ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-424/2022 от 27.06.2022 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 21-424/2022

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень

Судья Тюменского областного суда Ревякин А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шайхутдиновой Альфии Исламовны на решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 10 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица руководителя направления по охране водных ресурсов и организации водопотребления и водоотведения ООО «Газпром-Заполярье» Шайхутдиновой А.И.,

у с т а н о в и л:

Постановлением заведующего Тазовским сектором государственного экологического надзора управления государственного экологического надзора, старшего государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды от 15 октября 2021 года должностное лицо - руководитель направления по охране водных ресурсов и организации водопотребления и водоотведения ООО «Газпром-Заполярье» Шайхутдинова А.И. привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Шайхутдинова А.И. обжаловала его в суд. В жалобе просила переквалифицировать правонарушение с ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление должностного лица от 24 ноября 2021 года отменить в связи с малозначительностью, производство по делу прекратить.

Решением судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 10 марта 2022 года постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба Шайхутдиновой А.И. оставлена без удовлетворения.

С данным решением не согласна должностное лицо - руководитель направления по охране водных ресурсов и организации водопотребления и водоотведения ООО «Газпром-Заполярье» Шайхутдинова А.И., которая в жалобе просит решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 10 марта 2022 года отменить и принять по делу новый судебный акт, указывая, что вменяемое правонарушение должно быть переквалифицировано с ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обращает внимание, что в связи с возникшей правовой неопределенностью 05 июля 2021 года Обществом направлена спорная отчетность за 2 квартал только в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов, а также в уполномоченное на прием и обработку спорной отчетности учреждение ФГУ «Тюменьрегионводхоз», тем самым исполнило свою обязанность предусмотренную пп. 5 п. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации, пунктом 16 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.04.2007 года № 219. Указывает, что спорная отчетность, направленная своевременно в адрес отдела водных ресурсов Нижне-Обского бассейнового водного управления и ФГУ «Тюменьрегионводхоз» была размещена в АС «водопользование», к которой заинтересованное лицо имеет непосредственный доступ в рамках исполнения своих функций. Полагает, что нарушение является формальным и не представляет собой существенного нарушения охраняемых общественных отношений, в связи с чем имеет признаки малозначительности. Считает, что непредоставление Обществом сведений в Департамент явилось результатом правовой неопределённости. Обращает внимание, что заявитель ранее не привлекался к административной ответственности после внесении изменений в договор водопользования, начиная с 3 квартала 2021 года Общество надлежащим образом направляет сведения как в ТУ Федерального агентства водных ресурсов, так и в ДПРР ЯНАО.

Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы, нахожу постановление должностного лица по делу об административном правонарушении от 15 октября 2021 года и решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 10 марта 2022 года не подлежащими отмене либо изменению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 09 ноября 2020 года № 903 утвержден Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных вод, их качества.

В соответствии с пунктом 2 названного Порядка обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества возлагается на физических лиц (индивидуальных предпринимателей), юридических лиц, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

Согласно п. 24 названного Порядка сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества (формы 3.1 – 3.3, указанные в приложении к Порядку), представляются в уполномоченный на предоставление водного объекта в пользование орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом на бумажном носителе с реквизитами и заверенные подписью лиц, указанных в пункте 2 Порядка, либо в виде электронного документа с реквизитами, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, 13 июня 2019 года между Департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа и ООО «Газпромнефть-Заполярье» заключен договор водопользования -, по условиям которого обществу в пользование предоставлено озеро Нгаркато (бассейн р. Поёлаваяха) для забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта для обеспечения водоснабжения технологических процессов на к. № 2Ач Ямбургского НГКМ.

Согласно пп. «ж» п. 19 Договора водопользователь обязан предоставлять в Уполномоченный орган ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о фактических параметрах осуществляемого водопользования, отчет о выполнении условий использования водного объекта.

Согласно внесенным в данный договор дополнительным соглашением от 16 июня 2021 года изменениям к договору водопользования от 13 июня 2019 года, отчет о фактических параметрах осуществляемого водопользования, отчет о выполнении условий использования водного объекта следует представлять в Уполномоченный орган ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Как следует из материалов дела, в нарушение п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации, п. 24 Приказа Минприроды России от 09 ноября 2020 года № 903, указанных условий договора ООО «Газпромнефть -Заполярье» в установленный срок, а именно, до 15 июля 2021 года, не представило в Департамент сведения за второй квартал 2021 года в отношении водного объекта - озеро Нгаркато (бассейн р. Поёлаваяха) по Форме 3.1 – «сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов».

Указанные нарушения правил водопользования явились основанием для привлечения руководителя направления по охране водных ресурсов и организации водопотребления и водоотведения ООО «Газпром-Заполярье» Шайхутдиновой А.И. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения административного правонарушения подтвержден совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от 06 октября 2021 года; сведениями начальника управления водных ресурсов от 30 июля 2021 года; договором водопользования от 13 июня 2019 года; дополнительным соглашением к договору водопользования от 16 июня 2021 года; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, должностной инструкцией руководителя направления по охране водных ресурсов и организации водопотребления и водоотведения ООО «Газпром-Заполярье»; приказом (распоряжением) о приеме работника на работу от 25 февраля 2019 года.

Допустимость и достоверность доказательств, на основании которых было вынесено постановление должностного лица, были проверены судьей районного суда при рассмотрении жалобы на данное постановление и оценены в соответствии с требованиями ст. 26.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Материалы дела свидетельствуют о том, что дело об административном правонарушении и жалоба рассмотрены с соблюдением положений ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Утверждение руководителя направления по охране водных ресурсов и организации водопотребления и водоотведения ООО «Газпром-Заполярье» Шайхутдиновой А.И. о неверной квалификации правонарушения является несостоятельным, оснований для переквалификации совершенного ею деяния на ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается. Вопреки доводам жалобы, действия должностного лица ООО «Газпром-Заполярье» правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты (нарушение правил водопользования, установленных договором), тогда как ст. 8.5 названного кодекса предусмотрена ответственность, в частности, за несвоевременное сообщение информации о состоянии окружающей среды, источниках загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду.

Указание в жалобе на малозначительность вменяемого административного правонарушения также не может быть принято во внимание, поскольку квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Согласно ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, социальную значимость охраняемых общественных отношений, наличие у руководителя направления по охране водных ресурсов и организации водопотребления и водоотведения ООО «Газпром-Заполярье» Шайхутдиновой А.И. возможности для предотвращения нарушений закона при проявлении должной заботливости и осмотрительности, основания для признания вменяемого последней правонарушения малозначительным, применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освобождения от административной ответственности, отсутствуют.

Учитывая, что при производстве по делу юридически значимые обстоятельства определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права не допущено, наказание назначено должностным лицом административного органа в соответствии с требованиями ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении, а также решения судьи районного суда, которым это постановление оставлено без изменения, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1., ст. 30.6., п. 1 ч. 1 ст. 30.7., ст. 30.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Постановление заведующего Тазовским сектором государственного экологического надзора управления государственного экологического надзора, старшего государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды от 15 октября 2021 года и решение судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 10 марта 2022 года в отношении должностного лица руководителя направления по охране водных ресурсов и организации водопотребления и водоотведения ООО «Газпром-Заполярье» Шайхутдиновой А.И. оставить без изменения, жалобу должностного лица руководителя направления по охране водных ресурсов и организации водопотребления и водоотведения ООО «Газпром-Заполярье» Шайхутдиновой А.И. - без удовлетворения.

Судья Тюменского областного суда А.В. Ревякин