ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-417 от 23.06.2016 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья: Серов Д.А. № 21-417

РЕШЕНИЕ

23 июня 2016 года город Саратов

Судья Саратовского областного суда Желонкина Г.А.,

при секретаре Дагаевой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Олимп Экспо» на решение судьи Волжского районного суда города Саратова от 29 апреля 2016 года и постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в Саратовской области Управления Росприроднадзора по Саратовской области от 22 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении ООО «Олимп Экспо»,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в Саратовской области Управления Росприроднадзора по Саратовской области от 22 июля 2015 года ООО «Олимп Экспо» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 55000 рублей.

Решением судьи Волжского районного суда города Саратова от 29 апреля
2016 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ООО «Олимп Экспо» – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в областной суд, ООО «Олимп Экспо» просит состоявшиеся по делу решение судьи и постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в Саратовской области Управления Росприроднадзора по Саратовской области отменить. Указывает, что судьей в ходе рассмотрения дела не исследованы и не получили правовой оценки доводы о том, велась ли обществом деятельность в результате которой произошло негативное воздействие на окружающую среду и производилось ли при этом размещение отходов производства и потребления, для которых необходимо оборудование специальных мест. Кроме того, общество считает, что не является плательщиком сбора за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах). Документов подтверждающих факт загрязнения окружающей среды, допущенный в результате осуществления деятельности общества, в деле не имеется. При указанных обстоятельствах признаки административного правонарушения в действиях общества не усматриваются.

В судебное заседание защитник ООО «Олимп-Экспо» не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайства об отложении судебного заседания не заявил, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие участника процесса.

Изучив материалы дела, прихожу к следующему выводу.

В соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения Управлением Роспотребнадзора по Саратовской области административного расследования в отношении ООО «Олимп Экспо» было установлено, что общество является действующей организацией, осуществляющей рекламную, печатную и иную полиграфическую деятельность, в результате которой образуются отходы производства и потребления. Регулярный вывоз и утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов осуществляется на основании договора, заключенного между
ООО «Олимп Экспо» и МУП БКО «Спецавтохозяйство по уборке мусора» <дата>. Обществом была внесена <дата> плата за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2015 года в сумме 1919 рублей
47 копеек при этом плата за 1-4 квартал 2014 года не вносилась, что является нарушением.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 КоАП РФ,
о чем старшим государственным инспектором Российской Федерации Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в Саратовской области вынесено постановление № 3-159/20145 от 22 июля 2015 года.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) определено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

При этом к видам негативного воздействия на окружающую среду на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения управления к административной ответственности, помимо прочего, относится размещение отходов производства и потребления (часть 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды).

Под размещением отходов в силу статьи 1 Закона об отходах понимается хранение и захоронение отходов.

Хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения.

Отходы производства и потребления – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Законом.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в хозяйственной деятельности которых образуются отходы (пункт 1 статьи 18 Закона об отходах).

Из пункта 3.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05 марта 2013 года № 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 16 Закона об охране окружающей среды и постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Тополь» следует, что установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую природную среду – имея в виду публично-правовую природу данного платежа – должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решение этого вопроса в рамках договорных отношений.

При этом с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя, в том числе, из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и соответственно переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов), могут – с тем, чтобы не действовать себе в убыток – учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов.

В соответствии со статьей 4 Закона об отходах право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).

К расходам на содержание имущества относится и обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, обстоятельство заключения договора ООО «Олимп Экспо» со специализированной организацией является фактом, указывающим на осуществление обществом производственной деятельности, в результате которой происходило образование отходов, и, как следствие, возникновение обязанности у общества по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду с момента осуществления такой деятельности.

Материалами дела установлено, что ООО «Олимп Экспо» является действующей организацией с момента регистрации с <дата> на основании Устава, утвержденного решением единственного учредителя от <дата> что подтверждается сведениями выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от <дата>.

Основным видом деятельности общества является рекламная деятельность и дополнительными видами деятельности такие как: оптовая торговля бумагой и картоном, издание газет, прочая издательская и полиграфическая деятельность, изготовление печатных форм, брошюровочно-переплетная и отделочная, печатание газет и предоставление прочих услуг.

Сведения справки от <дата>, предоставленной ООО «Олимп Экспо» о том, что за 2014 год среднесписочная численность работников составила
24 человека, также указывает на осуществление обществом производственной деятельности.

Заключенным между МУП БКО «Спецавтохозяйство по уборке города» (исполнитель) и ООО «Олимп Экспо» (заказчик) договором от <дата> предусмотрены права и обязанности сторон по вывозу твердых бытовых отходов, утилизации (захоронении) твердых бытовых отходов, вывоз упаковочной тары в подготовленном для вывоза виде, а также указано, что оплата по данному договору будет производиться за фактически оказанные услуги.

Из представленных актов выполненных работ по оказанию услуг во исполнение указанного договора следует, что ООО «Олимп Экспо» производило оплату за регулярный вывоз ТБО за 2014 год и утилизацию ТБО, что также указывает на осуществление производственной деятельности, в результате которой образовывались ТБО.

Довод жалобы о том, что обществом не осуществляется размещение отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах, нельзя признать основанием, по которому постановление административного органа является незаконным.

Обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена Законом на природопользователя, она не может быть прекращена только в связи с заключением договора по сбору, вывозу и захоронению отходов и автоматически возникнуть у лиц, оказывающих эти услуги, в отсутствие соответствующих согласованных контрагентами условий в договорах и без передачи природопользователем специализированной организации денежных средств для цели внесения данных платежей.

Кроме того, условиями указанного выше договора не предусмотрен переход права собственности к специализированной организации на вывезенные у общества отходы, а предусмотрено только оказание услуг за определенную сторонами договора стоимость. Таким образом, при данных обстоятельствах обязанность по внесению платежа за негативное воздействие на окружающую среду у специализированной организации не возникает.

Факт совершения административного правонарушения и вина ООО «Олимп Экспо» подтверждается протоколом об административном правонарушении от <дата>, которым установлено, что общество внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2015 года в сумме 1919 рублей
47 копеек, а плату за 1-4 кварталы 2014 года не вносило.

Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006 года № 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 июля 2006 года № 8077) установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал (пункт 2).

При приведенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях ООО «Олимп Экспо» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ. Данный вывод правильно основан на доказательствах, всесторонне, полно и объективно исследованных в их совокупности и свидетельствующих о допущенном правонарушении. Судом всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, оснований для их переоценки не имеется.

Административное наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции статьи 8.41 КоАП РФ, предусмотренной для юридических лиц и в соответствии с требованиями статей 4.1-4.3 КоАП РФ.

Каких-либо существенных процессуальных нарушений судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

Руководствуясь статьями 30.1 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Волжского районного суда города Саратова от 29 апреля
2016 года оставить без изменения, а жалобу общества с ограниченной ответственностью «Олимп Экспо» – без удовлетворения.

Судья Г.А. Желонкина