финансово-хозяйственной деятельности государственного профессионального образовательного учреждения «Саратовское художественное училище имени А.П. Боголюбова (техникум) на 2018 год от 29 декабря 2018 года на оплату коммунальных услуг утверждено направление бюджетных средств в 2018 году в сумме 26753900 рублей.
Из материалов административного дела следует, что учреждению передан ряд жилых помещений, находящихся в собственности Саратовской области, закрепленных за ГПОУ «<данные изъяты> на праве оперативного управления на основании договора от 17 августа 2016 года №50-16/БП, заключенного с ГАУК «<данные изъяты>», жилые помещения общей площадью 100,3 кв.м, расположенные на четвертом этаже жилого дома общей площадью 2259,7 кв.м, по адресу: <данные изъяты>; на основании договора от 18 августа 2016 года №51-16/БП, заключенного с ГАУК «<данные изъяты>» жилые помещения общей площадью 101,1 кв.м, расположенные на четвертом этаже жилого дома общей площадью 2259,7 кв.м, по адресу: <данные изъяты>; на основании договора от 18 августа 2016 года №52-16/БП, заключенного с ГАУК «<данные изъяты>» жилые помещения общей площадью 100,5 кв.м, расположенные на пятом этаже жилого дома общей площадью 2259,7 кв.м, по адресу: <данные изъяты>; на основании договора от 18 августа 2016 года №54-16/БП, заключенного с ГАУК «<данные изъяты>» жилые помещения общей площадью 30,4 кв.м, расположенные на четвертом и пятом этажах жилого дома общей площадью 2259,7 кв.м, по адресу: <данные изъяты>; на основании договора от 18 августа 2016 года №55-16/БП, заключенного с ГАУК «<данные изъяты>» жилые помещения общей площадью 100,9 кв.м, расположенные на пятом этаже жилого дома общей площадью 2259,7 кв.м, по адресу: <данные изъяты>; на основании договора от 19 августа 2016 года №56-16/БП, заключенного с ГАУК СО «<данные изъяты>» жилые помещения общей площадью 24,2 кв.м, расположенные на четвертом этаже жилого дома общей площадью 2259,7 кв.м, по адресу: <данные изъяты>; на основании договора от 24 ноября 2016 года №71-16/БП, заключенного с ГАУК «<данные изъяты>» жилые помещения общей площадью 30,4 кв.м, расположенные на пятом этаже жилого дома общей площадью 2259,7 кв.м, по адресу: <данные изъяты>; на основании договора от 11 декабря 2017 года №1, заключенного с ГПОУ «<данные изъяты>» жилые помещения общей площадью 508,2 кв.м, расположенные в жилом доме общей площадью 2259,7 кв.м, по адресу: <данные изъяты>; на основании договора от 14 мая 2018 года №01/18-03, заключенного с ФГБУ «<данные изъяты>» в лице Председателя филиала <данные изъяты>, учреждению переданы во временное владение и пользование помещения №42,43 общей площадью 89,6 кв.м, расположенных в нежилом трехэтажном здании <данные изъяты>.
Согласно заключенным договорам (за исключением договора от 14 мая 2018 года №01/18-03 с ФГБУ «<данные изъяты>») порядок оплаты коммунальных услуг определяется отдельными договорами, заключенными между ссудополучателями и ссудодателями, в соответствии с которыми пользователи имуществом обязаны возместить затраты Учреждения по обслуживанию зданий соразмерно части занимаемой площади.
В соответствии с договором от 14 мая 2018 года №01/18-03, заключенным с ФГБУ «<данные изъяты>», ссудополучатель возмещает ссудодателю расходы по содержанию переданного в безвозмездное пользование помещения после предоставления документов, подтверждающих действительную стоимость коммунальных услуг и фактическую оплату.
Согласно договорам аренды от 21 февраля 2018 года б/н, заключенным с ООО «<данные изъяты>», от 17 августа 2018 года №01-18/04, заключенным с ИП <данные изъяты>., от 01 октября 2018 года б/н, заключенным с ООО «<данные изъяты>», арендная плата включает в себя стоимость коммунальных услуг.
В ходе проверки установлено, что денежные средства в сумме 568 912 рублей, выделенные из бюджета Саратовской области на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг в 2018 году, использованы учреждением на оплату коммунальных услуг по содержанию имущества, переданного в безвозмездное и возмездное пользование, то есть установлено использование денежных средств на цели, не соответствующие целям, определенным соглашением № 2 от 29 декабря 2017года.
Согласно представленному расчету в течение 2018 года директором ГПОУ «<данные изъяты>» ФИО1 произведена оплата коммунальных услуг за помещения, переданные в безвозмездное и возмездное пользование.
При этом ссудополучатели, которым передавались в пользование соответствующие помещения, не произвели возмещение потребленных коммунальных услуг, что привело к нецелевому использованию ГПОУ «<данные изъяты> средств субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания в 2018 году в сумме 568 912 рублей.
Таким образом, ФИО1, являясь должностным лицом, допустив направление денежных средств – субсидии на выполнение государственного задания, выделенной из бюджета Саратовской области, на цели, не соответствующие целям, определенным Соглашением (оплату содержания (коммунальных услуг) за помещения, переданные учреждением по договорам безвозмездного и возмездного пользования имуществом), совершил административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.14 КоАП РФ.
Факт совершения ФИО1 правонарушения и его вина подтверждаются совокупностью доказательств, представленных в материалы дела, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 23 мая 2019 года; соглашением о предоставлении Учреждению субсидии из бюджета Саратовской области № 2 от 29 декабря 2017 года; дополнительными соглашениями к нему; приказом от 20 июня 2016 года №02-01/34 о назначении на должность директора; постановлением о назначении административного наказания от 07 июня 2019 года и иными материалами дела.
Вопреки доводу жалобы, в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 15.14КоАПРФ.
ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, как должностное лицо, осуществляющее организационно-распорядительные функции, а также контроль за финансово-хозяйственной деятельностью ГПОУ «<данные изъяты>», что соответствует критериям вины должностного лица, указанным в статье 2.4 КоАП РФ.
В силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, должностное лицо, допустившее нарушение требований бюджетного законодательства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доводы жалобы о невозможности передачи имущества учреждению без выделения денежных средств учредителем на его содержание и то, что оплата коммунальных услуг общежития за счет бюджетных средств являлась вынужденной и временной мерой, являются необоснованными.
В соответствии с пунктом 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.
В силу пунктом 10 постановления Правительства Саратовской области от 31 декабря 2015 года №699-П «Об утверждении Положения о порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Саратовской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее – Положение) объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг (затрат, связанных с выполнением работ) с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за областным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных областному учреждению из областного бюджета на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование).
Пунктом 30 Положения установлено, что значения затрат на содержание не используемого для выполнения государственного задания имущества областного бюджетного или автономного учреждения утверждаются органом исполнительной власти области - учредителем.
Доказательств того, что министерство культуры Саратовской области утвердило значение затрат на содержание не используемого для выполнения государственного задания имущества областного бюджетного или автономного учреждения и что субсидия была выделена на содержание такого имущества, материалы дела не содержат.
По существу в жалобе не содержится каких-либо новых данных, не учтенных при рассмотрении дела об административном правонарушении и при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. С учетом установленных фактических обстоятельств, доводы жалобы выводы суда не опровергают.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных решений, в ходе производства по делу об административном правонарушении, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
решил:
постановление председателя контрольно-аналитического комитета Саратовской области от 07 июня 2019 года, решение судьи Кировского районного суда г. Саратова от 19 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, в отношении директора государственного профессионального образовательного учреждения <данные изъяты> ФИО1 оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Судья Е.М. Бугаева