Дело № 21-411/2020
Судья Евстафьев В.В.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
8 сентября 2020 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Степанова Л.В. на постановление старшего государственного инспектора территориального отдела госавтодорнадзора по Чувашской Республике Средне-Волжского МУГАДН № 202043 от 5 марта 2020 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 23 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении закрытого акционерного общества «Боровичи-Мебель»,
у с т а н о в и л:
постановлением старшего государственного инспектора территориального отдела госавтодорнадзора по Чувашской Республике Средне-Волжского МУГАДН № 202043 от 5 марта 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 23 июня 2020 года, закрытое акционерное общество «Боровичи-Мебель» (далее - ЗАО «Боровичи-Мебель») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ), и юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250000 рублей.
Не согласившись с вынесенными по делу актами, защитник по доверенности Степанов Л.В. подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, ссылаясь на отсутствие в действиях ЗАО «Боровичи-Мебель» вмененного административного правонарушения. Считает, что при погрузке в транспортное средство ЗАО «Боровичи-Мебель» действовало осмотрительно, с целью недопущения перегруза на ось. Обнаруженный спустя двое суток, через 1000 км. перегруз мог возникнуть по причинам, к которым юридическое лицо не причастно. Отмечает, что водитель ФИО1, обязанный контролировать размещение, крепление и состояние груза в момент погрузки транспортного средства претензий к ЗАО «Боровичи-Мебель» не имел. Считает, что обвинение ЗАО «Боровичи-Мебель» в совершении административного правонарушения носит предположительный характер, транспортное средство в момент загрузки 15 января 2020 года и при движении его в пути следования по состоянию на 17 января 2020 года имело разные величины нагрузки на ось транспортного средства. По мнению заявителя, данные факты не были учтены при рассмотрении его жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности, решение является необоснованным. В случае оставления решения судьи без изменения, просит пересмотреть назначенное наказание в сторону смягчения. Полагает, что имеются основания для применения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, обоснованность доводов жалобы, выслушав представителя Средне-Волжского МУГАДН ФИО2, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие защитника ЗАО «Боровичи-Мебель» Степанова Л.В., извещенного надлежащим образом о времени, дате и месте судебного заседания, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство, - влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно требованиям пункта 23.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Правила дорожного движения), масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.
В соответствии с пунктом 23.5 Правил дорожного движения перевозка тяжеловесных и опасных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.
Пунктом 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272, определено, что под тяжеловесным грузом понимается груз, масса которого с учётом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств согласно приложению № 1 или допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению № 2.
Пунктом 75 Правил от 15 апреля 2011 года № 272 предписано, что размещение делимого груза на транспортном средстве осуществляется таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала допустимую массу транспортного средства, предусмотренную приложением № 1 к настоящим Правилам, нагрузка на ось транспортного средства с таким грузом не превышала допустимую нагрузку на ось транспортного средства, предусмотренную приложением N 2 к настоящим Правилам, а габариты транспортного средства с таким грузом не превышали предельно допустимые габариты транспортного средства, предусмотренные приложением № 3 к настоящим Правилам.
Пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ) установлено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным Федеральным законом.
Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи (часть 2 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ).
Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные приказом Минтранса России от 15 января 2014 года № 7 более подробно определяет обязанности грузоотправителя.
В силу пункта 34 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом при размещении груза на транспортном средстве должны соблюдаться значения весовых и габаритных параметров, установленных Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272, а также обеспечиваться условия равномерного распределения массы груза по всей площади платформы или кузова транспортного средства, контейнера.
Размещение и крепление грузов в кузове транспортного средства, в контейнере производятся согласно схеме размещения и крепления грузов, применяемой к конкретному типу (модели) транспортного средства, контейнера с учетом технических условий транспортировки продукции, входящей в состав груза, предъявленной для перевозки, которая утверждается в соответствии с настоящими Правилами. Схема размещения и крепления грузов утверждается для каждой перевозки субъектом транспортной деятельности. Для сборных грузов схема размещения и крепления грузов утверждается для каждой партии, содержащей сборный груз.
Из материалов дела следует, что 17 января 2020 года в 15 часов 18 минут на стационарном контрольном пункте транспортного контроля СКП-1 (Чебоксары) Волга 637, расположенном на км 637 + 582 федеральной автомобильной дороги М7 Волга, установлен факт передвижения тяжеловесного транспортного средства марки <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком № с п/прицепом <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком №, под управлением водителя, собственника ФИО1, с превышением фактической нагрузки над допустимой на 2-ю ось транспортного средства на 0,788 тн. или 7,9%, согласно акта № от 17 января 2020 года, то есть более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, что является нарушением статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Взвешивание осуществлялось системой дорожного контроля СДК.Ам-02- 1-2 № 391. Свидетельство о поверке № 19008972797 от 3 сентября 2019 года, действительно до 2 сентября 2020 года.
Согласно международной товарно – транспортной накладной № от отправителем груза на вышеуказанном транспортном средстве является ЗАО «Боровичи-Мебель», осуществившее 15 января 2020 года погрузку груза.
Приведённые обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 21301010948 от 17 января 2020 года, актом № от 17 января 2020 года результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства, из которого усматривается фактическая нагрузка на вторую ось 10.788 тн при допустимой 10 000 тн, что с учётом погрешности составляет 0,788 или 7,9 %, копией счет- фактуры № от 16 января 2020 года, которым ЗАО «Боровичи-Мебель» значится грузоотправителем, письменными объяснениями водителя транспортного средство о погрузке груза по схеме грузоотправителя, сведениями, представленными ЗАО «Боровичи-Мебель» после вынесения определения о возбуждении дела о административном правонарушении и о проведении административного расследования, из которых следует, что погрузка груза проведена по схеме грузоотправителя, при этом допустимые нагрузки на ось определены расчетным путем, при котором межосевое расстояние во внимание не принималось, контроль за допустимой нагрузкой на ось транспортного средства путем измерения весовых параметров транспортного средства при его погрузке не осуществлялся.
При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ судьей районного суда установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана правильная оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки доказательств не имеется.
При этом неустранимых сомнений, которые бы в силу статьи 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, по делу не установлено.
Таким образом, обществом совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ.
Должностное лицо и судья районного суда пришли к правильному выводу о наличии в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ. Данный вывод основан на положениях названного Кодекса, Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ, Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ним не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела позволяют сделать вывод о том, что обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доводы заявителя о том, что превышение допустимой нагрузки на ось транспортного средства могло возникнуть в пути по причинам, к которым ЗАО «Боровичи-Мебель» не причастно, ничем не подтверждены и не могут служить основанием для отмены или изменения вынесенных по делу решений.
Организации, являющиеся грузоотправителями и осуществляющие погрузку груза на автомобильный транспорт, обязаны принять все возможные меры для обеспечения соблюдения действующих правил по такой перевозке. При этом юридическое лицо должно организовать и контролировать распределение груза таким образом, чтобы исключить возможность нарушения вышеуказанных требований закона.
В данном случае ЗАО «Боровичи-Мебель» следовало принять все исчерпывающие меры к тому, чтобы масса отправляемого им груза и его размещение не повлекло превышение допустимой нагрузки на ось транспортного средства.
Административное наказание назначено ЗАО «Боровичи-Мебель» по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы данных о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением Общества, не установлено, оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ не имеется.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора территориального отдела госавтодорнадзора по Чувашской Республике Средне-Волжского МУГАДН № 202043 от 5 марта 2020 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 23 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении закрытого акционерного общества «Боровичи-Мебель» оставить без изменения, жалобу защитника Степанова Л.В. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев