Судья г/с Тимофеева Е.С. Дело 21-418/2020
РЕШЕНИЕ
г. Кемерово 25 июня 2020 г.
Судья Кемеровского областного суда Макушенко М.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ в отношении
ООО «Юргинский машиностроительный завод», ИНН <***>, юридический адрес: ул. Шоссейная, д.3, г.Юрга, Кемеровская область,
по жалобе защитника ООО «Юргинский машиностроительный завод» ФИО1 на решение судьи Юргинского городского суда от 06.05.2020 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора труда в Кемеровской области от 20.12.2019г. № 05-15-32-126 оставленным без изменения решением судьи Юргинского городского суда от 06.05.2020 года, ООО «Юргинский машиностроительный завод» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
Защитник ООО «Юргинский машиностроительный завод» обратился в суд с жалобой об отмене указанного решения суда, постановления главного государственного инспектора труда в Кемеровской области, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, назначение несправедливого и не мотивированного наказания.
Участники процесса о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения жалобы ходатайств не заявили, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть данную жалобу в отсутствие данных лиц.
Исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст. 5.27.1 нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 11.12.2019г., главным государственным инспектором труда в Кемеровской области ФИО2 при проведении проверки в ООО «Юргинский машиностроительный завод» на основании обращения работников в адрес Государственной инспекции труда установлено нарушение ООО «Юргинский машиностроительный завод» государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, а именно, в нарушение ст. 221 ТК РФ, п. 13 Стандарта №1122н машинистам топливоподачи ТЭЦ не выданы в полном объеме защитные средства гидрофильного действия (впитывающие влагу, увлажняющие кожу), регенерирующие, восстанавливающие крема, эмульсии, очищающие крема, пасты; в личных карточках учета средств индивидуальной защиты не заполнена графа о номере сертификата или декларации соответствия на вид выдаваемых СИЗ, отсутствуют сведения о выдаче СИЗ: плаща для защиты от воды, сапог резиновых с защитным подноском, подшлемника под каску, подшлемника под каску утепленного, перчаток с полимерным покрытием морозостойких с утепляющими вкладышами у ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО15ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12; очков защитных, наушников или вкладышей противошумных, ботинок кожаных утепленных или сапог кожаных утепленных с защитным полноском, валенок с резиновым низом у ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО14ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО12; средств индивидуальной защиты органов дыхания у ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12
Рассматривая жалобу ООО «Юргинский машиностроительный завод», судья городского суда пришёл к выводу о доказанности совершения заявителем правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, сославшись на протокол об административном правонарушении, акт проверки, заявления работников, личные карточки учета выдачи средств СИЗ выдачи смывающих, обезвреживающих средств, другие материалы.
Однако судьей городского суда не учтено следующее.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу положений ст. 356 ТК РФ федеральная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
На основании ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
На основании ст. 360 ТК РФ порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
поступление в федеральную инспекцию труда:
обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем;
обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 настоящего Кодекса;
наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце четвертом или пятом части седьмой настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.
Предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце четвертом, пятом или шестом части седьмой настоящей статьи, не допускается.
Правоотношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и, в частности, порядок организации и проведения проверок юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ от 26.12.2008).
В соответствии с ч. 1 ст. 1 ФЗ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Согласно п. 12 ч. 4 ст. 1 ФЗ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора): федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Документарная проверка проводится в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008. Обязательным условием ее проведения является наличие соответствующего распоряжения (приказа).
В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 документарная проверка проводится по месту нахождения органа государственного или муниципального контроля. Это отличает такую проверку от выездной, которая проводится по месту нахождения юридического лица и (или) по месту фактического осуществления ее деятельности.
При этом предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой документарной проверки по факту обращений и заявлений граждан о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства не требуется, равно как и согласование ее проведения с органами прокуратуры.
Как усматривается из распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в Кемеровской области № 42/12-17345-И/69-38 от 07.11.2019г. о проведении внеплановой, выездной проверки в отношении ООО «Юргинский машиностроительный завод», ее целью является защита прав и интересов работников, рассмотрение обращения коллектива работников. В качестве мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки указано: исследование документов, обследование рабочих мест.
Согласно акту проверки от 10.12.2019г. внеплановая, выездная проверка в отношении ООО «Юргинский машиностроительный завод» проведена по адресу ГИТ в КО, а также юридическом адресу ООО «Юргинский машиностроительный завод».
Как следует из материалов дела, ГИТ в КО проведена внеплановая, выездная проверка на основании обращения работников о нарушении их трудовых прав, спустя некоторое время после поступления обращения, без уведомления прокуратуры.
Между тем, в ходе производства по делу судьей городского суда, исходя из акта проверки и информационного письма от 18.11.2019г., было установлено, что фактически в отношении «Юргинский машиностроительный завод» была проведена документарная проверка, извещение о которой органов прокуратуры законом не предусмотрено, вопрос о нарушении процедуры проведения проверки, а именно о проведении документарной проверки, вопреки распоряжению, соответственно законности постановления государственного органа, необоснованно оставлен без рассмотрения.
Судом не дана оценка указанным выше обстоятельствам, отсутствием доказательств проведения документарной проверки, обязательным условием проведения которой является наличие соответствующего распоряжения (приказа).
Между тем, в материалах дела имеется лишь распоряжение № 42/12-17345-И/69-38 от 07.11.2019г. о проведении внеплановой, выездной проверки в отношении ООО «Юргинский машиностроительный завод», соблюдение процедуры проведения указанной проверки, судом не проверено.
Таким образом, судья городского суда, рассматривая дело, в нарушение требований ст.24.1,26.1,30.6 КоАП РФ доводы жалобы о недопустимости доказательств не проверил, не выяснил обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, не дал оценки представленным в дело доказательствам, то есть допустил существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, повлиявшие на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах, постановление судьи городского суда нельзя признать законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене, а дело возвращению в городской суд на новое рассмотрение, в ходе которого следует устранить перечисленные нарушения и рассмотреть дело в соответствии с требованиями закона. Все иные доводы жалобы подлежат проверки при новом рассмотрении жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу ООО «Юргинский машзавод» удовлетворить частично.
Решение судьи Юргинского городского суда от 06.05.2020 года отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе.
Настоящее решение вступает в законную силу в день его вынесения, но может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья подпись М.Ф. Макушенко