ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-40/19 от 23.01.2019 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Куриленко Р.В. дело № 21-40/2019

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Колесникова Д.А.,

при секретаре судебного заседания Сметаниной Е.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 23 января 2019 года в г.Сыктывкаре жалобу должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, начальника отдела по вопросам миграции УМВД России по г.Сыктывкару Я. на решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которым

постановление отдела по вопросам миграции УМВД России по г.Сыктывкару №966 от 13 июля 2018 года о привлечении индивидуального предпринимателя Месропян А.В. к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отменено с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения,

установил:

постановлением <Номер обезличен> по делу об административном правонарушении от <Дата обезличена>, принятым исполняющим обязанности начальника отдела по вопросам миграции УМВД России по г.Сыктывкару Яковлевой Е.Ю., ... Месропян А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвержен административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Не соглашаясь с постановленным по делу об административном правонарушении актом должностного лица ... Месропян А.В. обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с жалобой, в которой просил об отмене постановления должностного лица административного органа и прекращении производства по делу, указав в обоснование, что по заселении в гостинцу иностранного гражданина <Дата обезличена>, руководствуясь положениями ч.3 ст.20 Закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», направил <Дата обезличена> уведомление в орган миграционного учета о прибытии с необходимыми документами через многофункциональный центр предоставления государственных услуг, принявший, в свою очередь, такое уведомление <Дата обезличена>, в связи с чем, в его действиях состав вмененного административного правонарушения отсутствует.

По итогам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судьей городского суда принято решение, резолютивная часть которого приведена выше, не соглашаясь с которым должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, обратилось в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой приводя анализ положениям ст.20, 22 Федерального закона №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», положениям утвержденного Приказом МВД России от 23.11.2017 №881 «Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметки о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания», а также положениям постановления Правительства РФ от 15.01.2007 №9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», в качестве основания отмены судебного решения указало на то, что действующее законодательство относит организацию, оказывающую гостиничные услуги, к отдельному субъекту, который наделен правом осуществления миграционного учета с проставлением отметок в бланках уведомления, наряду с чем, законодатель обязал администрацию гостиниц в течение одного рабочего дня с даты прибытия иностранного гражданина в гостиницу подать уведомление о прибытии данного иностранного гражданина непосредственно в территориальные органы МВД России, осуществляющие контроль и надзор в сфере миграции.

При рассмотрении дела по жалобе должностного лица административного органа стороны дела, надлежащим образом извещенные времени и месте судебного заседания, своего участия не обеспечили.

Изучив доводы жалобы, исследовав представленные материалы дела, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Частью 4 статьи 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2 Федерального закона №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - миграционный учет) - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства.

Как следует из протокола <Номер обезличен> об административном правонарушении от <Дата обезличена>... Месропян А.В., дополнительным видом деятельности которого является деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания, в арендуемом на основании договора аренды от <Дата обезличена> здании по адресу: <Адрес обезличен>, – <Дата обезличена> предоставил в ГАУ РК «МФЦ» уведомление о прибытии гражданина Польши ...., фактически прибывшего в место пребывания <Дата обезличена>, которое поступило в отдел по вопросам миграции УМВД России по г.Сыктывкару <Дата обезличена> с нарушением срока и порядка такого уведомления, чем нарушил требования п.3 ст.23 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и п.44 постановления Правительства РФ от 15.01.2007 №9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Изложенные в протоколе об административном правонарушении нарушения явились для должностного лица административного органа основанием для привлечения к административной ответственности ... Месропяна А.В.

Согласно ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушений при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Отменяя постановление исполняющего обязанности начальника отдела миграции УМВД России по г.Сыктывкару о привлечении ... Месропяна А.В. к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья городского суда пришел к выводу о том, что уведомление органа миграционного учета о прибытии иностранного гражданина ... Месропяном А.В. подано в установленные законодателем сроки, а порядок направления уведомления через многофункциональный центр не входит в противоречие с требованиями законодательства, являясь одним из способов уведомления миграционного органа, в связи с чем, не усмотрев в действиях ... Месропяна А.В. состава вмененного административного правонарушения, прекратил производство по делу.

Нахожу выводы судьи городского суда правильными.

Из общих положений Федерального закона №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» следует, что необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону.

В соответствии с п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» под стороной, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающей стороной), понимается гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).

Главой 4 Федерального закона №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» регламентированы вопросы учета иностранных граждан по месту пребывания.

Для целей обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ главой 18 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, в том числе и за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета.

Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с ч.3 и 3.1 п.3 ст.20 Федерального закона №109-ФЗ, а также п.44 Правил миграционного учета уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено администрацией организации, оказывающей гостиничные услуги, в орган миграционного учета в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, а прибывшего в место пребывания в нерабочий день (в том числе в один из дней в течение нескольких нерабочих дней), в течение одних суток, являющихся рабочим днем и следующих непосредственно за нерабочим днем (за несколькими нерабочими днями).

В соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Вместе с тем, имеющиеся в материалах дела доказательства не позволяют утверждать о нарушении ... Месропяном А.В. срока и порядка предоставления уведомления о прибытии гражданина Польши в место пребывания по адресу: <Адрес обезличен>.

Как верно отметил судья городского суда, ... Месропян А.В., выступающий в качестве принимающей стороны, совершил действия по уведомлению миграционного органа в день прибытия иностранного гражданина <Дата обезличена> путем направления такого уведомления через многофункциональный центр, о чем свидетельствует штамп последнего о принятии такого уведомления <Дата обезличена>, а равно в установленные законодателем сроки.

Содержание пункта 44 Правил миграционного учета закрепляет обязанность администрации организации, оказывающей гостиничные услуги, предоставить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, а прибывшего в место пребывания в нерабочий день (в том числе в один из дней в течение нескольких нерабочих дней), в течение одних суток, являющихся рабочим днем и следующих непосредственно за нерабочим днем (за несколькими нерабочими днями).

Между тем, положения пп.«а» п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона о миграционном учете, возлагая на принимающую иностранного гражданина сторону обязанность представить в орган миграционного учета уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, предусматривает наряду с другими такой способ предоставления уведомления, как через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

С учетом приведенных законоположений и установленных фактических обстоятельствах, действие ... Месропян А.В. не может рассматриваться как неисполнение обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст. 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку обязанность по уведомлению ... Месропян А.В. исполнена в срок и в установленном порядке уведомления.

Таким образом, основания для привлечения ... Месропян А.В. к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст. 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отсутствуют, в связи с чем, судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми пришел к правильному выводу об исполнении ... Месропян А.В. обязанности представить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и отсутствии в действиях состава вмененного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о том, что принимающая сторона обязана уведомить непосредственно органы миграционного контроля о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание.

При таких обстоятельствах полагаю, что обжалуемое решение судьи городского суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе и по доводам, изложенным в жалобе, не усматриваю.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену либо изменение решения суда, не установлено.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 октября 2018 года, которым производство по делу в отношении ...Месропян А.В. по части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения, оставить без изменения, жалобу должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, начальника отдела по вопросам миграции УМВД России по г.Сыктывкару Я. – без удовлетворения.

Судья Д.А. Колесникова