Судья: Соседова Е.А. Дело № 21-407
РЕШЕНИЕ
11 ноября 2014 года город Саратов
Судья Саратовского областного суда Рябихин О.Е.,
при секретаре Королевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Балашовского районного суда Саратовской области от 01 октября 2014 года и постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу от 16 июня 2014 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ,
установил:
Постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу от 16 июня 2014 года директор МУП БМР «Совтех-инфо» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей, а именно за неисполнение законодательства в части организации внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением должностного лица, директор МУП БМР «Совтех-инфо» ФИО1 обратился в Балашовский районный суд Саратовской области с жалобой.
Решением Балашовского районного суда Саратовской области от 01 октября 2014 года постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу от 16 июня 2014 года оставлено без изменения, жалобы ФИО1 – без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Саратовский областной суд, ФИО1 просит решение суда и постановление должностного лица отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что при проведении административного расследования и при рассмотрении данного дела не было учтено, что основным видом деятельности предприятия является реализация населению льготных социальных проездных билетов, а также информационно вычислительные услуги; создание программных продуктов, обучение персонала, ремонт и сервисное обслуживание оргтехники; торговля, создание единой информационной системы управления городским хозяйством. ФИО2, составившая протокол об административном правонарушении, не выезжала на место деятельности предприятия и не могла в полном объеме изучить специфику работы МУП БМР «Совтех-инфо». Считает, что отнесение предприятия к организациям, осуществляющим деятельность оператора по приему платежей, является неправомерным, так как под действие Федерального закона от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ (в редакции от 05 мая 2014 года) «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» не подпадает прием платежей в рамках расчетов, которые возникают при реализации товаров (работ, услуг), в данном случае, реализация билетов населению, то есть платежный агент не может быть стороной сделки по реализации. Полагает, что не имеется законных оснований для привлечения его к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
В судебное заседание ФИО1 не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, уважительных причин отсутствия не представил, поэтому дело подлежит рассмотрению в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 08 ноября 2011 года № 308-ФЗ) неисполнение законодательства в части организации и осуществлении внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
ФИО1 является директором МУП БМР «Совтех-инфо» (л.д. 15-21).
В ходе административного расследования при проведении проверки установлено, что МУП БМР «Совтех-инфо» заключены агентские договоры с организациями, оказывающими услуги по содержанию и техническому обслуживанию общего имущества в многоквартирных домах (организациями, являющимися поставщиками услуг), в том числе с МУП «Комплекс» от 31 декабря 2013 года, с ООО «Управляющая компания «Прогресс» от 06 марта 2014 года. Предметом данных договоров является, в том числе совершение МУП БМР «Совтех-инфо» действий по приему платежей от населения (плательщиков), ведению лицевых счетов плательщиков с осуществлением действий по начислению и перерасчетам за предоставленные услуги (раздел 1 агентских договоров).
Из содержания раздела 2 агентских договоров с МУП «Комплекс» от 31 декабря 2013 года, с ООО «Управляющая компания «Прогресс» от 06 марта 2014 года, следует, что МУП БМР «Совтех-инфо» обязано производить прием наличных денежных средств от плательщиков в погашение обязательств перед соответствующими организациями, являющимися поставщиками услуг.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 103-ФЗ от 03 июня 2009 года «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Статьей 3 вышеуказанного закона предусмотрено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Исходя из системного толкования вышеуказанных норм закона, для признания организации оператором по приему платежей необходимо наличие договора с поставщиком услуг, согласно которому платежный агент принимает на себя обязательства по приему денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате услуг, в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
По заключенным агентским договорам МУП БМР «Совтех-инфо» является посредником во взаимоотношениях между поставщиками услуг и потребителями, а поступающие денежные средства от населения перечисляются в организации, оказывающие услуги по содержанию и техническому обслуживанию общего имущества в многоквартирных домах.
Из анализа условий агентских договоров, в которых одной из сторон выступает МУП БМР «Совтех-инфо», а также исходя из того, что данные договоры соответствуют требованиям, предусмотренным Федеральным законом № 103-ФЗ от 03 июня 2009 года «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», судья пришел к обоснованному выводу о том, что МУП БМР «Совтех-инфо» осуществляет прием денежных средств физических лиц за предоставленные поставщиками услуги, тем самым является оператором по приему платежей.
Данный вид деятельности предусмотрен Уставом МУП БМР «Совтех-инфо», утвержденным распоряжением администрации Балашовского муниципального района от 27 декабря 2012 года № 3136-р и согласованным распоряжением комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Балашовского муниципального района от 20 декабря 2012 года № 329 (раздел 3, пункт 3.2 Устава), тем самым опровергаются доводы жалобы о том, что специфика работы МУП БМР «Совтех-инфо» не изучена в полном объеме.
Таким образом, МУП БМР «Совтех-инфо» относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.
Согласно ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся операторы по приему платежей.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе, относится организация и осуществление внутреннего контроля.
Статьей 3 вышеуказанного закона установлено, что:
внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;
организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля;
осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с декабря 2009 года по 28 мая 2014 года внутренний контроль в МУП БМР «Совтех-инфо» ФИО1, являющимся директором, не был организован.В соответствии с п. 9 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Постановка на учет до 08 мая 2013 года регламентирована постановлением Правительства РФ от 18 января 2003 года № 28 «Об утверждении Положения о постановке па учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы», с 08 мая 2013 года по 05 февраля 2014 года - постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2013 года № 364 «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы», в настоящее время - постановлением Правительства РФ от 27 января 2014 года № 58 «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» (далее - Положение).В соответствии с пп. «В» п. 2 Положения организация, осуществляющая деятельность оператора по приему платежей, относится к организациям, подлежащим постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу. Осуществление постановки на учет в уполномоченном органе, является одним из элементов внутреннего контроля в организации, поскольку позволяет осуществлять последующие внутренний контроль в части обязательной идентификации клиентов организации с Перечнем.Установлено, что директор МУП БМР «Совтех-инфо» ФИО1 в период по 28 мая 2014 года не предпринимал мер, направленных на постановку на учет в уполномоченном органе.В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ на организации осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом возложена обязанность по представлению информации в уполномоченный орган по операциям, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица. С 01 февраля 2013 года доступ организаций, поднадзорных Росфинмониторингу, к Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - Перечень) осуществляется только с помощью Личных кабинетов, размещенных на официальном портале Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее - Портал) по адресу http://portal.ru. Федеральной службой по финансовому мониторингу при постановке на учет в уполномоченном органе предоставляется доступ к Перечню при постановке организации на учет в Росфинмониторинге. Таким образом, идентификация клиента, представителя клиента и (или выгодоприобретателя, в части проверки наличия/отсутствия в отношении клиента представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона с 01 февраля 2013 года осуществляется путем сверки клиентов организации с актуальной версией перечня, расположенного на Портале.В ходе административного расследования установлено, что с 01 февраля 2013 года по настоящее время МУП БМР «Совтех-инфо» актуальная версия Перечня не скачивалась, клиенты МУП БМР «Совтех-инфо» с Перечнем не сверялись. Таким образом, ввиду отсутствия действий со стороны директора МУП БМР «Совтех - инфо» ФИО1, направленных на постановку на учет и как следствие надлежащей организации внутреннего контроля на предмет сверки клиентов Общества с Перечнем террористов (процедура осуществления внутреннего контроля) свидетельствует о непринятии со стороны директора МУП БМР «Совтех - инфо» ФИО1 действий, направленных на создание целостной и функционирующей в полном объеме системы внутреннего контроля в организации. Пунктом 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию указанных правил, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.В ходе проведенного административного расследования в МУП БМР «Совтех-инфо» установлено, что правила внутреннего контроля в течение длительного периода времени, а именно с декабря 2009 года по 28 мая 2014 года руководителем предприятия не разрабатывались, что свидетельствует об отсутствии организованной системы внутреннего контроля. Пунктом 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 05 декабря 2005 года № 715 установлено, что к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, предъявляются соответствующие квалификационные требования. В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 05 декабря 2005 года № 715 требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу. Приказом Росфинмониторинга от 03 августа 2010 года № 203 утверждено Положение, устанавливающее требования к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, указанных в ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ. В соответствии с п. 10 Положения обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций. Во исполнение распоряжения Правительства РФ от 21 ноября 2005 года № 1989-р создана Автономная некоммерческая организация «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга». В рамках предоставленных полномочий данная организация ведет централизованный учет организаций и лиц, прошедших обучение по программе целевого инструктажа и реестр выданных учебными заведениями свидетельств. Согласно сведениям от 03 июня 2014 года сотрудники МУП БМР «Совтех-инфо» обучение в форме целевого инструктажа не проходили.Таким образом, в МУП БМР «Совтех-инфо» в период с 19 ноября 2013 года по 28 мая 2014 года отсутствует специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, соответствующее квалификационным требованиям, предъявляемым постановлением Правительства РФ от 05 декабря 2005 года № 715, что свидетельствует об отсутствии организованной системы внутреннего контроля в организации.При рассмотрении жалобы ФИО1 на постановление должностного лица судья районного суда, исследовав представленные доказательства в их совокупности, пришел к правильному выводу о том, что ФИО1 обоснованно признан должностным лицом виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.Довод о том, что согласно содержанию ответа из МРУ Росфинмониторинга по ПФО № 17-01-49/1730 от 27 февраля 2014 года отсутствует вина директора МУП БМР «Совтех-инфо» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, является неверным толкованием данного ответа, поскольку оно не содержит однозначного вывода об отсутствии оснований для постановки на учет в данном органе.
Факт совершения указанного административного правонарушения и его вина подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
С учетом вышеизложенного должностное лицо и суд первой инстанции пришли к правомерному выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. Данный вывод правильно основан на доказательствах, всесторонне, полно и объективно исследованных в их совокупности и свидетельствующих о допущенном правонарушении. Судом всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Наказание назначено ФИО1 в пределах санкции ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ и в соответствии с требованиями ст.ст. 4.1-4.3 КоАП РФ.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений как должностным лицом, так и судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Балашовского районного суда Саратовской области от 01 октября 2014 года и постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу от 16 июня 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья О.Е. Рябихин