ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-424/2018 от 20.06.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РЕШЕНИЕ

от 20 июня 2018 года по делу № 21-424/2018

Судья Горбов Б.В.

Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,

с участием представителя общества с ограниченной ответственностью «Карьер «Оползневое» Названовой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе

жалобу государственного инспектора Республики Крым управления экологического надзора Южно-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым Галаева Владимира Анатольевича на решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении <данные изъяты> (далее ООО «Карьер «Оползневое» либо Общество),

установил:

постановлением ведущего специалиста отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона – государственного инспектора Республики Крым Галаева В.А. от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Карьер «Оползневое» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300 000 руб.

В порядке пересмотра дела по жалобе ООО «Карьер «Оползневое» на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Ялтинского городского суда Республики Крым 23 апреля 2018 года постановлено решение, которым жалоба ООО «Карьер «Оползневое» удовлетворена, постановление ведущего специалиста отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона государственного инспектор Республики Крым Галаева В.А. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, в отношении ООО «Карьер «Оползневое» отменено, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью.

Не согласившись с решением судьи городского суда, государственный инспектор Республики Крым управления экологического надзора Южно-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым Галаев В.А. подал в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просил отменить вышеуказанный судебный акт, а постановление от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения. В обоснование указало, что судья при вынесении оспариваемого решения нарушил нормы материального и процессуального права и неправильно оценил установленные обстоятельства.

Выслушав представителя Общества Названову В.С., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Диспозицией ст.8.39 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Как усматривается из материалов дела на основании приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Карьер «Оползневое» с целью выявления возможных нарушений требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха, в части выбросов загрязняющих (вредных) веществ в атмосферный воздух при отсутствии специального разрешения, исполнения требований земельного законодательства в части законности проведения работ по рекультивации земель, в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в части нарушения установленного режима или иных правил охраны.

По результатам обследования установлен факт размещения насыпи общераспространенных полезных ископаемых (далее ОПИ) в районе камнедробильного завода. Указанное размещение ОПИ имело примерные координаты (44,416133 33,905449 в соответствии с публичной кадастровый картой). Также, согласно публичной кадастровой карте место размещения ОПИ не входит в границы земельного участка с кадастровым номером 90:25:070801:3, принадлежащего ООО «Карьер «Оползневое», и возможно находится в границах особо охраняемой природной территории – Ялтинский горно-лесной природный заповедник (далее ООПТ ЯГЛПЗ).

Указанные факты зафиксированы в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л. материала 1-5, 6, 7).

Как усматривается из положения о Государственном бюджетном учреждении Республики Крым «Ялтинский горно-лесной природный заповедник» (далее - ГБУ РК «ЯГЛПЗ»), утвержденного приказом Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ год , Ялтинский горно-лесной природный заповедник относится к особо охраняемой природной территории и является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением федерального значения, имеющим целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем (л.д. 19-29).

В силу п.6.1 Положения, на всей территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, в том числе, строительство любых коммуникаций, за исключением необходимых для обеспечения деятельности заповедника.

ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона – государственный инспектор Республики Крым Галаевым В.А. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «Карьер «Оползневое» по ст. 8.39 КоАП РФ (л. материала 8-9).

В рамках административного расследования, ДД.ММ.ГГГГ в адрес ГБУ РК «ЯГЛПЗ» направлено определение об истребовании сведений, с целью уточнения границ особо охраняемой природной территории ЯГЛПЗ относительно земельного участка, на котором выявлено размещение ОПИ (л. материала 10, 10 об.).

ДД.ММ.ГГГГ ГБУ РК «ЯГЛПЗ» предоставлены копии землеустроительных материалов в соответствии с которыми, запрашиваемый земельный участок, на котором выявлено размещение ОПИ находится в границах особо охраняемой природной территории ЯГЛПЗ (л. материала 11-15).

ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками Министерства совместно с сотрудниками ГБУ РК «ЯГЛПЗ» осуществлен повторный выход на местность, по результатам которого составлен акт обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований . Согласно данному акту сотрудниками ГБУ РК «ЯГЛПЗ» указано на маркировку границ особо охраняемой природной территории ЯГЛПЗ, в связи с чем было определено, что вышеуказанное место размещения ОПИ находилось на территории особо охраняемой природной территории ЯГЛПЗ. Также, на момент повторного обследования ДД.ММ.ГГГГ установлено отсутствие ОПИ ранее указанных в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем, выявлены следы работы тяжелой гусеничной техники. Указанные следы ведут вниз по дороге на территорию ООО «Карьер «Оползневое» непосредственно к камнедробильному заводу, где расположен бульдозер. Также указано, что к данному участку местности ведет единственный подъезд через техническую зону ООО «Карьер «Оползневое», в свою очередь попасть на территорию технической зоны Общества возможно лишь через контрольно-пропускной пункт указанного Общества (л. материала 18, 18 об.).

В отношении ООО «Карьер «Оползневое» ведущим специалистом отдела экологического надзора г. Ялта управления экологического надзора Южно-Крымского региона – государственный инспектор Республики Крым Галаевым В.А. составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление , которым ООО «Карьер «Оползневое» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ (л. материала 25-26, 29-32).

Исходя из требований под.2 п. 2 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения, в том числе, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон №7-ФЗ)

Согласно ч.1, 2 ст. 58 Федерального закона №7-ФЗ природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

В соответствии со ст. 59 Федерального закона №7-ФЗ правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

Согласно преамбуле Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

В силу ч.1 ст. 6 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных настоящим федеральным законом.

Согласно ч.1 ст. 9 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.

В соответствии с п.4 ст.11 Закона Республики Крым от 10.11.2014 № 5-ЗРК/2014 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым» организация, использование и охрана особо охраняемых природных территорий в Республике Крым осуществляются в том числе с принципом недопустимости хозяйственной деятельности на особо охраняемых природных территориях, способной причинить вред охраняемым объектам и несовместимой с режимом особо охраняемых природных территорий (кроме деятельности, обеспечивающей сохранение биологического разнообразия и экологического равновесия).

Прекращая производство по административному делу, судья городского суда сослался на то, что ни в протоколе об административном правонарушении ни в постановлении о назначении административного наказания не указано какие именно действия, запрещенные главой 6 «Режим заповедника» совершено ООО «Карьер «Оползневое», также не имеется конкретного указания на то, что насыпь полезных ископаемых размещена именно ООО «Карьер «Оползневое», кроме того, в деле отсутствует кадастровая и (или) техническая схема, обозначающая границы земельных участков, находящихся в ведении ООО «Карьер «Оползневое» и Ялтинского заповедника.

В связи с чем, суд пришел к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Однако с таким выводом судьи городского суда согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).

Таким образом, юридически значимым обстоятельством при рассмотрении данного дела об административном правонарушении является установление лица, нарушившего установленный режим и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях особо охраняемой природной территории - Ялтинского горно-лесного природного заповедника.

С целью установления наличия или отсутствия состава административного правонарушения в действиях ООО «Карьер «Оползневое» в рамках настоящего дела, необходимо допросить лиц, составивших акт проверки ДД.ММ.ГГГГ и зафиксировавших факт размещения насыпи ОПИ в районе камнедробильного завода.

Судом первой инстанции достоверно не установлен субъект административного правонарушения, в результате действий которого образовалась насыпь ОПИ на территории особо охраняемой природной территории Ялтинского горно-лесного природного заповедника при том, что защитник ООО «Карьер «Оползневое» Власюк С.Н., последовательно в ходе административного производства по делу отрицал факт использования земель заповедника в производственной деятельности Общества.

Кроме того, в акте от ДД.ММ.ГГГГ имеется указание на наличие согласования с органом прокуратуры на проведение внеплановой проверки в отношении ООО «Карьер «Оползневое», вместе с тем материалы административного дела не содержат такого документа (л. материала 1-5).

В силу положений п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку судьей городского суда допущено существенное нарушение процессуальных требований, и поскольку срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, по настоящему делу не истек, считаю необходимым отменить решение судьи городского суда, а дело возвратить на новое рассмотрение со стадии рассмотрения, при котором следует дать надлежащую оценку указанным выше обстоятельствам, и на основании имеющихся и вновь полученных доказательств постановить по делу законное и обоснованное решение. Иные доводы жалобы подлежат разрешению при новом рассмотрении дела

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу государственного инспектора Республики Крым управления экологического надзора Южно-Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым Галаева Владимира Анатольевича удовлетворить частично.

Решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <данные изъяты>», отменить

и административное дело направить на новое рассмотрение в тот же суд со стадии рассмотрения.

Судья В.В. Агин