ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-420/2021 от 27.10.2021 Тверского областного суда (Тверская область)

УИД 69RS0002-01-2021-000903-04

Дело № 21-420/2021 судья Бойцова Н.А.

РЕШЕНИЕ

Судья Тверского областного суда Яшина И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шлейтановой Н.И. на постановление врио начальника территориального отдела в Бежецком районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Бежецкого межрайонного суда Тверской области от 07 июля 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя Максатихинского участка Бежецкого отделения ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» Шлейтановой Натальи Ивановны,

установил:

постановлением врио начальника территориального отдела в Бежецком районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Тверской области) № 115 от 26 мая 2021 г. руководитель Максатихинского участка ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» Шлейтанова Н.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей (л.д. 3-4).

Решением судьи Бежецкого межрайонного суда Тверской области от 07 июля 2021 г. постановление врио начальника территориального отдела в Бежецком районе Управления Роспотребнадзора по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ изменено, исключено из описательно-мотивировочной части указание: в 2015 г. в счете-извещении за октябрь 2015 г. (плательщик А.С.П. адрес: <адрес>) ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» не указаны начисления за текущий расчетный период по показаниям приборов учета на 234 кВт в сумме 907 руб. 92 коп.; в период с ноября 2015 г. по июль 2020 г. включительно никаких перерасчетов за услугу энергоснабжения ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» не производил», а также указание на нарушение Шлейтановой Н.И. подпункта «ж» пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354, в остальной части указанное постановление оставлено без изменения, жалоба Шлейтанова Н.И. – без удовлетворения (л.д. 23-32).

Определением судьи Тверского областного суда от 13 октября 2021 г. ходатайство Шлейтановой Н.И. о восстановлении срока на обжалование удовлетворено, срок на обжалование решения судьи Бежецкого межрайонного суда Тверской области от 07 июля 2021 г. восстановлен (л.д. 119-122).

В жалобе, поданной в Тверской областной суд, Шлейтанова Н.И. просит постановленные по делу решения отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указывает, что потребителю произведен неправильный расчет за октябрь 2015 г. на 234 кВт, то есть недостоверная информация потребителю предоставлена именно в этот период, с которого и надлежит исчислять срок давности привлечения к ответственности и потому срок давности привлечения к ответственности истек в ноябре 2016 г. В августе 2020 г. произведен перерасчет. В соответствии с подпунктом «з» пункта 69 Правил № 354, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г., в счете-извещении за август 2020 г. указаны «сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды, а не сведения за какие предыдущие периоды начислен перерасчёт. Утверждает, что она как руководитель участка, принятая на работу в апреле 2018 г., не может действовать от имени организации и изменять программный продукт и не отвечает за форму и содержание счетов-извещений, выпускаемых типографиями, а также полномочия на подписание и оформление счетов-извещений физическим лицам ей не делегировались (л.д. 66-68).

Изучив материалы дела об административном правонарушении в части вопроса восстановления срока обжалования, выслушав Шлейтанову Н.И., поддержавшую жалобу по доводам в ней изложенным, прихожу к следующему.

Согласно части 1 статьи 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно пункта 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 67 и 71 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354) плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

Согласно подпункту «з» пункта 69 Правил № 354 в платежном документе указываются сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды.

Из разъяснений, данных в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» следует, что в платежном документе должны быть указаны в том числе наименование исполнителя услуг, номер его банковского счета и банковские реквизиты, указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды, сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг.

Как усматривается из материалов дела, ОАО «АтомЭнергоСбыт» имеет обособленное подразделение «ТверьАтомЭнергоСбыт», которое осуществляет энергоснабжение потребителей на территории Тверской области (пункты 1.1, 2.1 2.2 Положения об обособленном подразделении – л.д. 154-161). Обособленное подразделение «ТверьАтомЭнергоСбыт» имеет участки, в том числе и Бежецкий. Согласно приказа о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ руководителем Максатихинского участка Бежецкого отделения ТверьАтомЭнергоСбыт назначена Шлейтанова Н.И. (л.д. 136).

ДД.ММ.ГГГГ в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Бежецком районе из прокуратуры Максатихинского района поступило обращение гражданина А.С.П. (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) по поводу начисления долга в квитанции от ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» за август 2020 г. на оплату за потребление электроэнергии в октябре 2015 г. в квартире по адресу: <адрес> (л.д. 129).

По результатам административного расследования ДД.ММ.ГГГГ специалистом-экспертом территориального отдела Роспотребнадзора по Тверской области в Бежецком районе в отношении руководителя Максатихинского участка Бежецкого отделения ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» Шлейтановой Н.И. составлен протокол об административном правонарушении которым вменено, что в нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителя, подпункта «з» пункта 69 Правил № 354 в счете – извещении за октябрь 2015 г. (плательщик А.С.П. по адресу: <адрес>) не указаны показания приборов учета 234 кВт, а в счете-извещении за август 2020 г. включен перерасчет – 907, 92 рубля, при этом не указаны сведения за какие предыдущие периоды он начислен, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ (л.д. 130-131, 182-183).

При надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом административного органа Шлейтанова Н.И. не явилась, представила письменные возражения (л.д. 190, 191-192). Постановлением врио начальника территориального отдела в Бежецком районе Управления Роспотребнадзора по Тверской области) от ДД.ММ.ГГГГ Шлейтанова Н.И. привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ.

С наличием в действиях Шлейтановой Н.И. вмененного состава правонарушения согласился судья межрайонного суда, исключив из вменения положения подпункта «ж» пункта 69 Правил № 354 и обстоятельства, которые протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Шлейтановой Н.И. не вменялось.

Вместе с тем согласиться с постановленными по делу решениями нельзя согласиться на основании следующего.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, составляют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, выразившиеся в уклонении от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации.

Согласно статьям 8, 10 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Виды коммунальных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю, перечислены в пункте 4 Правил № 354. Соответственно, в извещении на оплату услуг виды коммунальных услуг должны быть указаны в соответствии с данным перечнем.

Основанием привлечения руководителя Максатихинского участка Бежецкого отделения ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» Шлейтановой Н.И. к административной ответственности явилось не соблюдение требований статьи 10 Закона о защите прав потребителей, подпункта «з» пункта 69 Правил № 354 и не указание в счете-извещении за август 2020 г. периода, за который образовалась задолженность.

Признавая наличие в действиях Шлейтановой Н.И. вменного состава правонарушения обстоятельства, имеющие значение для правильной квалификации инкриминируемого правонарушения должным образом должностным лицом не установлены.

Так, в счете – извещении за октябрь 2015 г. (плательщик А.С.П. по адресу: <адрес>) представлен расчет размера платы за потребление электроэнергии: объем, кВт – 3,228; тариф, руб. – 3,880, начислено, руб.-12,52, вид начисления - норматив (л.д. 172).

Из заявления А.С.П., адресованного прокурору Максатихинского района, усматривается, что в 2015 г. между заявителем и Максатихинским РОС ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» имелся спор о наличии задолженности по оплате за потребленную электроэнергию, который по существу не был разрешен и при обращении заявителя 02 марта 2021 г. (л.д. 129).

В счете-извещении за август 2020 г. - задолженность за предыдущие периоды, руб. – 84,96; перерасчет, руб. – 907,92, начислено в текущем периоде, руб. - 217,77, вид начисления – по прибору (л.д. 173).

Из содержания указанного счета-извещения следует, что в нем указаны и задолженность за предыдущие периоды, и перерасчет (подпункт «ж» пункта 69 Правил № 354).

Согласно подпункта «з» пункта 69 Правил № 354 указываются сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 69 Правил № 354 сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с: пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями; предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета; уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и настоящими Правилами; иными основаниями, установленными в настоящих Правилах.

Порядок перерасчета размера платы за коммунальные услуги (далее - перерасчет) за месяцы, предшествующие расчетному, приведен в пункте 61 Правил № 354, который может быть использован для остальных случаев перерасчетов.

Так, в соответствии с пунктом 61 Правил № 354 если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.

Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.

Таким образом, приведенный в пункте 61 Правил № 354 порядок перерасчета предусматривает выявление в расчетном периоде, в котором делается перерасчет, разницы в объемах коммунального ресурса не предъявленных или, наоборот, излишне предъявленных к оплате потребителю в предыдущие расчетные периоды. В соответствии с последним предложением пункта 61 Правил № 354, если потребителем не будет доказано иное, объем коммунального ресурса в размере выявленной разницы считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем проведена проверка.

Обстоятельства, связанные с тем проводило обособленное подразделение «ТверьАтомЭнергоСбыт» проверку достоверности предоставленных А.С.П. сведений о показаниях индивидуального счетчика в <адрес>, должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении не устанавливались и не проверялись.

В постановлении о назначении наказания, оценка содержания счета-извещения за август 2020 г. о суммах, заявленных к оплате потребителю «задолженность за предыдущие периоды» и «перерасчет» не давалась, при том, что из прямого толкования положений подпункта «з» пункта 69 Правил № 354 не следует, что в указанной строке платежа надлежит указать месяцы задолженности.

Принимая во внимание изложенное, должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, при рассмотрении дела об административном правонарушении, принятии мер к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты, что оставлено без надлежащей правовой оценки судьей первой инстанции, и потому принятые по делу решения не могут быть признаны законными и обоснованными.

Следует отметить, спор между ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» и А.С.П. может быть разрешен в гражданско-правовом порядке, и выводы, изложенные в настоящем решении никоем образом не разрешают и не предрешают вопросы исчисления срока исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, объему потребленной электроэнергии и наличие задолженности.

При изложенных обстоятельствах, постановление врио начальника территориального отдела в Бежецком районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Бежецкого межрайонного суда Тверской области от 07 июля 2021 г. вынесенные в отношении руководителя Максатихинского участка Бежецкого отделения ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» Шлейтановой Натальи Ивановны, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, подлежат отмене.

Поскольку на момент рассмотрения в Тверском областном суде годичный срок давности привлечения Шлейтановой Н.И. к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, то производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление врио начальника территориального отдела в Бежецком районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Бежецкого межрайонного суда Тверской области от 07 июля 2021 г., вынесенные в отношении руководителя Максатихинского участка Бежецкого отделения ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» Шлейтановой Натальи Ивановны, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ прекратить.

Судья И.В.Яшина