ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-412/16 от 22.06.2016 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Четвертных А.В. Дело № 21-412/16

РЕШЕНИЕ

22 июня 2016 года г. Барнаул

Судья Алтайского краевого суда Титова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Арутюняна Григора Володяевича на решение судьи Рубцовского районного суда Алтайского края от 13 апреля 2016 года по делу по жалобе Арутюняна Григора Володяевича на постановление начальника отделения (пограничной заставы) отдела (пограничной комендатуры) в г. Рубцовске ПУ ФСБ России по Алтайскому краю капитана полиции Шишаева В.В. от 30 декабря 2015 года № 2131/1024-15, которым

Арутюнян Григор Володяевич, родившийся ДД.ММ.ГГ в <адрес> ССР, проживающий и зарегистрированный по адресу: <адрес>,

признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного предупреждения,

и на решение начальника Пограничного управления ФСБ России по Алтайскому краю подполковника Карпенко А.А. от 21 января 2016 года об оставлении постановления без изменения,

установил:

согласно протоколу об административном правонарушении от 26 декабря 2015 года № 2131/1024-15, составленному оперуполномоченным отделения (позг) в с. <адрес> лейтенантом Абакаевым А.В., 26 декабря 2015 года в 12 час. 30 мин. Арутюнян Г.В. находясь в пограничной зоне Рубцовского района на удалении 25 м западнее АППр «<адрес>», около 6000 м юго-восточнее южной окраины с. <адрес>, около 100 м северо-западнее от линии государственной границы Российской Федерации, допустил нарушение статьи 17 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», пунктов 1.1., 1.7.6 Правил пограничного режима, утвержденных Приказом ФСБ России от 15 октября 2012 года № 515, а именно: пребывал в пограничной зоне в 5-километровой полосе местности без пропуска, выдаваемого пограничными органами. Действия Арутюняна Г.В. квалифицированы по части 1 статьи 18.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения дела вынесено вышеуказанное постановление, которое решением вышестоящего должностного лица оставлено без изменения.

Арутюнян Г.В. обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление и решение вышестоящего должностного лица отменить, производство по делу прекратить. В обоснование указал, что находился в пограничной зоне, имея при себе паспорт, что допустимо, поскольку он зарегистрирован по месту жительства в <адрес>, расположенного в пограничной зоне. Кроме того, у него при себе имелся пропуск от 05 июня 2015 года сроком действия до 05 июня 2016 года, который был предъявлен, однако оставлен без внимания. Считает, что замена паспорта гражданина Российской Федерации в период действия выданного пропуска не влечет недействительность этого пропуска.

Решением судьи Рубцовского районного суда Алтайского края от 13 апреля 2016 года постановление и решение оставлены без изменения, жалоба Арутюняна Г.В. - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, Арутюнян Г.В. просит отменить решение судьи. В обоснование ссылается на доводы, изложенные при обращении в районный суд, полагая, что им не дана надлежащая оценка.

В судебное заседание Арутюнян Г.В. не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил, связи с чем в соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Изучив доводы жалобы, допросив свидетеля, проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нахожу оснований для отмены решения судьи.

В соответствии с частью 1 статьи 18.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил въезда (прохода) в пограничную зону, временного пребывания, передвижения лиц и (или) транспортных средств в пограничной зоне влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Согласно статье 16 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» пограничный режим служит исключительно интересам создания необходимых условий охраны Государственной границы и включает, в том числе, правила въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне.

Пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к Государственной границе на суше, морскому побережью Российской Федерации, российским берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, и в пределах территорий островов на указанных водных объектах. В пограничную зону по предложениям органов местного самоуправления поселений могут не включаться отдельные территории населенных пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки.

В силу статьи 17 данного Закона въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений. Устанавливаются места въезда (прохода) в пограничную зону. Могут определяться время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств.

Приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 15 октября 2012 года № 515 утверждены Правила пограничного режима (далее – Правила пограничного режима), в пункте 1.1 которых предусмотрено, что въезд (проход) граждан Российской Федерации, иностранных граждан (подданных), лиц без гражданства и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам для въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону, выдаваемым пограничными управлениями (пограничными отделами) ФСБ России по субъектам Российской Федерации или подразделениями пограничных органов, при наличии документов, удостоверяющих личность.

В силу пунктов 1.3, 1.3.1 Правил пограничного режима въезд (проход) в пограничную зону, временное пребывание и передвижение в ней по документам, удостоверяющим личность, и пропускам осуществляют граждане Российской Федерации, следующие в пограничную зону, установленную шириной менее пяти километров, либо в пределы пятикилометровой полосы местности в случае, если пограничная зона установлена шириной от пяти и более километров, на острова или за рубеж инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности, за исключением граждан Российской Федерации, указанных в подпунктах 1.2.1.1 - 1.2.1.3, подпунктах "а - л" подпункта 1.2.1.4, подпункте 1.2.3 Правил.

Таким образом, по общему правилу, въезд (проход) граждан Российской Федерации и транспортных средств в пограничную зону, установленную шириной менее пяти километров, либо в пределы пятикилометровой полосы местности в случае, если пограничная зона установлена шириной от пяти и более километров, осуществляться по документу, удостоверяющему личность и индивидуальному либо коллективному пропуску.

Согласно приказу Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 279 «О пределах пограничной зоны на территории Алтайского края» пограничная зона на территории Алтайского края, прилегающей к государственной границе Российской Федерации с Республикой Казахстан в муниципальном образовании «Рубцовский район» установлена в пределах территории сельских поселений <адрес>, <адрес>.

Как правильно установлено должностным лицом, а затем и судьей, 26 декабря 2015 года в 12 час. 30 мин. Арутюнян Г.В. пребывал в пограничной зоне в 5-километровой полосе местности вдоль государственной границы Российской Федерации на суше без пропуска, выдаваемого пограничными органами.

Данные обстоятельства подтверждаются совокупностью имеющихся в деле доказательств: рапортом оперуполномоченного отделения (позг) в <адрес> лейтенанта Абакаева А. от 26 декабря 2015 года, рапортом оперуполномоченного отделения (позг) в <адрес> прапорщика Калюжного А.М. от 26 декабря 2015 года, рапортом оперуполномоченного отделения (позг) в <адрес> прапорщика Быкова И.Б. от 26 декабря 2015 года, протоколом о доставлении от 26 декабря 2015 года № 2131/1024-15, протоколом об административном задержании от 26 декабря 2015 года № 2131/1024-15, протоколом об административном правонарушении от 26 декабря 2015 года № 2131/1024-15, схемой задержания правонарушителя от 26 декабря 2015 года.

Указанные доказательства оценены судьей в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в совокупности подтверждают наличие в действиях Арутюняна Г.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Наказание назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 18.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы Арутюняна Г.В. о том, что у него при себе имелся паспорт гражданина Российской Федерации, которого достаточно для въезда (прохода) в пограничную зону, временное пребывание и передвижение в ней, поскольку он имеет регистрацию по месту жительства в <адрес>, на территории которого установлена пограничная зона, не являются основанием для отмены решения.

Согласно пунктам 1.2.1, 1.2.1.2 Правил пограничного режима в редакции Приказа ФСБ России от 18 ноября 2013 года № 682, действующей с 05 января 2014 года, въезд (проход) в пограничную зону, временное пребывание и передвижение в ней по документам, удостоверяющим личность, осуществляют граждане Российской Федерации, имеющие регистрацию по месту пребывания или по месту жительства, расположенному в пограничной зоне и находящемуся в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль государственной границы Российской Федерации на суше, морского побережья Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов и на островах на указанных водных объектах или до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности.

Таким образом, Правила пограничного режима в действующей в настоящее время редакции не позволяют гражданам Российской Федерации, имеющим регистрацию по месту пребывания или по месту жительства в пределах муниципального района (городского округа), расположенного в пограничной зоне, но находящегося за пределами пятикилометровой полосы местности вдоль государственной границы Российской Федерации на суше, осуществлять въезд (проход) в пограничную зону в пределы пятикилометровой полосы местности, временное пребывание и передвижение в ней только по документам, удостоверяющим личность. В указанном случае требуется также предъявление пропуска.

Поскольку <адрес>, в котором Арутюнян Г.В. имеет регистрацию по месту жительства, находится за пределами пятикилометровой полосы местности вдоль государственной границы Российской Федерации на суше, то пребывание Арутюняна Г.В. пределах указанной пятикилометровой полосы без пропуска образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о том, что у Арутюняна Г.В. имелся при себе пропуск, выданный 05 июня 2015 года сроком действия до 05 июня 2016 года, обоснованно оценены судьей районного суда критически. Так, согласно вышеперечисленным рапортам должностных лиц отделения (позг) в <адрес> при задержании Арутюнян Г.В. имел при себе только паспорт гражданина Российской Федерации и не имел при себе пропуска на право нахождения в пятикилометровой полосе местности вдоль линии Государственной границы Российской Федерации. Кроме того, в протоколе об административном правонарушении, подписанном Арутюняном Г.В., он не ссылался на предъявление пропуска, от дачи письменных объяснений отказался, а рассматриваемый довод впервые приведен им лишь при обращении с жалобой на постановление к вышестоящему должностному лицу.

С учетом изложенного не подлежат оценке доводы жалобы о том, что обозначенный пропуск имеет силу, несмотря на то, что был выдан до замены паспорта гражданина Российской Федерации ДД.ММ.ГГ.

Поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих за собой отмену либо изменение решения судьи, не допущено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Рубцовского районного суда Алтайского края от 13 апреля 2016 года оставить без изменения, жалобу Арутюняна Григора Володяевича – без удовлетворения.

Судья В.В. Титова