ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-423/2018 от 07.06.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 21-423/2018

Р Е Ш Е Н И Е

07 июня 2018 года гор. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Республики Крым управления экологического надзора Южно-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым ФИО3 на решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 апреля 2018 года № 12-87/2018,

у с т а н о в и л :

постановлением государственного инспектора Республики Крым управления экологического надзора Южно-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым ФИО3 от 13 февраля 2018 г. №006410/0482 директор общества с ограниченной ответственностью «Карьер «Оползневое» Глезня Александр Викторович признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.39 КоАП, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 апреля 2018 года № 12-87/2018 жалоба директора ООО «Карьер «Оползневое» Глезня А.В. удовлетворена, постановление должностного лица от 13 февраля 2018 г. №006410/0482 отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Не согласившись с принятым решением, государственный инспектор Республики Крым управления экологического надзора Южно-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым ФИО7 подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит указанное решение суда от 23 апреля 2018 года отменить, его постановление от 13 февраля 2018 г. – оставить без изменения.

Доводы мотивированы тем, что суд первой инстанции необъективно и не всесторонне исследовал обстоятельства дела, вынес незаконное и необоснованное решение, что является основанием для его отмены.

Проверив доводы жалобы, заслушав представителя Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым Сулейманову С.С., поддержавшую жалобу, защитника директора ООО «Карьер «Оползневое» Глезня А.В. – Долгорукова Е.Г., возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со ст.8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Исходя из требований подпункта 2 пункта статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения, в том числе, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон №7-ФЗ)

Согласно ч. 1, 2 ст. 58 Федерального закона №7-ФЗ природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

В соответствии со ст. 59 Федерального закона №7-ФЗ правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

Согласно преамбуле Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

 В силу ч.1 ст. 6 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных настоящим федеральным законом.
 Согласно ч.1 ст. 9 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.

В соответствии с п.4 ст.11 Закона Республики Крым от 10.11.2014 № 5-ЗРК/2014 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым» организация, использование и охрана особо охраняемых природных территорий в Республике Крым осуществляются в том числе с принципом недопустимости хозяйственной деятельности на особо охраняемых природных территориях, способной причинить вред охраняемым объектам и несовместимой с режимом особо охраняемых природных территорий (кроме деятельности, обеспечивающей сохранение биологического разнообразия и экологического равновесия).

Как усматривается из материалов дела, на основании приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 14.12.2017 №2877 в период с 19.12.2017 по 21.12.2017 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Карьер «Оползневое» с целью выявления возможных нарушений требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха, в части выбросов загрязняющих (вредных) веществ в атмосферный воздух при отсутствии специального разрешения, исполнения требований земельного законодательства в части законности проведения работ по рекультивации земель, в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в части нарушения установленного режима или иных правил охраны.

По результатам проверки составлен акт от 21.12.2017 №020.

Согласно указанному акту проверки установлен факт размещения насыпи общераспространенных полезных ископаемых (далее ОПИ) в районе камнедробильного завода. Указанное размещение ОПИ имело примерные координаты 44,416133 33,905449 в соответствии с публичной кадастровый картой. Также, согласно публичной кадастровой карте место размещения ОПИ не входит в границы земельного участка с кадастровым номером 90:25:070801:3, принадлежащего ООО «Карьер «Оползневое», и возможно находится в границах особо охраняемой природной территории – Ялтинский горно-лесной природный заповедник (далее ООПТ ЯГЛПЗ).

Как усматривается из положения о Государственном бюджетном учреждении Республики Крым «Ялтинский горно-лесной природный заповедник» (далее - ГБУ РК «ЯГЛПЗ»), утвержденного приказом Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству от 03.12.2014 №124, Ялтинский горно-лесной природный заповедник относится к особо охраняемой природной территории и является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением федерального значения, имеющим целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

В силу п.6.1 Положения, на всей территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, в том числе, строительство любых коммуникаций, за исключением необходимых для обеспечения деятельности заповедника.

21.12.2017 государственным инспектором Республики Крым управления экологического надзора Южно-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым ФИО3 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №1776 в отношении ООО «Карьер «Оползневое» по ст. 8.39 КоАП РФ.

В рамках административного расследования, 11.01.2018 в адрес ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной природный заповедник» направлено определение об истребовании сведений, с целью уточнения границ особо охраняемой природной территории ЯГЛПЗ относительно земельного участка, на котором выявлено размещение ОПИ.

16.01.2018 ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной природный заповедник» предоставлены копии землеустроительных материалов в соответствии с которыми, запрашиваемый земельный участок, на котором выявлено размещение ОПИ находится в границах особо охраняемой природной территории ЯГЛПЗ.

18.01.2018 сотрудниками Министерства совместно с сотрудниками ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной природный заповедник» осуществлен повторный выход на местность, по результатам которого составлен акт №067-0482.

Согласно данному акту сотрудниками ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной природный заповедник» указано на маркировку границ особо охраняемой природной территории ЯГЛПЗ, в связи с чем было определено, что вышеуказанное место размещения ОПИ находилось на территории особо охраняемой природной территории ЯГЛПЗ. Также, на момент повторного обследования 18.01.2018 г. установлено отсутствие ОПИ ранее указанных в акте проверки от 21.12.2017 №020, вместе с тем, выявлены следы работы тяжелой гусеничной техники.

02.02.2018 в отношении директора ООО «Карьер «Оползневое» Глезня А.В. составлен протокол об административном правонарушении №006410 по ст. 8.39 КоАП РФ.

Постановлением государственного инспектора Республики Крым управления экологического надзора Южно-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым ФИО3 от 13 февраля 2018 г. №006410/0482 директор общества с ограниченной ответственностью «Карьер «Оползневое» Глезня Александр Викторович признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.39 КоАП.

Отменяя постановление должностного лица, суд первой инстанции исходил из того, что ни в протоколе об административном правонарушении ни в постановлении о назначении административного наказания не указано какие именно действия, запрещенные главой 6 «Режим заповедника» совершено ООО «Карьер «Оползневое», также не имеется конкретного указания на то, что насыпь полезных ископаемых размещена именно ООО «Карьер «Оползневое», кроме того, в деле отсутствует кадастровая и (или) техническая схема, обозначающая границы земельных участков, находящихся в ведении ООО «Карьер «Оползневое» и Ялтинского заповедника.

В связи с чем, суд пришел к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Однако такие выводы судьи городского суда являются преждевременными, сделанными без исследования всех обстоятельств дела, без учета требований ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).

Таким образом, юридически значимым обстоятельством при рассмотрении данного дела об административном правонарушении является установление лица, нарушившего установленный режим и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях особо охраняемой природной территории - Ялтинского горно-лесного природного заповедника.

Судом первой инстанции достоверно не установлен субъект административного правонарушения, в результате действий которого образовалась насыпь ОПИ на территории особо охраняемой природной территории Ялтинского горно-лесного природного заповедника при том, что защитник директора ООО «Карьер «Оползневое» Глезня А.В. - ФИО6, последовательно в ходе административного производства по делу отрицал факт использования земель заповедника в производственной деятельности общества.

Для выяснения данных обстоятельств суду необходимо было допросить лиц, составивших акт проверки 21.12.2017 г. №020 и зафиксировавших факт размещения насыпи ОПИ в районе камнедробильного завода.

Кроме того, в акте от 21.12.2017 г. имеется указание на наличие согласования с органом прокуратуры на проведение внеплановой проверки в отношении ООО «Карьер «Оползневое», однако материалы административного дела не содержат такого документа.

Судом эти обстоятельства не проверялись, указанное не позволило суду первой инстанции всесторонне, полно и объективно рассмотреть жалобу Глезня А.В. на постановление органа от 13.02.2018 года № 006410/0482.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах, решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 апреля 2018 года № 12-87/2018 подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела необходимо учесть изложенное, устранить допущенные процессуальные нарушения и постановить решение, отвечающее требованиям ст. ст. 29.10 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,

р е ш и л:

жалобу государственного инспектора Республики Крым управления экологического надзора Южно-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым ФИО3 на решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 апреля 2018 года № 12-87/2018 – удовлетворить частично.

Решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 апреля 2018 года № 12-87/2018 в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Карьер «Оползневое» Глезня Александра Викторовича – отменить, дело направить в тот же суд на новое рассмотрение.

Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья подпись Е.Г. Тимошенко

Копия <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>