Дело№ 21-421/2019
РЕШЕНИЕ
22.05.2019г. г. Симферополь
Судья Верховного Cуда Республики Крым С.В. Яковлев, рассмотрев жалобу ФИО1 на решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 09.04.2019 года по делу № 12-8/2019,
УСТАНОВИЛ:
Определением прокурора Раздольненского района Республики Крым Шмелёва Д.Н. от 15.02.2019 года было отказано в возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 5.39, 5.59 КоАП РФ по заявлению ФИО1 в отношении главы администрации Раздольненского сельского поселения ФИО2 в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Не согласившись с указанным определением, ФИО1 обжаловал его в суд.
Решением Раздольненского районного суда Республики Крым 09.04.2019 года по делу № 12-8/2019 (судья Абеляшева А.В.) определение прокурора Раздольненского района Республики Крым Шмелёва Д.Н. от 15.02.2019 года оставлено без изменений, а жалоба ФИО1 без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, ФИО1 подал жалобу, в которой просит отменить решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 09.04.2019 года по делу № 12-8/2019, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании, которое состоялось 22.05.2019 года, прокурор отдела прокуратуры Республики Крым возражал против удовлетворения жалобы, указав, что решение Раздольненского районного суда Республики Крым 09.04.2019 года по делу № 12-8/2019 является законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (если иное не предусмотрено законом).
Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 18.07.2012 года № 19-П указал, что согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как демократическом, правовом и социальном государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства; каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (статья 1, часть 1; статья 2; статья 6, часть 2; статья 7). Исходя из этого в Российской Федерации права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются на основе принципа равенства согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, они являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием; при этом государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (статья 17, часть 1; статьи 18 и 19; статья 45, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Названные положения Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи требуют от государства максимально широких гарантий реализации конституционных прав и свобод, с тем чтобы они были не иллюзорными, а реально действующими и эффективными. Соответствующие обязанности возлагаются - исходя из конституционных начал разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти - как на органы государственной власти Российской Федерации, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также на органы местного самоуправления. В единстве с закрепленной статьей 21 (часть 1) Конституции Российской Федерации обязанностью государства охранять достоинство личности во всех сферах и тем самым утверждать приоритет личности и ее прав это означает, что во взаимоотношениях с государством личность выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект, который в силу статьи 45 (часть 2) Конституции Российской Федерации может защищать свои права всеми не запрещенными законом способами и спорить с государством в лице любых его органов (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 3 мая 1995 года N 4-П, от 2 июля 1998 года N 20-П и от 20 апреля 2006 года N 4-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 января 2005 года N 42-О, от 13 июня 2006 года N 272-О и N 274-О и др.).
Из приведенной правовой позиции, определяющей характер взаимоотношений личности и государства, следует, что обусловленная правом гражданина участвовать в предоставленных законом пределах в принятии и реализации решений, затрагивающих его интересы, и контроле за их исполнением возможность вступать в диалог с субъектами, осуществляющими функции публичной власти, в целях отстаивания как индивидуального (частного), так и публичного интереса, связанного с поддержанием и обеспечением законности и конституционного правопорядка, является неотъемлемой характеристикой нормативного содержания конституционных основ взаимоотношений личности с обществом и государством и элементом конституционных гарантий защиты прав личности всеми не противоречащими закону средствами. Кроме того, она представляет собой одно из необходимых и важных правомочий комплексного права на участие в управлении делами государства и местном самоуправлении (статья 32, часть 1; статья 130, часть 1, Конституции Российской Федерации) в демократическом обществе, что вытекает из положений Конституции Российской Федерации, согласно которым носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 3, части 1 и 2).
В целях обеспечения участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства и в местном самоуправлении, а также следуя необходимости создания гарантий защиты прав личности в ее взаимоотношениях с государством в лице носителей публичной власти, Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33), которое в совокупности с другими элементами правового статуса личности позволяет гражданам выразить свое отношение к деятельности публичной власти, свои потребности (как личные, так и публичные) в эффективной организации государственной и общественной жизни, выступает средством осуществления и охраны прав и свобод граждан и одновременно - через выявление конкретных проблем и возможных путей их решения - способом оптимизации деятельности органов публичной власти.
Такой подход отвечает общепризнанным принципам и нормам международного права, являющимся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, в частности положениям Всеобщей декларации прав человека (статья 19, пункт 1 статьи 21) и Международного пакта о гражданских и политических правах (статья 19, пункт «а» статьи 25), провозглашающим право каждого человека на свободу убеждений и на свободное их выражение, включая свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи любыми средствами - устно, письменно, посредством печати или иными способами по своему выбору и независимо от государственных границ, а также право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
В соответствии с п.3 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не может быть ограничен доступ, в том числе, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную <данные изъяты>).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 8 декабря 2011 года №1624-О-О указал, что пункт 1 статьи 1 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», в котором дается легальное определение информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, - во взаимосвязи как с иными положениями данного Федерального закона, так и с положениями других федеральных законов - не содержит неопределенности и не препятствует доступу граждан к любой информации о деятельности государственных органов, за исключением информации, отнесенной федеральным законом к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом <данные изъяты>, а также сведений, которые могут быть отнесены к информации ограниченного доступа в порядке и объеме, установленном федеральным законом.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Если федеральными конституционными законами, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусматриваются особенности предоставления отдельных видов информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, положения настоящего Федерального закона применяются с учетом особенностей, предусмотренных этими федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются: 1) открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; 2) достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; 3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом; 4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную <данные изъяты>, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Ст. 5 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» установлено, что доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом <данные изъяты>.
Отношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 года N59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Закон №59-ФЗ).
Ст.10 Закона №59-ФЗ устанавливает, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, в частности, обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение, дают письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона. При этом, ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Согласно ст.12 Закона №59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В ст.14 Закона №59-ФЗ указано, что государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
Согласно ст. 5.39 КоАП РФ неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Указанная статья устанавливает административную ответственность за неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации (юридическому лицу) документированной информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы и (или) касающейся ее прав и обязанностей.
Общим объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения, складывающиеся по поводу предоставления гражданам и организациям необходимой информации. Непосредственным объектом административного нарушения выступают права граждан и организаций на получение информации.
По результатам анализа положений ст. 5.39 КоАП РФ становится очевидным, что речь в ней идет о разнообразной информации, предоставление которой гражданам и юридическим лицам гарантируется Конституцией РФ и федеральным законом.
Согласно ст. 5.59 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективную сторону указанного выше правонарушения составляет противоправное действие или бездействие субъектов, уполномоченных рассматривать обращения. Например, непредоставление ответа заявителю, либо нарушение законодательно установленных сроков рассмотрения письменного обращения (обращение должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня его регистрации), процедуры рассмотрения обращения, либо предоставление ответа не по существу поставленных в обращении вопросов.
Материалы дела свидетельствуют о том, что 18.01.2019 года ФИО1 обратился в прокуратуру Раздольненского района Республики Крым с заявлением, в котором сообщил, что 12.12.2018 года он обратился к Главе администрации Раздольненского района Республики Крым ФИО2 с заявлением, в котором среди прочих вопросов, просил предоставить ему информацию о месте и времени ознакомления с материалами проверки по данному обращению.
Главой Администрации Раздольненского района ФИО2 09.01.2019 года ФИО1 был предоставлен ответ, в котором, по его мнению, запрашиваемая им информация об ознакомлении с материалами проверки отсутствовала. В связи с чем, просил принять меры прокурорского реагирования по защите его нарушенных прав путем привлечения Главы Администрации Раздольненского района ФИО2 к административной ответственности по ст. 5.39 и ст. 5.59 КоАП РФ.
Заместителем прокурора Раздольненского района Березовиченко Ю.Ю. 22.01.2019 года было принято решение № 2 о проведении проверки по обращению ФИО1, которое поручено помощнику прокурора Раздольненского района Будько А.А.
В ходе проверки в адрес Главы Администрации Раздольненского района ФИО2 20.02.2019 года был направлен запрос № 10ж2017 о предоставлении информации, согласно обращения ФИО1
Во исполнение указанного выше запроса заместителя прокурора Раздольненского района Администрацией Раздольненского района были представлены копии материалов по обращению ФИО1
Согласно представленным материалам, ФИО1 12.12.2018 года обратился к Главе Администрации Раздольненского района ФИО2 с заявлением, в котором просил предоставить информацию по вопросу содержания дорог в п. Раздольное, а также просил сообщить о возможности ознакомления с материалами проверки по факту его обращения.
Согласно ответу Главы Администрации Раздольненского района ФИО2 от 09.01.2019 года ФИО1 сообщено о процедуре проведения работ по текущему ремонту и содержанию <адрес> и <адрес> в пгт. Раздольное в рамках Муниципальной целевой программы «Ремонт и содержание дорог общего пользования муниципального образования Раздольненского сельское поселение Раздольненского района Республики Крым на 2019-2021 годы».
Кроме того, ФИО1 сообщено, что у Администрации Раздольненского района отсутствуют полномочия на проведение проверки по изложенным в его обращении фактам.
В ходе проводимой прокуратурой проверки по заявлению ФИО1 был опрошен заведующий сектором ЖКХ, транспорта, связи, благоустройства и природопользования Администрации Раздольненского района Республики Крым ФИО3, который пояснил, что обращение ФИО1 от 12.12.2018 года было рассмотрено в соответствии с положениями Закона №59-ФЗ, последнему сообщено о процедуре проведения работ по текущему ремонту и содержанию <адрес> и <адрес> в пгт. Раздольное в рамках Муниципальной целевой программы «Ремонт и содержание дорог общего пользования муниципального образования Раздольненского сельское поселение Раздольненского района Республики Крым на 2019-2021 годы», а также разъяснено, что у Администрации Раздольненского района отсутствуют полномочия на проведение проверки по изложенным в его обращении фактам.
По результатам анализа полученной в ходе проверки информации помощником прокурора Раздольненского района Будько А.А. 21.02.2019 года был составлен Акт проверки, в ходе которой не выявлено нарушений закона.
По результатам проведенной проверки, изучения представленных документов, прокурором Раздольненского района Республики Крым Шмелёвым Д.Н. 15.02.2019 года было вынесено определение, которым отказано в возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 5.39, 5.59 КоАП РФ по заявлению ФИО1 в отношении Главы администрации Раздольненского сельского поселения ФИО2 в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Отказывая в возбуждении дела об административном правонарушении, прокурор Раздольненского района Республики Крым исходил из того, что проведенной проверкой факты совершения Главой администрации Раздольненского сельского поселения ФИО2 администратвиных правонарушений, предусмотренных ст. 5.39, 5.59 КоАП РФ, не установлены. ФИО1 в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» направил в адрес главы Администрации Раздольненского района Республики Крым ФИО2 обращение, которое рассмотрено в предусмотренном законом порядке. Несогласие ФИО1 с содержанием предоставленного ему ответа не свидетельствует о нарушении главой Администрации Раздольненского района Республики Крым ФИО2 каких-либо прав заявителя и не может являться поводом и достаточным основанием, указывающим на наличие события административных правонарушений, предусмотренных ст.5.39, 5.59 КоАП РФ.
Рассматривая жалобу ФИО1 на указанное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, судья Раздольненского районного суда Республики Крым пришел к обоснованному выводу о том, что направление главой Администрации Раздольненского района Республики Крым ФИО2 ответа на обращение ФИО1 не образует объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных ст. 5.39, 5.59 КоАП РФ, указанный документ направлен заявителю в установленные законом сроки, содержит ответы на все поставленные заявителем вопросы.
Выводы судьи Раздольненского районного суда Республики Крым соответствуют установленным обстоятельствам дела и требованиям законодательства.
Несогласие ФИО1 с существом предоставленного ему ответа не свидетельствует о совершении главой Администрации Раздольненского района Республики Крым ФИО2 административных правонарушений, предусмотренных ст. 5.39, 5.59 КоАП РФ.
Доводы, изложенные в жалобе ФИО1 выводы судьи Раздольненского районного суда Республики Крым не опровергают, его несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судьей норм КоАП РФ не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела №12-8/2019 были допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные КоАП РФ процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом изложенного, отсутствуют оснований для отмены решения судьи Раздольненского районного суда Республики Крым 09.04.2019 года по делу № 12-8/2019.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение Раздольненского районного суда Республики Крым 09.04.2019 года по делу № 12-8/2019 оставить без изменений.
Жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст.30.12 КоАП РФ.
Судья подпись С.В. Яковлев
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>