ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-422/22 от 20.06.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья р/с Шаронина А.А. Дело № 21-422/22

РЕШЕНИЕ

г. Кемерово 20 июня 2022г.

Судья Кемеровского областного суда Ярова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.19 КоАП РФ, в отношении

общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственный производственный комплекс «Чистогорский» (далее – ООО СПК «Чистогорский»), ИНН 4238013194, находящегося по адресу: п. Чистогорский, Новокузнецкий район, Кемеровская область,

по жалобе защитника ООО СПК «Чистогорский» Зинова А.В. на постановление исполняющего обязанности министра промышленности и торговли Кузбасса Господинко Ю.С. от 09 сентября 2021 года и решение судьи Новокузнецкого районного суда Кемеровской области от 21 апреля 2022 года,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением исполняющего обязанности министра промышленности и торговли Кузбасса Господинко Ю.С. от 09.09.2021, оставленным без изменения решением судьи Новокузнецкого районного суда Кемеровской области от 21.04.2022, ООО СПК «Чистогорский» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.19 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 150000 рублей.

В жалобе защитник ООО СПК «Чистогорский» Зинов А.В. просит состоявшиеся по делу акты изменить в связи с чрезмерной суровостью на назначенного наказания, ссылаясь на наличие оснований для применения положений ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения защитника ООО СПК «Чистогорский» Букина В.Н., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 14.19 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.

Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения в сфере соблюдения порядка учета объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Объективная сторона состоит в ведении деятельности с нарушением порядка учета объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации определены Федеральным законом N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).

Согласно статье 1 названного Закона государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа такой продукции (пункт 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ).

Правила функционирования ЕГАИС утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Правила N 1459).

В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Закона N 171-ФЗ в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии лицензиат имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона.

Как следует из протокола об административном правонарушении и установлено судом, согласно сведениям из Государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ООО «СПК «Чистогорский» (ИНН 4238013194) имело лицензию на розничную продажу алкогольной продукции peг. N 42РПА0003030 от 28.05.2018, выданную департаментом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области, со сроком действия до 28.05.2020.

14.07.2021 в связи с прекращением действия лицензии ООО «СПК «Чистогорский» обратилось в Министерство с заявлением об открытии доступа к единой государственной автоматизированной информационной системе с целью возврата остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции поставщику.

20.07.2021 при снятии остатков алкогольной продукции ООО «СПК «Чистогорский» установлено расхождение остатков алкогольной продукции, зафиксированных в единой государственной автоматизированной информационной системе (далее — ЕГАИС), с фактическими остатками.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «СПК «Чистогорский» к административной ответственности, предусмотренной ст.14.19 КоАП РФ, о чем исполняющим обязанности министра промышленности и торговли Кузбасса вынесено соответствующее постановление.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, должностное лицо пришло к правильному выводу о наличии в действиях ООО «СПК «Чистогорский» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ.

Законность и обоснованность вынесенного должностным лицом постановления были проверены судьей районного суда с соблюдением требований ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ.

В судебном решении дана объективная правовая оценка доводам жалобы о нарушении порядка привлечения Общества к административной ответственности и приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения ООО «СПК «Чистогорский» к административной ответственности по ст. 14.19 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица.

При этом, доводы о суровости назначенного наказания оценки в решении суда не получили.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1).

Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Установив названные положения в КоАП РФ, законодатель, тем самым предоставил возможность судье индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей административного наказания, а также подтверждающих ее соразмерность.

Административное наказание ООО «СПК «Чистогорский» назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 3.2, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ст.14.19 КоАП РФ, в минимальном размере штрафа, отвечает принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, а также целям наказания, установленным ст. 3.1. КоАП РФ, и чрезмерно суровым не является.

Выводы о виде и размере наказания в постановлении должным образом мотивированы. При назначении наказания юридическому лицу учтен характер совершенного правонарушения, имущественное положение юридического лица, отсутствие отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств.

При вынесении постановления должностное лицо справедливо не нашло оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ и назначения ООО «СПК «Чистогорский» административного наказания в виде предупреждения.

Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, введена в действие с 06.04.2022 статья 4.1.2 КоАП РФ, устанавливающая особенности назначения наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.

Однако, как верно указано в оспариваемом постановлении, ООО «СПК «Чистогорский» не является субъектом малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, к рассматриваемым правоотношениям положения части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ применению не подлежат.

Данных, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости применения положений ч. 3.2. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.

Приложенные к жалобе отчеты о финансовых результатах на 31.03.2022 и на 30.09.2021, исполненные в копиях и заверенные защитником Общества, к таким доказательствам отнести нельзя. Данные документы исходят исключительно от привлекаемого к административной ответственности лица и об убыточности финансовых показателей Общества по итогам его деятельности объективно не свидетельствуют.

Постановление должностного лица и судебное решение надлежащим образом мотивированы и отвечают требованиям статей 29.10 и 30.7 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать постановление по делу об административном правонарушении и состоявшееся судебное решение как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем, оснований для их отмены или изменения, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.9, 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление исполняющего обязанности министра промышленности и торговли Кузбасса Господинко Ю.С. от 09 сентября 2021 года и решение судьи Новокузнецкого районного суда Кемеровской области от 21 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.19 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственный производственный комплекс «Чистогорский» оставить без изменения, жалобы – без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу в день его вынесения, но может быть обжаловано (опротестовано прокурором) непосредственно в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья Е.В. Ярова