Судья Панина Е.Ю. Дело № 21-410/17
РЕШЕНИЕ
01 августа 2017 года пр. Ленина, 25, г. Барнаул
Судья Алтайского краевого суда Соболева С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 19 июня 2017 года по делу по жалобе ФИО1 на постановление врио руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю ФИО2 от 10 апреля 2017 года № 35АД (КЗ) 03-14, которым
ФИО1, ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженка <адрес>, зарегистрированная по адресу: <адрес>,
признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.5 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 28 марта 2017 года ***, составленному ведущим специалистом-экспертом отдела контроля закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю ФИО3, 24 ноября 2016 года на официальном сайте http://zakupki.gov.ru комитетом муниципального заказа г. Барнаула было размещено извещение о проведении электронного аукциона *** «Выполнение работ по озеленению и содержанию территории города, содержанию и ремонту объектов внешнего благоустройства городского округа – города Барнаула Алтайского края». Вместе с тем, в план-график закупок заказчика – комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула сведения о проведении названного электронного аукциона внесены 22 ноября 2016 года. Таким образом, извещение о проведении электронного аукциона размещено до истечения 10 дней со дня размещения сведений о закупке в плане-графике, чем нарушены требования ч. 14 ст. 21 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ), п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 05 июня 2015 года № 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации № 553). Согласно представленной доверенности лицом, уполномоченным на размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки, является ФИО1
Действия заместителя директора – начальника отдела по организации торгов на выполнение подрядных работ МКУ «Центр муниципального заказа города Барнаула» ФИО1 квалифицированы по ч. 1.5 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения дела должностным лицом вынесено вышеназванное постановление.
В жалобе, поданной в Центральный районный суд г. Барнаула, ФИО1 просила отменить постановление должностного лица и прекратить производство по делу, ссылаясь на отсутствие вины и малозначительность совершенного правонарушения.
Решением судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 19 июня 2017 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, ФИО1 просит отменить решение судьи и постановление должностного лица, прекратить производство по делу. Указывает на то, что 11 ноября 2016 года в комитет муниципального заказа города Барнаула от комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула поступила заявка на определение подрядчика по предмету «выполнение работ по озеленению и содержанию территории города, содержанию и ремонту объектов внешнего благоустройства городского округа – города Барнаула Алтайского края», на основании которой была разработана и утверждена документация и извещение о проведении аукциона в электронной форме. 24 ноября 2016 года в единой информационной системе в сфере закупок заявителем было размещено извещение о проведении электронного аукциона ***, при этом полномочиями по контролю за сроками размещения муниципальными заказчиками планов закупок, планов-графиков закупок заявитель не наделен; административная ответственность по ч. 1.5 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возникает только для должностных лиц, однако ФИО1 не является работником и должностным лицом уполномоченного органа – комитета муниципального заказа города Барнаула; действия по размещению закупки в единой информационной системе в сфере закупок осуществлены ФИО1 на основании доверенности от 16 января 2016 года, в которой полномочия по контролю за сроками размещения информации в единой информационной системе не предусмотрены; в соответствии с трудовым договором ФИО1 является сотрудником МКУ «<данные изъяты>», состоит в должности заместителя директора – начальника отдела по организации торгов на выполнение подрядных работ, предметом деятельности учреждения является организация закупок для муниципальных и иных заказчиков в порядке, установленном действующим законодательством, а также способствование исполнению полномочий комитета муниципального заказа города Барнаула; МКУ «<данные изъяты>» не является учреждением, уполномоченным в соответствии со ст. 26 Федерального закона № 44-ФЗ на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных заказчиков города Барнаула; должностная инструкция ФИО1 также не содержит обязанностей в части размещения информации о закупке в единой информационной системе; судьей не принято во внимание, что вменяемые в вину ФИО1 нормы вступили в действие с 01 января 2016 года, а до этого времени планы-графики размещались в порядке, утвержденном приказом Минэкономразвития России № 544, Казначейства России № 18н от 20 сентября 2013 года «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы» (далее – Приказ от 20 сентября 2013 года); план-график комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула был размещен на официальном сайте zakupki.gov.ru 24 декабря 2015 года по правилам названного Приказа и на протяжении всего 2016 года к данному графику применялись положения Приказа, и нарушение его положений не влечет ответственности по ч. 1.5 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; судьей при принятии решения необоснованно не были приняты во внимание личность, имущественное положение заявителя, а также отсутствие вредных последствий совершенного деяния, не представляющего существенного нарушения охраняемым общественным отношениям; по результатам размещенной заявки 13 декабря 2016 года победителем был признан МУП «<данные изъяты> с которым 26 декабря 2016 года заключен контракт, за период проведения аукциона в электронной форме и заключения контракта жалобы на действия заказчика, уполномоченного органа не поступали; имеются основания для признания правонарушения малозначительным. Кроме того, указывает, что административный штраф в размере 30 000 руб. является несоразмерным относительно заработной платы ФИО1, поскольку на иждивении последней находится сын ФИО4, ДД.ММ.ГГ года рождения, являющийся студентом очной формы обучения, у заявителя имеются кредитные обязательства по договору *** от ДД.ММ.ГГ с ОАО «<данные изъяты>», с ежемесячным платежом в размере <данные изъяты> руб., ранее заявитель к административной ответственности за совершение аналогичных правонарушений не привлекалась.
Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выслушав ФИО1 и ее защитника Зайкову А.Ю., поддержавших доводы жалобы, не нахожу оснований для отмены решения судьи.
В соответствии с ч. 1.5 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.
Согласно ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом примечанием к данной статье предусмотрено, что лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
В силу ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.
Заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены (ч. 11 ст. 21 Федерального закона № 44-ФЗ).
Согласно ч.ч. 13, 14 ст. 21 Федерального закона № 44-ФЗ план-график подлежит изменению заказчиком в случае внесения изменения в план закупок, а также в следующих случаях:
1) увеличение или уменьшение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
2) изменение до начала закупки срока исполнения контракта, порядка оплаты или размера аванса;
3) изменение даты начала закупки и (или) способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отмена заказчиком закупки, предусмотренной планом-графиком;
4) реализация решения, принятого заказчиком по итогам проведенного в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона обязательного общественного обсуждения закупок и не требующего внесения изменения в план закупок;
5) в иных случаях в соответствии с порядком формирования, утверждения и ведения планов-графиков, установленным частями 4 и 5 настоящей статьи.
Внесение в соответствии с частью 13 настоящей статьи изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.
Исходя из п. 9 Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2015 года № 553, внесение изменений в план-график закупок по каждому объекту закупки осуществляется не позднее чем за 10 дней до дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок (а до ввода ее в эксплуатацию - на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, указанного в пункте 10 настоящих Правил, а в случае, если в соответствии с Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), - до даты заключения контракта.
По делу установлено, что ФИО1 24 ноября 2016 года разместила извещение об осуществлении закупки *** до истечения 10 дней со дня размещения сведений о закупке в плане-графике, чем нарушила положения ч. 14 ст. 21 Федерального закона № 44-ФЗ.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения установлен и подтверждается имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 28 марта 2017 года; сведениями о размещении закупки *** 24 ноября 2016 года под электронной подписью ФИО1; извещением о проведением электронного аукциона для закупки ***; информацией председателя комитета муниципального заказа г. Барнаула ФИО5 от 06 апреля 2017 года, согласно которой Комитет на основании доверенности от 16 января 2016 года № б/н передал ФИО1 полномочия на размещение в единой информационной системе в сфере извещения об осуществлении закупки, документации о закупках; планом-графиком размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на 2016 год, где заявка на выполнение работ по озеленению и содержанию территории города, содержанию и ремонту объектов внешнего благоустройства городского округа – города Барнаула Алтайского края размещена 22 ноября 2016 года; копией доверенности от 16 января 2016 года сроком действия до 31 декабря 2016 года, согласно которой комитет муниципального заказа г. Барнаула уполномочивает ФИО1 на совершение следующих действий от имени комитета: размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки, документации о закупках; должностной инструкцией заместителя директора МКУ «<данные изъяты>»; объяснительной ФИО1, не отрицавшей факт размещению ею заявки 24 ноября 2016 года; Уставом муниципального казенного учреждения «<данные изъяты>».
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда и должностное лицо пришли к правильному выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.5 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наказание назначено в соответствии с санкцией названной статьи.
Довод жалобы о том, что заявитель не наделен полномочиями по контролю за сроками размещения муниципальными заказчиками в единой информационной системе планов закупок, планов-графиков закупок и изменения в них является несостоятельным, поскольку запрет на размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки адресован именно лицу, фактически осуществляющим размещение такого извещения.
То обстоятельство, что ФИО1 не является работником комитета муниципального заказа г. Барнаула, не свидетельствует о том, что она не является субъектом административного правонарушения.
Так, согласно п. 1.1 Положения о комитете муниципального заказа города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 25 ноября 2011 года № 646, Комитет является органом местного самоуправления, уполномоченным в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Одной из целей и задач Комитета является осуществление закупок в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и иными нормативными правовыми актами в сфере закупок (п. 2.1 Положения).
Из Устава МКУ «<данные изъяты>» следует, что предметом деятельности Учреждения является организация закупок для муниципальных и иных заказчиков в порядке, установленном действующим законодательством.
Учредителем Учреждения является городской округ – город Барнаул Алтайского края. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет комитет муниципального заказа города Барнаула (п. 1.6 Устава).
Приказом директора Учреждения от 02 июня 2016 года *** ФИО1 переведена на должность заместителя директора - начальника отдела по организации торгов на выполнение подрядных работ.
Согласно должностной инструкции заместителя директора Учреждения назначением должности является участие в формировании единой политики в сфере размещения и исполнения муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с законодательством о размещении заказов.
Заместитель директора центра в процессе своей деятельности взаимодействует с комитетом муниципального заказа города (п. 1.2 должностной инструкции).
В соответствии с доверенностью, выданной председателем комитета муниципального заказа города Барнаула от 16 января 2016 года, действительной до 31 декабря 2016 года, ФИО1 уполномочена на осуществление следующих действий от имени комитета: размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки, документации о закупках; размещение в единой информационной системе в сфере закупок изменений в извещения об осуществлении закупок, в документацию о закупках; размещение в единой информационной системе в сфере закупок протоколов заседаний комиссий по осуществлению закупок на основании решений, принятых членами комиссии по осуществлению закупок. При этом оговорено, что в рамках настоящей доверенности ФИО1 имеет право осуществлять все полномочия и совершать все необходимые действия от имени комитета муниципального заказа г. Барнаула, связанные с выполнением настоящего поручения.
Таким образом, учитывая, что ФИО1 является работником МКК «<данные изъяты>», учредителем которого является уполномоченный на осуществление закупок орган в лице комитета муниципального заказа г. Барнаула, доверенностью ФИО1 переданы полномочия от имени комитета размещать в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки, документации о закупках, то она обязана была осуществлять переданные ей полномочия с учетом требований действующего законодательства, в частности, о недопустимости размещения извещения ранее 10 дней со дня внесения изменений в план-график.
Указание на размещение плана-графика до 01 января 2016 года в порядке, утвержденном приказом Минэкономразвития России № 544, Казначейства России от 18н от 20 сентября 2013 года, во внимание не принимается. Судьей и должностным лицом обоснованно применены вышеприведенные нормы, действующие на момент размещения извещения 24 ноября 2016 года.
Ссылка на несоразмерность назначенного административного штрафа получаемому ФИО1 доходу своего подтверждения не нашла.
Согласно справке 2-НДФЛ доход ФИО1 за 2016 год составил <данные изъяты> руб., за 4 месяца 2017 года – <данные изъяты> руб., в связи с чем оснований для снижения размера административного штрафа не имеется.
Оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено, а само по себе отсутствие негативных последствий допущенного правонарушения в данном случае не может быть расценено как малозначительное.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений при рассмотрении дела, влекущих безусловную отмену решения судьи и постановления должностного лица, не допущено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 19 июня 2017 года оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья С.Л. Соболева