ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-410/20 от 03.09.2020 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 21-410/2020 Судья Камушкина Е.Н. Р Е Ш Е Н И Епо жалобе по делу об административном правонарушении

3 сентября 2020 года город Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики жалобу руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республики – Чувашии Котеева В.В. на решение судьи Канашского районного суда Чувашской Республики от 6 июля 2020 года, вынесенное в отношении заместителя директора по организации закупок МКУ «Центр закупок и бухгалтерского обслуживания г. Канаш Чувашской Республики Ильина Николая Георгиевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

установил:

6 марта 2020 года заместителем Канашского межрайонного прокурора вынесено постановление о возбуждении в отношении заместителя директора по организации закупок МКУ «Центр закупок и бухгалтерского обслуживания г. Канаш Чувашской Республики Ильина Н.Г. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ.

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республики – Чувашии Котеева В.В. № 021/04/7.31-347/2020 от 31 марта 2020 года заместитель директора по организации закупок МКУ «Центр закупок и бухгалтерского обслуживания г. Канаш Чувашской Республики Ильин Н.Г. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Решением судьи Канашского районного суда Чувашской Республики от 6 июля 2020 года постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республики – Чувашии № 021/04/7.31-347/2020 от 31 марта 2020 года отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 КоАП прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республики – Чувашии ФИО1 как должностным лицом, вынесшим постановление о привлечении ФИО2 к административной ответственности, поставлен вопрос об отмене решения судьи по мотивам его незаконности.

Проверив представленные материалы, заслушав выступление ФИО2 об оставлении решения судьи без изменения, признав возможны рассмотрение жалобы в отсутствие заявителя и прокурора, возбудившего дело об административном правонарушении, извещенных надлежащим образом, прихожу к следующему.

Административная ответственность по части 2 статьи 7.31 КоАП РФ (нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО2) к административной ответственности) наступает за ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 5 апреля 2019 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон № 44-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В соответствии со статьей 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону

Для целей Закона о контрактной системе используются основные понятия, в том числе:

- муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки (пункт 6 части 1 статьи 3);

- государственный контракт, муниципальный контракт - гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд (пункт 8 части 1 статьи 3).

В соответствии с частью 1 статьи 103 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов).

В силу части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включаются документы и информация по конкретизированному в пунктах 1-15 перечню, в том числе информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций) (пункт 10).

Информация, указанная в пункте 10 части 2 статьи 103, направляется заказчиками в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (часть 3 статьи 103).

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 103 Закона о контрактной системе Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084 утверждены Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее – Правила № 1084), подпунктом «к» пункта 2 которых информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта перечислена в составе сведений, подлежащих включению в реестр контрактов.

Предусмотренные Правилами № 1084 формирование информации, а также обмен информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (пункт 10 Правил).

В соответствии с пунктом 10 Правил № 1084 приказом Минфина России от 19.07.2019 № 113н утвержден Порядок формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее - Порядок от 19.07.2019 № 113н).

Порядком 19.07.2019 № 113н состав сведений, формируемой заказчиком для включения в реестр контрактов, разделен на информацию и документы, подписываемые электронной подписью, для формирования каждого вида сведений (информации и документы) установлены особенности исходя из их существа, порядка возникновения (образования) и значимости.

Так, информация формируется в структурированном виде путем заполнения экранных форм веб-интерфейса информационной системы или направляется в Федеральное казначейство из информационной системы (пункт 4), а документы, включаемые в реестр контрактов, формируются в виде электронного образа бумажного документа, созданного посредством его сканирования, и в форме электронного документа, если документ сформирован в электронном виде (пункт 5).

Сведения, указываемые заказчиком в целях ведения реестра контрактов при формировании информации об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информации о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), а также информации о наступлении гарантийного случая, предусмотренного контрактом, и исполнении обязательств по гарантии качества товаров, работ, услуг, определены пунктом 36 Порядка 19.07.2019 № 113н.

К таковым сведениям отнесены наименование и код валюты, в которой осуществляется оплата контракта, наименование, номер и дата платежного документа.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, основанием для вынесения 6 марта 2020 года прокурором постановления о возбуждении настоящего дела об административном правонарушении и вынесения заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республики – Чувашии постановления № 021/04/7.31-347/2020 от 31 марта 2020 года о привлечении заместителя директора по организации закупок МКУ «Центр закупок и бухгалтерского обслуживания г. Канаш Чувашской Республики ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, послужили выводы о ненаправлении, несвоевременном представлении в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно постановлению прокурора и постановлению должностного лица органа административной юрисдикции, в нарушение пункта приказа Минфина России от 29 декабря 2014 года № 173н «О порядке формирования информации и документов, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки», сведения об исполнении Заказчиком муниципального контракта о предоставлении в собственность муниципального образования «город Канаш Чувашской Республики» благоустроенной однокомнатной квартиры (реестровый номер контракта ) не размещены, а именно не размещен сам факт оплаты по муниципальному контракту (во вложении отсутствуют скан – копии платежных поручений).

Аналогичные обстоятельства были установлены и по другим контрактам, связанным с предоставлением в собственность муниципального образования «город Канаш Чувашской Республики» благоустроенных однокомнатных квартир (реестровые номера контрактов , 3, 3, , 3).

Рассмотрев жалобу ФИО2, судья районного суда установил, что оплата по муниципальному контракту (реестровый номер контракта ) произведена Заказчиком в полном объеме 31 декабря 2019 года, информация об оплате – номер и дата платежного поручения ( от 31 декабря 2019 года), сумма оплаты (<данные изъяты>) сформирована и размещена через информационно – телекоммуникационную сеть «Интернет» ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный Законом о контрактной системе срок – пять рабочих дней.

Аналогичная информация сформирована и размещена Заказчиком в установленный срок и по иным муниципальным контрактам с реестровыми номерами , 3, 3, , 3.

Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, сомнений не вызывают, автором жалобы и прокурором не оспариваются и не опровергнуты.

Отменяя постановление должностного лица о привлечении ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, и прекращая производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения, судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что действующим законодательством размещение информации об оплате товара в виде платежного документа путем формирования в виде электронного образа бумажного документа, созданного посредством его сканирования, не предусмотрено.

Данный вывод основан на положения Закона о контрактной системе, Правил № 1084 и Порядка 19.07.2019 № 113н, из взаимосвязанных положений которых следует, что указываемая заказчиком в целях ведения реестра контрактов при формировании информации об исполнении контракта в части оплаты контракта, эта информация формируется в структурированном виде путем заполнения экранных форм веб-интерфейса в объеме сведений, указных пунктом 36 Порядком от 19.07.2019 № 113н, которым необходимость вложения скан-копии платежного документа, то есть формирования в виде электронного образа бумажного документа, созданного посредством его сканирования, отсутствует.

Само по себе неразмещение Заказчиком в Единой информационной системе скан-копии платежных документов об оплате муниципальных контрактов (реестровые номер контрактов ) объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.32 КоАП РФ, не образует.

При таких обстоятельствах, поскольку факт формирования Заказчиком и размещения через информационно – телекоммуникационную сеть «Интернет» информации об исполнении контрактов в части оплаты в объеме, предусмотренном Порядком 19.07.2019 № 113н в соответствии с Правилами № 1084, (номер и дата платежного поручения, сумма оплаты), в предусмотренный Законом о контрактной системе срок – пять рабочих дней, установлен судьей районного суда на основании имеющихся в материалах дела доказательствах и сомнений не вызывает, повода не согласиться с законностью и обоснованностью принятого им решения не имеется.

Несогласие автора жалобы с правильными выводами судьи основанием для отмены решения не является.

Ссылка в жалобе на Порядок формирования информации и документов, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденный приказом Минфина России от 29 декабря 2014 г. № 173н, является несостоятельной, поскольку он утвержден в целях реализации Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и к обстоятельствам настоящего дела при осуществлении закупки по муниципальным контрактам, осуществляемых в рамках иного закона - Закона о контактной системе, не применим.

С доводом жалобы о том, что выявленные нарушения противоречат основополагающим принципам доступности и открытости Единой информационной системы в сфере закупок нельзя согласиться, поскольку соблюдение данного принципа обеспечивается своевременным размещением информации в объеме сведений, предусмотренном пунктом 36 Порядка от 19.07.2019 № 113н, и обменом заказчика сформированной информацией с федеральным казначейством.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Канашского районного суда Чувашской Республики от 6 июля 2020 года, вынесенное в отношении заместителя директора по организации закупок МКУ «Центр закупок и бухгалтерского обслуживания г. Канаш Чувашской Республики ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, оставить без изменения, протест прокурора – без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики ФИО3