дело № 21-411/2015
РЕШЕНИЕ
31 июля 2015 года г. Оренбург
Судья Оренбургского областного суда Пересыпкина Т.И., при секретаре Андреевой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды от 28 апреля 2015 года № и решение судьи Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 08 июня 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 28 апреля 2015 года № ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 11 000 рублей
Решением судьи Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 08 июня 2015 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поступившей в Оренбургский областной суд, ФИО1 просит об отмене состоявшихся по делу решений.
В возражениях должностное лицо министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области полагает, что постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи районного суда являются законными и обоснованными.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав объяснения ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, допросив свидетелей, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Из материалов дела следует, что в период с 24 марта 2015 года по 17 апреля 2015 года на основании приказа заместителя министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 19 марта 2015 года № государственным инспектором Оренбургской области в области охраны окружающей среды была проведена плановая выездная проверка по соблюдению требований законодательства РФ в том числе в области обращения с отходами в отношении администрации муниципального образования *** сельсовет Кувандыкского района Оренбургской области (далее – администрация МО *** сельсовет Кувандыкского района Оренбургской области).
В результате проверки установлено, что при осуществлении деятельности администрации МО *** сельсовет Кувандыкского района Оренбургской области образуются отходы 1 – 5 класса опасности.
Однако, в нарушение требований Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закона № 89-ФЗ) администрацией МО *** сельсовет Кувандыкского района Оренбургской области:
- не подтверждено отнесение образующихся в процессе осуществления хозяйственной деятельности отходов к конкретному классу опасности. Не составлены паспорта на отходы 1 – 4 класса опасности (частей 2 и 3 ст. 14 Закона № 89-ФЗ);
- не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ч. 3 ст. 18 Закона № 89-ФЗ);
- не предоставляется годовая форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» в уполномоченный орган исполнительной власти (ч. 2 ст. 19 Закона № 89-ФЗ);
- отсутствует должностное лицо, имеющее профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами 1 – 4 класса опасности (ст. 15 Закона № 89-ФЗ).
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, должностное лицо, не выполнившее экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Таким образом, исполняющая обязанности главы администрации МО *** сельсовет Кувандыкского района Оренбургской области ФИО1 совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ, что подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, в том числе актом проверки от 17 апреля 2015 года, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В жалобе заявитель ссылается на то, что в ходе проведения проверки должностным лицом государственного органа не выявлено никаких нарушений при сборе или хранении накапливаемых отходов. Компьютеры и комплектующие к ним, а также оргтехника не являются отходами, поскольку актами на списание их с баланса организации не подтверждены. Доводы жалобы не влекут отмену или изменение состоявшихся по делу решений, поскольку должностным лицом достоверно установлено (на основании учетных данных за 2014 год), что администрацией МО *** сельсовет Кувандыкского района Оренбургской области образовано и передано на захоронение 0,45 т. отходов. Между тем отнесение образующихся в процессе осуществления хозяйственной деятельности отходов к конкретному классу опасности не подтверждено, не составлены паспорта на отходы 1 – 4 класса опасности, не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не предоставляется годовая форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы), отсутствует должностное лицо, имеющее профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами 1 – 4 класса опасности.
Утверждение заявителя о том, что ФИО1 необоснованно привлечена к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку отнесение видов отходов к определенному классу, составление паспортов отходов, проектов нормативов образования отходов не является результатом нормотворческой деятельности руководителя администрации, а обязанность принять в штат или обеспечить за счет бюджетных средств проведение профессиональной подготовки лиц, допущенных к обращению с отходами, противоречит нормам закона, несостоятельно.
Статьями 14, 15, 18 и 19 Закона № 89-ФЗ обязанность соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; составлять паспорта на отходы 1 - 4 класса опасности; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; соблюдать требования к профессиональной подготовке работников, вести учет отходов (образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов) возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Доказательств соблюдения и.о. главы МО *** сельсовет Кувандыкского района Оренбургской области ФИО1 вышеуказанных требований Закона № 89-ФЗ при обращении с отходами производства и потребления в материалах дела не имеется. Таким образом, ФИО1, будучи должностным лицом, осуществляющим в данной организации организационно-распорядительные функции, обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы отсутствие достаточных денежных средств для устранения нарушений требований Закона № 89-ФЗ, не является основанием для освобождения должностного лица от административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ.
Вместе с тем из материалов дела следует, что должностным лицом ФИО1 в том числе вменено нарушение требований ч. 1 ст. 8 Закона № 89-ФЗ, выразившееся в том, что администрацией МО *** сельсовет Кувандыкского района Оренбургской области не в полном объеме выполняются требования по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории поселения.
При этом полномочия администрации МО *** сельсовет Кувандыкского района Оренбургской области по организации сбора и вывоза бытовых отходов, мусора на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией ст. 8.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, вменение ФИО1 нарушение требований ч. 1 ст. 8 Закона № 89-ФЗ является необоснованным и подлежит исключению. Однако данное обстоятельство изменение постановления, решения не влечет, на размер назначенного наказания не влияет.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах, установленных санкцией ст. 8.2 КоАП РФ, с учетом обстоятельств дела и личности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
исключить из описательно-мотивировочной части постановления старшего государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды от 28 апреля 2015 года № и решения судьи Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 08 июня 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1 ФИО5 обвинение ФИО1 в нарушении требований ч. 1 ст. 8 Закона № 89-ФЗ, выразившееся в том, что администрацией МО *** сельсовет Кувандыкского района Оренбургской области не в полном объеме выполняются требования по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории поселения.
В остальной части постановление старшего государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды от 28 апреля 2015 года № 163 и решение судьи Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 08 июня 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу заявителя – без удовлетворения.
Судья Оренбургского
областного суда Т.И. Пересыпкина