ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-420-АК/20 от 11.12.2020 Курского областного суда (Курская область)

Судья Лунева Л.А. Дело № 21-420-АК/2020 г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДР Е Ш Е Н И Е

11 декабря 2020 года г. Курск

Судья Курского областного суда Курочкина И.А., рассмотрев жалобу защитника администрации г.Курска по доверенности – Васильевой Н.В. на решение судьи Кировского районного суда г.Курска от 29 сентября 2020 года, вынесенное по жалобе администрации г.Курска на постановление государственного инспектора Росприроднадзора по Курской области Евдокимовой Е.В. №200/1-О от 31.07.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ в отношении администрации г.Курска,

У С Т А Н О В И Л А:

Постановлением Росприроднадзора по Курской области Евдокимовой Е.В. №200/1-О от 31.07.2020 года администрация г.Курска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, администрация г.Курска обжаловала его в судебном порядке.

Решением судьи Кировского районного суда г.Курска от 29 сентября 2020 года вышеуказанное постановление изменено; снижен размер административного штрафа до 200000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поступившей в Курский областной суд в порядке ст.30.9 КоАП РФ, защитник администрации г.Курска по доверенности – Васильева Н.В. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, полагая их незаконными и необоснованными, ссылаясь на отсутствие в действиях администрации г.Курска состава административного правонарушения.

Представитель администрации г.Курска о дате, времени и месте рассмотрения дела извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явился; направил в суд ходатайство об отложении судебного заседания.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.

В силу статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ).

В соответствии с положениями части 24 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации определены полномочия по решению вопросов местного значения городского округа, в том числе вопросов участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, в целях исключения нанесения вреда окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Из материалов дела следует, что по результатам проведенного в связи с уведомлением генерального директора АО «САБ по уборке Курска» А.Р. Зинатулина рейдового обследования земельного участка с кадастровым номером , расположенного в г.Курске, за заправочной станцией «Мотогаз» на съезде к СНТ Богатырь» и СНТ «Ромашка», был составлен Акт рейдового осмотра, обследования №93-р от 22.06.2020 года, согласно которому на земельном участке обнаружена несанкционированная свалка отходов.

Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером , расположен по адресу: г.Курск, ул.1-Агрегатная, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения садовоогородных участков, дач и дачных участков, бань, сведения об объекте имеют статус «временные», дата истечения срока действия временного характера - 12 октября 2019 года, сведения о правообладателе- отсутствуют.

На основании вышеуказанного акта сотрудниками Росприроднадзора 31.07.2020 года было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений №200/1-О с предоставлением срока для их устранения - до 31.07.2021 года.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Администрации города Курска к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия Администрации, не выполнившей установленные требования и обязательные мероприятия по защите земель и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, несмотря на имевшуюся возможность для соблюдения законодательства в области природопользования, квалифицированы по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами законодательства об административных правонарушениях.

Статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и вступившей в силу с 01.03.2015, предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется, в частности, органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных в данной статье.

Поэтому доводы жалобы о том, что Администрация г.Курска не является субъектом административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, так как земельный участок под несанкционированной свалкой относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, не являются основанием для отмены оспариваемых решений.

Аргументы жалобы со ссылками на Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральный закон от 06.10.1999 "184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" о том, что Администрация г.Курска, как орган местного самоуправления не наделена государственными полномочиями в сфере организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, также не являются основанием для отмены постановления и решений. Поскольку в вину Администрации г.Курска как юридическому лицу вменялось невыполнение установленных требований по защите земель и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, то есть бездействие виде непринятия мер организационно-властного воздействия, направленных на создание условий для обеспечения эффективности очистки территории муниципального образования.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном деле государственным инспектором в сфере природопользования Управления Росприроднадзора по Курской области и судьей районного суда установлено, что Администрация имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ею не были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено. Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.

Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в соответствии с санкцией части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 указанного Кодекса.

Руководствуясь ст.ст.30.7-30.9 КоАП РФ об административных правонарушениях, судья Курского областного суда

Р Е Ш И Л А:

Решение судьи Кировского районного суда г.Курска от 29 сентября 2020 года, вынесенное по жалобе администрации г.Курска на постановление государственного инспектора Росприроднадзора по Курской области Евдокимовой Е.В. №200/1-О от 31.07.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ в отношении администрации г.Курска, оставить без изменения, жалобу защитника администрации г.Курска по доверенности – Васильевой Н.В. – без удовлетворения.

Судья

Курского областного суда И.А. Курочкина