ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-407/2021 от 08.09.2021 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 21-407/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

город Тюмень

08 сентября 2021 года

Судья Тюменского областного суда Левина Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу акционерного общества «Сибпромкомплект» на решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 11 мая 2021 года и постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 15 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее также – Северо-Уральское управление Росприроднадзора) К.Н.Ю. от 15 февраля 2021 года № 78 О юридическое лицо – акционерное общество «Сибпромкомплект» (далее также – АО «Сибпромкомплект», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, АО «Сибпромкомплект» обжаловало его в суд. В жалобе просило постановление должностного лица признать незаконным и отменить, производство по делу прекратить либо освободить Общество от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Указывало, что за предоставление установленной отчетности в управление Росприроднадзора отвечало должностное лицо АО «Сибпромкомплект» - инженер по охране окружающей среды (эколог), при этом императивные правила об одновременном привлечении к ответственности юридического лица и должностного лица отсутствуют. Сообщало, что Обществом были приняты все зависящие меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых ему вменяется нарушение. С учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, полагало, что у должностного лица имелись основания для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Утверждало, что обязательная утвержденная форма технического отчета для сдачи в органы Росприроднадзора отсутствует; форма технического отчета носит рекомендательный характер; АО «Сибпромкомплект» предоставляло в Управление Росприроднадзора сведения, которые подлежали указанию в техническом отчете в иных формах – путем предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 и 2019 годы, 2-ТП (отходы) за 2019 год.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 11 мая 2021 года постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Сибпромкомплект» оставлено без изменения, жалоба АО «Сибпромкомплект» оставлена без удовлетворения.

С данным решением не согласно АО «Сибпромкомплект» в лице генерального директора Жилина АС. В жалобе в вышестоящий суд, приводя доводы, аналогичные изложенным в районный суд, просит решение судьи и постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить и ограничиться устным замечанием, либо направить дело на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Тюмени. Указывает, что судом не учтено, что несвоевременное предоставление технического отчета не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Также судом не исследован вопрос, что за предоставление установленной отчетности отвечало должностное лицо АО «Сибпромкомплект» в соответствии с должностной инструкцией. Утверждает, что в решении не отражен вопрос о возможности признания совершенного деяния малозначительным. Настаивает, что технический отчет представлен уполномоченному органу в иных формах. Обращает внимание, что с 01 января 2021 года вступил в силу Приказ Минприроды России от 08 декабря 2020 года № 1029, который не содержит указаний по представлению технического отчета, так как сведения по неизменности производственных процессов можно представить в иных формах. Указывает, что изначально АО «Сибпромкомплект» вменялось также нарушение, выраженное в не переоформлении нормативов от 12 июля 2018 года в связи с изменением организационно-правовой формы юридического лица, однако, впоследствии данное нарушение Управлением Росприроднадзора снято в связи с его необоснованностью, вместе с тем административное наказание назначено в размере 100000 рублей. Обращает внимание, что у Общества не было умысла на совершение правонарушения; существенная угроза охраняемым общественным отношениям отсутствует, так как техническим отчетом подтверждается неизменность производственных процессов и его не предоставление никак не влияет на окружающую среду.

Представитель Северо-Уральского управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился. Поскольку о времени и месте рассмотрения жалобы он извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представил, об отложении рассмотрения дела не просил, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанного лица.

Проверив в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ) материалы дела по жалобе АО «Сибпромкомплект», материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя АО «Сибпромкомплект» О.Е.А., настаивавшего на доводах жалобы, прихожу к следующему.

Согласно части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из материалов дела, АО «Сибпромкомплект» эксплуатирует объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, расположенный по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Республики, 250, поставленный на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Для вышеуказанного объекта АО «Сибпромкомплект» Северо-Уральским управлением Росприроднадзора 12 июля 2018 года утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение № 64/л со сроком действия до 12 июля 2023 года.

Начальнику отдела государственного экологического надзора по Тюменской области 20 августа 2020 года направлена служебная записка, включающая перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе АО «Сибпромкомплект», которые не предоставили в соответствии с приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 50 технический отчет по обращению с отходами в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

По факту выявленного нарушения старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского управления Росприроднадзора К.Н.Ю. 08 февраля 2021 года в отношении АО «Сибпромкомплект» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Основанием для привлечения АО «Сибпромкомплект» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, послужили выводы должностного лица, что Обществом не представлен технический отчет, предусмотренный пунктами 7, 8 приказа Минприроды России от 05 августа 2014 года № 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» в сроки, установленные пунктом 12 приказа Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

Вместе с тем с указанными выводами согласиться нельзя ввиду следующего.

Согласно пунктам 7, 8 приказа Минприроды России от 05 августа 2014 года № 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (действовавшего на момент выявления нарушения) в целях подтверждения соблюдения утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, образовавшихся за отчетный период, хозяйствующими субъектами (их филиалом(ами) или обособленными подразделениями) ежегодно составляется и представляется в уведомительном порядке в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора технический отчет по обращению с отходами. Технический отчет по обращению с отходами составляется с целью: подтверждения заявленных в ПНООЛР видов, классов опасности и количества отходов, образовавшихся за отчетный период; подтверждения фактического использования, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам отходов, образовавшихся за отчетный период.

Пунктом 12 приказа Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (действовавшего на момент выявления нарушения) определен срок направления в территориальные органы Росприроднадзора технического отчета по обращению с отходами - в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Между тем приведенные положения приказов утратили силу с 01 января 2021 года и действует приказ Минприроды России от 07 декабря 2020 года № 1021, которым утверждены новые методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также приказ Минприроды России от 08 декабря 2020 года № 1029, утвердивший новый порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

При этом данными приказами Минприроды России от 07 декабря 2020 года № 1021 и 08 декабря 2020 года № 1029 не предусмотрено ежегодное предоставление в территориальные органы Росприроднадзора технического отчета по обращению с отходами.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).

Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Устанавливая административную ответственность, законодатель может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования норм (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года № 4-П и от 16 июля 2015 года № 22-П; определения от 21 апреля 2005 года № 122-О, от 19 ноября 2015 года № 2557-О и др.).

Это, в свою очередь, означает, что положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2015 года № 2735-О).

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.

Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.

Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении АО «Сибпромкомплект» дела об административном правонарушении, имели место в июле 2020 года - в период, когда действующими нормативными актами была прямо предусмотрена необходимость предоставления технического отчета по обращению с отходами.

На момент составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления должностного лица Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора о привлечении Общества к административной ответственности положение лица, привлекаемого к административной ответственности, было улучшено, обязанность по предоставлению технического отчета отменена.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья районного суда приведенные положения законодательства не учел.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени и постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в отношении АО «Сибпромкомплект» подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с признанием утратившими силу закона или его положений, устанавливающих административную ответственность за содеянное.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1, 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 11 мая 2021 года и постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 15 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Сибпромкомплект» отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении акционерного общества «Сибпромкомплект» прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Тюменского областного суда Н.В. Левина