ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-404/20 от 09.12.2020 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Чалова Н.В.

№ 21-404/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

09.12.2020

г. Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу защитника (...) действующего в интересах ПАО "ФСК ЕЭС", на постановление начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия от 29.07.2020, решение судьи Кондопожского городского суда Республики Карелия от 23.10.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении ПАО "ФСК ЕЭС",

установил:

постановлением начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия от 29.07.2020, оставленным без изменения решением судьи Кондопожского городского суда Республики Карелия от 23.10.2020, ПАО "ФСК ЕЭС" (далее - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 55000 руб.

С такими постановлением должностного лица и решением судьи не согласен защитник (...), в поданной жалобе просит их отменить и прекратить производство по делу. Указывает, что работы по расширению просеки ЛЭП проводились Обществом на основании договора с подрядной организацией от 11.03.2019, которым на подрядчика была возложена обязанность по соблюдению Правил пожарной безопасности в лесах (далее - Правила). Договором предусмотрен срок исполнения работ 30.10.2019, в связи с чем предполагаемое правонарушение допущено подрядчиком и обнаружено до завершения работ. При этом не учтено, что для уборки порубочных остатков и формированию минерализованной полосы требуется завершение всего комплекса работ. Контроль за действиями подрядчика Обществом осуществлялся. В актах осмотра и патрулирования не указано, когда и в результате чьей деятельности образовались порубочные остатки. Данные акты в нарушение ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ составлены в отсутствие законного представителя Общества. Возбуждение дела недопустимо до проведения мероприятий, предусмотренных подп. 1 - 4 п. 36 Административного регламента, утвержденного приказом Минприроды России от 12.04.2016 № 233, с учетом п.п. 1 и 2 ст. 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ, в виде внеплановой проверки, выдачи предписания и последующего контрольного мероприятия. В связи с этим собранные по делу доказательства являются недопустимыми.

Заслушав защитника Общества (...) поддержавшую доводы жалобы, представителя административного органа (...) возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив дело, прихожу к следующему.

В силу ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от 50000 до 200000 руб.

Согласно ч. 5 ст. 45 ЛК РФ порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила). Разделом IX Правил устанавливаются требования пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов.

В силу п.п. 34 и 35 Правил просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При строительстве, реконструкции и эксплуатации ЛЭП, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.

Пунктом 19 Правил предусмотрено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м.

Согласно п.п. 21 и 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160, для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются прокладка и содержание просек вдоль воздушных ЛЭП и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях. Сетевые организации обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями Правил, поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями законодательства, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами.

Согласно п.п. 16 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Рослесхоза от 10.06.2011 № 223, лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами.

В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 17.04.2019 № 743 пожароопасный сезон на территории Кондопожского района Республики Карелия в 2019 г. был установлен с 01.05.2019 и действовал на день выявления вменяемого административного правонарушения.

Основанием привлечения Общества к административной ответственности послужили выявленные 09.08.2019 на территории Кондопожского района в ходе патрулирования территории лесного фонда следующие обстоятельства. Общество, являющееся владельцем трассы ЛЭП ВЛ-330 кВ Л-392 "Кондопога - Петрозаводск", в кварталах 96, 103-106 Кондопожского участкового лесничества (Березовского по материалам лесоустройства), кварталах 2, 6, 202, 203 Кондопожского участкового лесничества (Кондопожского по материалам лесоустройства) при проведении работ по расчистке ЛЭП на основании уведомления от 13.07.2018, в пожароопасный сезон в нарушение п.п. 19, 34, 35 Правил не произвело уборку порубочных остатков. Так, в охранной зоне ЛЭП срубленные деревья в местах рубки собраны в штабели, но не окаймлены минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м, порубочные остатки частично оставлены по площади просеки.

Указанные обстоятельства и вина Общества в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, решением Арбитражного суда Республики Карелия от 02.06.2020 по делу № А26-1010/2020 по иску Министерства природы и экологии Республики Карелия к Обществу об обязании исполнить требование об устранении нарушений лесного законодательства, актом осмотра трассы ЛЭП от 22.10.2019 с фототаблицей, выпиской из ЕГРЮЛ, требованием от 12.08.2019 об устранении нарушений лесного законодательства, актом осмотра от 09.08.2019 с фототаблицей, актом патрулирования (рейда) лесов от 09.08.2019, схемами расположения ЛЭП, уведомлением о начале работ по вырубке деревьев на ЛЭП от 13.07.2018, сводным планом маршрутов патрулирования и приказом об утверждении данного плана, объяснениями представителя административного органа.

По смыслу вышеприведенных положений лесного законодательства обязанность по обеспечению содержания просеки ЛЭП в пожаробезопасном состоянии непосредственно возлагается на сетевую организацию, эксплуатирующую ЛЭП, которой в рамках настоящего дела является Общество. В связи с этим Общество в случае привлечения подрядчика к выполнению работ по расчистке просеки было обязано осуществлять в разумных пределах контроль за его работой в целях своевременного приведения трассы в надлежащее состояние.

Каких-либо доказательств осуществления Обществом контроля за выполнением работ по расчистке ЛЭП не представлено, в связи с чем данная сетевая организация, являющаяся владельцем объекта электросетевого хозяйства и инициировавшая соответствующие работы, правомерно признана субъектом административного правонарушения.

Действительно, временное нахождение порубочных остатков на просеке ЛЭП, объективно обусловленной технологией лесосечных работ, не может квалифицироваться как нарушение лесного законодательства, если по завершении соответствующего производственного цикла без необоснованного промедления просека приводится в пожаробезопасное состояние.

Между тем, доводы жалобы о том, что работы по очистке лесосеки на день выявления правонарушения не были завершены, подлежат отклонению. Так, письмом от 13.07.2018 Общество в порядке, предусмотренном п. 10 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Рослесхоза от 10.06.2011 № 223, уведомило уполномоченный орган исполнительной власти о начале с 16.07.2018 работ по вырубке деревьев и кустарников при расширении просеки ЛЭП ВЛ-330 кВ Л-392, и планируемом сроке окончания работ - 30.03.2019 (л.д. 63-64). Уведомлений, содержащих указание на иной срок окончания работ, в дело не представлено.

Мероприятие по контролю проведено значительно позднее сообщенной сетевой организацией даты окончания работ, в акте осмотра и на фототаблице зафиксировано состояние просеки, которое с очевидностью не соответствует уведомлению и Правилам.

Как следует из материалов дела и установлено решением Арбитражного суда Республики Карелия от 02.06.2020 по делу № А26-1010/2020 Общество привело просеку ЛЭП в соответствие с требованиями Правил лишь в 2020 г., что зафиксировано в акте осмотра от 14.05.2020.

С учетом изложенного в действиях сетевой организации обоснованно усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Назначенное административное наказание соответствует санкции статьи и обстоятельствам дела.

Нарушений установленной административной процедуры и процессуальных требований КоАП РФ, являющихся основаниями для удовлетворения жалобы, не допущено.

Так расчистка просеки Обществом осуществлялась на основании ч. 4 ст. 45 Лесного кодекса РФ и п. 9 Правил, утвержденных приказом Рослесхоза от 10.06.2011 № 223, без составления проекта освоения лесов и предоставления лесного участка.

Такая административная процедура как патрулирование в лесах предусмотрена п. 11 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 № 476, п.п. 10 и 78 Административного регламента, утвержденного приказом Минприроды России от 12.04.2016 № 233.

Вопреки доводам жалобы, пункт 36 данного регламента и положения ст. 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ не предполагают обязательность проведения внеплановой проверки, выдачи предписания и проведения последующего контрольного мероприятия после выявления лесонарушения в ходе патрулирования территории лесного фонда. Напротив, п. 81 данного регламента и приложение № 2 к нему допускают возможность возбуждения дела об административном правонарушении по результатам подобного контрольного мероприятия.

Порядок проведения мероприятий по патрулированию, разработка которого предусмотрена п. 79 того же административного регламента, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не утвержден. В связи с этим на основании п. 4 ч. 12 ст. 83 Лесного кодекса РФ Указом Главы Республики Карелия от 01.04.2011 № 28 утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного пожарного надзора в лесах (далее - Регламент).

Пункт 103 Регламента предусматривает возможность проведения внепланового мероприятия по патрулированию в лесах на основании устного распоряжения уполномоченного должностного лица в случае необходимости оперативного выявления фактов нарушения требований пожарной безопасности в лесах в пожароопасный сезон. Безусловной обязанности по извещению лесопользователя о проведении внепланового мероприятия по патрулированию Регламент не предусматривает, что, в свою очередь, не лишает лесопользователя права представлять впоследствии все имеющиеся доказательства, опровергающие выявленные в ходе патрулирования обстоятельства.

Соответствующих доказательств Обществом в ходе производства по делу не представлено.

Мероприятие по патрулированию проведено во внеплановом порядке на основании устного распоряжения начальника ГКУ "Кондопожское центральное лесничество" с учетом пожароопасного сезона и наличия указанной выше информации о проведенных работах по расширению просеки. Результаты контрольного мероприятия оформлены актом осмотра, актом патрулирования с фототаблицей (л.д. 55-58), содержание актов соответствует требованиям приложений №№ 2 и 3 к Регламенту. Ссылка подателя жалобы на нарушение при этом ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ основана на неверном толковании законодательства, поскольку контрольное мероприятие проведено до возбуждения дела об административном правонарушении и не является процессуальным действием.

Иные доводы жалобы также не опровергают доказанность состава административного правонарушения и обоснованность назначенного наказания.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения поданной жалобы, в том числе по изложенным в ней доводам, не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия от 29.07.2020, решение судьи Кондопожского городского суда Республики Карелия от 23.10.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении ПАО "ФСК ЕЭС" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья

С.В. Щепалов