ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-417/2021 от 22.03.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Захарова И.А. Дело № 21-417/2021

РЕШЕНИЕ

г. Симферополь 22 марта 2021 года

Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В., с участием представителя ООО «ЕВПАТОРИЙСКИЙ ЗАВОД КЛАССИЧЕСКИХ ВИН» Поповича И.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 на решение судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 26 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЕВПАТОРИЙСКИЙ ЗАВОД КЛАССИЧЕСКИХ ВИН» (далее - ООО «ЕВПАТОРИЙСКИЙ ЗАВОД КЛАССИЧЕСКИХ ВИН» либо Общество),

установил:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Рязановой Т.Е. от ДД.ММ.ГГГГ-Ф ООО «ЕВПАТОРИЙСКИЙ ЗАВОД КЛАССИЧЕСКИХ ВИН» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.41.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2564478 руб. 75 коп.

В порядке пересмотра дела по жалобе директора ООО «ЕВПАТОРИЙСКИЙ ЗАВОД КЛАССИЧЕСКИХ ВИН» Кошевого О.И. на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Евпаторийского городского суда Республики Крым 26 декабря 2020 года постановлено решение, которым жалоба директора ООО «ЕВПАТОРИЙСКИЙ ЗАВОД КЛАССИЧЕСКИХ ВИН» Кошевого О.И. удовлетворена частично, постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Рязановой Т.Е. от ДД.ММ.ГГГГ-Ф отменено, дело об административном правонарушении по ст.8.41.1 КоАП РФ в отношении ООО «ЕВПАТОРИЙСКИЙ ЗАВОД КЛАССИЧЕСКИХ ВИН» возвращено на новое рассмотрение уполномоченному должностному лицу Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Крым, государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Рязанова Т.Е. ставит вопрос об отмене принятого судебного акта. В обоснование жалобы указано на неправильную оценку установленных обстоятельств судьей городского суда и на допущенные при рассмотрении дела нарушения норм материального и процессуального права.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом.

Выслушав представителя ООО «ЕВПАТОРИЙСКИЙ ЗАВОД КЛАССИЧЕСКИХ ВИН» Поповича И.Я., возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Как следует из материалов дела, в соответствии с данными, представленными в служебной записке ООО «ЕВПАТОРИЙСКИЙ ЗАВОД КЛАССИЧЕСКИХ ВИН» в адрес Южного межрегионального управления Росприроднадзора была направлена Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использовании товаров, расчет суммы экологического сбора за истекший отчетный период.

Сумма экологического сбора ООО «ЕВПАТОРИЙСКИЙ ЗАВОД КЛАССИЧЕСКИХ ВИН» за 2019 год подлежащая уплате в государственный бюджет, составила <данные изъяты> коп. (согласно форме расчета суммы экологического сбора за 2019 год ООО «ЕВПАТОРИЙСКИЙ ЗАВОД КЛАССИЧЕСКИХ ВИН»).

В соответствии с платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ сумма экологического сбора за 2019 год ООО «ЕВПАТОРИЙСКИЙ ЗАВОД КЛАССИЧЕСКИХ ВИН» была внесена лишь ДД.ММ.ГГГГ после получения юридическим лицом уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением ст.24.5 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановления Правительства Российской Федерации» от 08 октября 2015 года №1073 «О порядке взимания экологического сбора».

По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Рязанова Т.Е. в отношении ООО «ЕВПАТОРИЙСКИЙ ЗАВОД КЛАССИЧЕСКИХ ВИН» составлен протокол об административном правонарушении -Ф по признакам ст.8.41.1 КоАП РФ.

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Рязановой Т.Е. от ДД.ММ.ГГГГ-Ф ООО «ЕВПАТОРИЙСКИЙ ЗАВОД КЛАССИЧЕСКИХ ВИН» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.41.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 2564 478 руб. 75 коп.

Ст.8.41.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неуплату в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.

В соответствии с ч.7-9 ст.24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 07.04.2020), производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены ст.24.5 настоящего Федерального закона.

Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации может быть исполнена на территории Российской Федерации вне зависимости от того, в каком субъекте Российской Федерации осуществляется деятельность данных производителя, импортера товаров.

Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной:

- со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации;

- со дня уплаты экологического сбора.

Согласно нормам ст.24.5 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 07.04.2020), экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета.

Экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в пункте 2 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в этой упаковке.

Экологический сбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки.

Экологический сбор не уплачивается в отношении количества товаров, упаковки товаров, которые вывозятся из Российской Федерации.

Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу товара или на количество единиц товара (в зависимости от вида товара) либо на массу упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.

В случае недостижения нормативов утилизации производителем, импортером, которые взяли на себя обязательство по самостоятельной утилизации отходов от использования товаров в соответствии с пунктом 3 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, предусматривается уплата экологического сбора, рассчитываемого посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между установленным и достигнутым фактически значением количества утилизированных отходов от использования товаров.

Порядок взимания экологического сбора (в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его внесения, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора) устанавливается Правительством Российской Федерации.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты экологического сбора осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, определенном в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи.

Порядок взимания экологического сбора утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 года №1073 «О порядке взимания экологического сбора» (вместе с «Правилами взимания экологического сбора»).

Согласно п.10 постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 года № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» (вместе с «Правилами взимания экологического сбора») в сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» для уплаты экологического сбора, плательщик или его уполномоченный представитель представляет в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган, в которых осуществляется декларирование количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год (далее - декларирование товаров и упаковки товаров), заполненную форму расчета суммы экологического сбора, к которой прилагаются следующие документы:

а) копии платежных документов об уплате экологического сбора;

б) документ, подтверждающий полномочия представителя плательщика на осуществление действий от имени плательщика.

Согласно ст.26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, среди прочего, и наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с Указом Президента РФ «206 от 25.03.2020 г. «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», Указом Президента РФ №239 от 02.04.2020 г. «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19)» на основании Указа Главы Республики Крым от 05.04.2020 г. №94-У «О внесении изменений в Указ Главы Республики Крым от 17.03.2020 г. №63-У» и Указа Главы Республики Крым от 15.05.2020 г. №163-У «О внесении изменений в Указ Главы Республики Крым от 17.03.2020 г. №63-У» с ДД.ММ.ГГГГ деятельность на предприятии ООО «ЕВПАТОРИЙСКИЙ ЗАВОД КЛАССИЧЕСКИХ ВИН» была приостановлена.

Согласно имеющихся в материалах дела сведений, усматривается, что на основании приказа директора ООО «ЕВПАТОРИЙСКИЙ ЗАВОД КЛАССИЧЕСКИХ ВИН» от ДД.ММ.ГГГГ «Об объявлении нерабочих оплачиваемых дней с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ», приказа директора ООО «ЕВПАТОРИЙСКИЙ ЗАВОД КЛАССИЧЕСКИХ ВИН» -К от ДД.ММ.ГГГГ «Об объявлении нерабочих оплачиваемых дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ», в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на предприятии ООО «ЕВПАТОРИЙСКИЙ ЗАВОД КЛАССИЧЕСКИХ ВИН» установлены нерабочие оплачиваемые дни, на основании Указов Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Судья городского суда обоснованно пришёл к выводу, что указанным обстоятельствам должностное лицо административного органа должной правовой оценки не дало, что свидетельствует о невыполнении в полном объеме требований ст.24.1 и 26.1 КоАП РФ в части всестороннего и полного выяснения обстоятельств дела и установления виновности лица в совершении административного правонарушения.

Таким образом, в нарушение требований ст.24.1 и 26.1 КоАП РФ, а также без учета условий действовавших на территории Республики Крым режима повышенной готовности и введенных мер, направленных на предотвращение распространения новой короновирусной инфекции (2019- nCoV) в ходе производства по настоящему делу об административном правонарушении все юридически значимые обстоятельства, необходимые для правильного разрешения дела, должностным лицом исследованы не были.

При таких обстоятельствах судья городского суда обоснованно пришел к выводу о том, что указанные нарушения требований КоАП РФ являются существенными и не могут быть восполнены при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

Судьей городского суда при рассмотрении жалобы директора ООО «ЕВПАТОРИЙСКИЙ ЗАВОД КЛАССИЧЕСКИХ ВИН» Кошевого О.И. установлены все юридически значимые обстоятельства на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств.

С учетом изложенного, прихожу к выводу, что доводы жалобы не основаны на законе, а поэтому являются несостоятельными.

Несогласие заявителя с толкованием судом норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемого акта не является.

При таких обстоятельствах полагаю, что нет оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 оставить без удовлетворения,

решение судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 26 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЕВПАТОРИЙСКИЙ ЗАВОД КЛАССИЧЕСКИХ ВИН», - без изменения.

Судья В.В. Агин