ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-411/18 от 30.07.2018 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Судья Сомова И.В. Дело № 21-411/2018

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

город Севастополь 30 июля 2018 года

Судья Севастопольского городского суда Артамонова Татьяна Александровна, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Суворова, д. 20) жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Карбон» Е.Б. на решение судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 24 мая 2018 года, вынесенное по жалобе Е.Б. на постановление о назначении административного наказания от 14 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.2 статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Карбон» Е.Б.,

установил:

постановлением начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по Гагаринскому району г. Севастополя И.Г. от 14.02.2018 г. должностное лицо – директор Общества с ограниченной ответственностью «Карбон» (далее – ООО «Карбон», Общество) Е.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

На данное постановление должностного лица налогового органа Е.Б. подал жалобу в Гагаринский районный суд г. Севастополя.

Решением судьи Гагаринского районного суда г. Севастополя от 24.05.2018г. оспариваемое постановление оставлено без изменения, а жалоба заявителя – без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением судьи районного суда, Е.Б. подал в адрес Севастопольского городского суда жалобу, в которой просит признать незаконным и отменить состоявшийся судебный акт, вынести новое решение, изменив назначенное наказание в виде штрафа на предупреждение. В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции неверно применены положения Инструкции ЦБ РФ № 138-И от 04.06.2012 г. Так, по мнению заявителя, указанная Инструкции действует на территории города федерального значения Севастополя с 18.03.2014 г., первые юридические действия по исполнению обязательств по Договору от 21.02.2013 г. были осуществлены в период действия законодательства Украины, что исключает возможность применения к отношениям сторон, возникшим из Договора условий требований названной Инструкции. Кроме того, заявитель ссылается на то, что при вынесении обжалуемого решения суд необоснованно не применил к вмененному правонарушению положения ст. 2.9 КоАП РФ, при том, что никаких валютных операций связанных с расчетами по Договору через счета, открытые в уполномоченном банке, оформившем паспорт сделки произведено не было, равно как и совершение действий направленных на нарушение порядка обеспечения суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, защиту внутреннего рынка. Таким образом, заявитель полагает, что предоставление с задержкой справки о валютных операциях не повлекло за собой какой-либо существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в области валютного регулирования и валютного контроля и интересам государства, общества или правам и интереса граждан, а также не создало каких-либо препятствий в осуществлении налоговым органом контроля за движением денежных средств на счете в банке. При этом сам Договор по существу своих условий остался неизменным в части обязательств сторон. При таких обстоятельствах заявитель считает, что в его действиях отсутствует пренебрежительное отношение к своим обязательствам в сфере валютного законодательства и валютного регулирования, назначенное административное наказания в виде штрафа несоразмерно характеру предполагаемых нарушений и является чрезмерно суровым с учетом фактических обстоятельств дела.

Настоящая жалоба подана Е.Б. в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем подлежит рассмотрению по существу.

В судебном заседании представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Гагаринскому району г. Севастополя по доверенности Э.В. против доводов жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, настаивал на законности и обоснованности принятого судебного акта и оспариваемого постановления.

Е.Б. и его защитник В.В. в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом. Защитник подала в адрес Севастопольского городского суда ходатайство о рассмотрении в ее и Е.Б. отсутствие.

Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения явившегося представителя административного органа, исследовав материалы дела в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.

Частью 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на десять, но не более чем на тридцать дней, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух до трех тысяч рублей.

Объективная сторона указанного правонарушения заключается в несоблюдении установленного порядка предоставления форм отчета и отчетности по валютным операциям, порядка предоставления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на десять, но не более чем на тридцать дней.

Федеральным законом от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) установлено, что резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, которые предусмотрены ст. 23 Закона № 173-ФЗ, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям (пп. пп. 1, 2 п. 2 ст. 24 и пп. 9 п. 4 ст. 23 Закона № 173-ФЗ).

В соответствии с п. 7 ст. 12 Закона № 173-ФЗ резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным Банком Российской Федерации.

Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления устанавливает Центральный банк Российской Федерации (п. 4 ст. 5 Закона № 173-ФЗ).

Главой 9 Инструкции Банка России от 04.06.2012 г. № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (действующей, на момент совершения Е.Б. административного правонарушения, далее – Инструкция от 04.06.2012 г. № 138-И) установлен порядок предоставления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, связанных с осуществлением валютных операций по договорам (контрактам), на которые установлено требование об оформлении паспорта сделки.

На основании пункта 9.1 Инструкции от 04.06.2012 г. № 138-И при исполнении (изменении, прекращении) обязательств по контракту (кредитному договору), по которому оформлен ПС, резидент представляет в банк ПС одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 5 к настоящей Инструкции, следующие документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) в виде расчетов (далее - способ, отличный от расчетов), или документы, подтверждающие изменение обязательств по контракту (кредитному договору) (далее - подтверждающие документы).

В соответствии с пунктом 9.1.4 названной Инструкции в случае иного исполнения (изменения, прекращения) обязательств по контракту (кредитному договору), не указанного в подпунктах 9.1.1 - 9.1.3 настоящего пункта, - иные документы, подтверждающие соответствующее исполнение (изменение, прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору), в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.

Согласно пункту 9.3 Инструкции от 04.06.2012 г. № 138-И, датой оформления подтверждающих документов, указанных в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 и в пункте 9.7 настоящей Инструкции, является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления либо дата, свидетельствующая о ввозе на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении) или вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, перемещении), указанная в подтверждающем документе.

Как следует из материалов дела, 21.02.2013 г. между Публичным акционерным обществом «Энергетическая компания «Севастопольэнерго» (далее по тексту - ПАО «Энергетическая компания «Севастопольэнерго»), именуемым в договоре Собственник, и ЧП «Карбон», именуемым в договоре Заказчик, совместно именуемыми в договоре Стороны, заключен Договор о реализации технических условий (далее по тексту - Договор).

Все расчеты между сторонами осуществляются в безналичной форме в национальной валюте Российской Федерации.

Договор вступает в силу с момента подписания и действует до полного выполнения, сторонами предусмотренных им обязательств, но не далее 21.02.2015 г.

Дополнительным соглашением о реализации технических условий от 20.01.2015 г. срок действия Договора от 21.02.2013 г. продлен до 21.02.2017 г.

На вышеуказанный Договор ООО «Карбон» был открыт паспорт сделки от 24.05.2017 г. (далее по тексту - ПС) в уполномоченном банке - РНКБ (ПАО).

Дата завершения исполнения обязательств по договору (согласно разделу 3 паспорта сделки) - 21.02.2017 г.

Между ООО «Карбон» и ПАО «Энергетическая компания «Севастопольэнерго» было заключено Дополнительное соглашение о реализации технических условий от 04.04.2017 г., которым срок действия Договора от 21.02.2013 г. продлен до 21.06.2017 г.

Документом, подтверждающим исполнение обязательств по вышеуказанному договору от 21.02.2013 г. о реализации технических условий, является акт приема-передачи от 27.04.2017 г. , согласно которому ООО «Карбон» получил услугу (технологическое присоединение к электрическим сетям нестандартное (старое) по договору от 21.02.2013 г.) 27.04.2017 г.

Исходя из подпункта 9.2.2 пункта 9.2 Инструкции от 04.06.2012 г. № 138-И, справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 9.1 Инструкции от 04.06.2012 г. № 138-И, представляются резидентом в банк ПС в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 Инструкции от 04.06.2012 г. № 138-И.

На основании подпункта 9.2.2 пункта 9.2 от 04.06.2012 г. № 138-И, с даты оформления акта приема-передачи от 27.04.2017 г. у ООО «Карбон» возникает обязанность по представлению в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах с приложением от 27.04.2017 г. в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором был оформлен акт приема-передачи от 27.04.2017 г. .

Установленный предельный срок для исполнения должностным лицом - директором ООО «Карбон» Е.Б. обязанности для представления уполномоченному банку справки о подтверждающих документах с приложением акта приема-передачи от 27.04.2017 г. - до 24.05.2017 г. включительно.

Справка о подтверждающих документах по Договору от 21.02.2013 г. о реализации технических условий фактически представлена должностным лицом - директором Обществом Е.Б. в уполномоченный банк 15.06.2017 г., то есть на 14 (четырнадцать) дней позже окончания установленного предельного срока представления в банк справки о подтверждающих документах.

По факту выявленного нарушения 29.01.2018 г. налоговым органом в отношении Е.Б. составлен протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого вынесено постановление о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 2 000 рублей.

При разрешении данного дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установил все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям привлекаемого лица и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Е.Б. события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ, ввиду допущенного должностным лицом Общества нарушения валютного законодательства (нарушение срока предоставления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах).

Факт совершения вышеописанного административного правонарушения и вина Е.Б. подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.

Собранным по делу доказательствам должностным лицом, а впоследствии судьей районного суда дана надлежащая правовая оценка в соответствии с правилами ст. 26.11 КоАП РФ.

Действия Е.Б., как должностного лица Общества, правильно квалифицированы по ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ, поскольку он в нарушение подпункта 9.2.2 пункта 9.2 Инструкции от 04.06.2012 г. № 138-И нарушил установленный предельный срок для исполнения обязанности для предоставления уполномоченному банку справки о подтверждающих документах с приложением акта приема-передачи от 27.04.2017 г. .

Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда о наличии и доказанности в действиях заявителя состава вмененного правонарушения, у суда вышестоящей инстанции не имеется.

Доводы жалобы заявителя о том, что положения Инструкции от 04.06.2012 г. № 138-И не подлежат применению в рассматриваемом случае, поскольку первые юридические действия по исполнению обязательств по Договору от 21.02.2013 г. были осуществлены в период действия законодательства Украины, что исключает возможность применения к отношениям сторон, возникшим из Договора условий требований названной Инструкции, подлежат отклонению.

В силу п. 20.5 Инструкции от 04.06.2012 г. № 138-И, на который имеется ссылка в рассматриваемой жалобе, действие настоящей Инструкции в части оформления ПС по контрактам, указанным в главе 5 настоящей Инструкции, в случае отсутствия до вступления в силу настоящей Инструкции требования об оформлении ПС распространяется на указанные контракты, если проведение первой валютной операции, связанной с зачислением (списанием) денежных средств на счет (со счета) или первым исполнением обязательств по контракту иным способом, отличным от расчетов по контракту, начинается с даты либо после даты вступления в силу настоящей Инструкции.

Анализ данного пункта Инструкции от 04.06.2012 г. № 138-И позволяет сделать вывод о том, что его действие распространяется исключительно на вышеуказанные в нем договоры и только при оформлении ПС, а не при переоформлении ранее оформленного ПС в связи с возникшими изменениями в договоре.

Из материалов дела усматривается, что 24.07.2015 г., то есть в период действия на территории города федерального значения Севастополя законодательства Российской Федерации, Обществом был оформлен паспорт сделки от 24.05.2017 г. № 5070006/1354/0000/4/1 в уполномоченном банке - РНКБ (ПАО), в рамках которого совершались валютные операции по Договору от 21.02.2013 г. Данный паспорт добровольно не был закрыт или переоформлен. Следовательно, Общество на протяжении всего периода его действия несло обязанности, предъявляемые к оформленному паспорту сделки, в том числе требования по предоставлению в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах.

Между тем, п. 20.5 Инструкции от 04.06.2012 г. № 138-И действует на лиц, паспорт сделки которыми вообще не был оформлен. Общество к числу таких лиц не относится.

В данном случае на момент оформления подтверждающего документа – акта приема-передачи от 27.04.2017 г. , у Общества имелись оформленный по договору паспорт сделки , и, как следствие, обязанность по исполнению требований подпункта 9.2.2 пункта 9.2 Инструкции от 04.06.2012 г. № 138-И, связанных с наличием оформленного паспорта сделки.

При этом согласно материалам дела, первая валютная операция по вышеуказанному договору была произведена 21.07.2015 г.

В тоже время, каких-либо особенностей, связанных с принятием Республики Крым и города федерального значения Севастополя ни Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», ни иными нормативными актами в сфере регулирования валютного регулирования в части регулирования рассматриваемых правоотношений не предусмотрено.

Кроме того, из оспариваемого постановления следует, что хоть и с нарушением установленного срока подачи документов, но 15.06.2017 г. привлекаемым лицом была предоставлена вышеуказанная справка, что позволяет сделать вывод о наличии в действиях заявителя бесспорного признания им самого наличия обязанностей резидента, указанных с исполнением обязательств по договору и установленных подпунктом 9.2.2 пункта 9.2 Инструкции от 04.06.2012 г. № 138-И.

При таких обстоятельствах, у директора Общества Е.Б. возникла обязанность по исполнению норм названной Инструкции в ходе осуществления Договора от 21.02.2013 г. и оформления документа, подтверждающего исполнения обязательств по названному договору.

Постановление о привлечении к административной ответственности должностного лица ООО «Карбон» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.2 ст. 15.25 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

Указание заявителя на наличие оснований для освобождения его от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения не влечет удовлетворение жалобы.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицам.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5, при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. ст. 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное ст. 3.2 КоАП РФ.

Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу ч. ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Оснований для признания правонарушения, вмененного должностному лицу ООО «Карбон», малозначительным или назначенного административного наказания чрезмерно суровым, не имеется, учитывая характер правонарушения и конкретные обстоятельства дела, а также вид и размер назначенного административного наказания, которое является минимальным из предусмотренных санкцией статьи.

Административное наказание директору ООО «Карбон» Е.Б. в виде административного штрафа назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, избранная мера соответствует характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела.

В тоже время, следует отметить, что административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ, имеют формальный состав и не предполагают наступление фактического ущерба охраняемым обществом отношениям. Ответственность в данном случае наступает за сам факт совершения противоправного деяния – нарушения тех или иных норм и требований действующего валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации, любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности и, вступая в правоотношения, должно не только знать о существовании обязанностей, установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Целью Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Таким образом, существенная угроза охраняемым государством общественным отношениям при осуществлении валютного контроля заключается в пренебрежительном отношении заявителя к требованиям публичного права, к исполнению своей публично-правовой обязанности - исполнять требования валютного законодательства Российской Федерации.

О высокой степени общественной опасности посягательства на интересы государства в области реализации единой государственной валютной политики, обеспечения устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка свидетельствует значительный размер штрафа, годичный срок давности привлечения к административной ответственности и проведение по такой категории дел административного расследования.

Административное правонарушение, совершенное должностным лицом - директором Общества (резидентом), посягает на установленный и охраняемый государством порядок в сфере валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, соблюдение его является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере.

Совершенное директором Общества правонарушение не является исключительным случаем и не может быть квалифицировано как малозначительное, поскольку им допущено нарушение срока предоставления в уполномоченный банк корректирующей справки о валютных операциях, что не позволяет квалифицировать правонарушение как малозначительное в силу высокой степени его общественной опасности, что не могло не отразится на осуществлении органами и агентами валютного контроля своих контрольных и надзорных функций. Существенная угроза охраняемым общественным интересам в данном случае заключается в пренебрежительном отношении должностного лица к публично-правовым обязанностям, которые возложены на него законодательством.

Оснований для применения судом второй инстанции положений ст. 4.1.1 КоАП РФ также не имеется, поскольку Е.Б. привлекался к административной ответственности за совершение однородных правонарушений норм валютного законодательства, что исключает применение указанной статьи КоАП РФ к заявителю.

При таких обстоятельствах решение судьи является законным и обоснованным, основания для его отмены или изменения, в том числе и по доводам жалобы, отсутствуют.

Нарушений норм процессуального и материального права при рассмотрении данного дела не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 24 мая 2018 года, вынесенное по жалобе Е.Б. на постановление о назначении административного наказания от 14 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.2 статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Карбон» Е.Б., оставить без изменения, а его жалобу – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу после его вынесения.

Судья Т.А. Артамонова