В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 21-425/2022
Р Е Ш Е Н И Е
«6» июля 2022 года г. Воронеж
Судья Воронежского областного суда Сухов Ю.П.,
с участием защитника ООО «Ударный» – Лебедевой Н.В, действующей на основании доверенности, прокурора Воронежской межрайонной природоохранной прокуратуры – ФИО1, прокурора Воронежской областной прокуратуры – Гарина В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Ударный» на решение судьи Новоусманского районного суда Воронежской области от 27 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
ООО «Ударный»,
(судья районного суда Кушнир Н.В.)
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Воронежской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области – ФИО2 № 78-ПР от 13 июля 2021 года
ООО «Ударный» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере
30 000 рублей (л.д.7-8).
Решением судьи Новоусмансого районного суда Воронежской области от 27 апреля 2022 года постановление государственного инспектора Воронежской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области - ФИО2 № 78-ПР от 13 июля 2021 года оставлено без изменения, жалоба ООО «Ударный» - без удовлетворения (л.д. 172-176).
В жалобе ООО «Ударный» ставится вопрос об отмене решения судьи Новоусманского районного суда Воронежской области от 27 апреля 2022 года, постановления государственного инспектора Воронежской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области - ФИО2 № 78-ПР от 13 июля 2021 года, прекращении производства по делу
(л.д. 188-190).
В судебном заседании защитник ООО «Ударный» – Лебедева Н.В., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала по основаниям в ней изложенным.
Прокурор Воронежской межрайонной природоохранной прокуратуры –
ФИО1, прокурор Воронежской областной прокуратуры – Гарина В.Н. возражали против удовлетворения жалобы.
Проверив материалы дела в полном объеме, проанализировав доводы жалобы, заслушав пояснения защитника ООО «Ударный» – Лебедевой Н.В, прокурора Воронежской межрайонной природоохранной прокуратуры – ФИО1, прокурора Воронежской областной прокуратуры – Гарина В.Н., прихожу к следующему.
Порядок рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении регламентирован положением статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства об административном правонарушении являются всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела. Разрешая дело, судья районного суда выполнил указанные требования закона.
Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии со статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении указанной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года
№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 69 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
В силу части 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с частью 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года
№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Согласно части 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты НВОС), подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность; об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
Как следует из материалов дела, что 29 июля 2016 года ООО «Ударный» получена лицензия на пользование недрами №, на геологическое изучение, разведку и добычу песков на участке недр местного значения «Ударный-2», сроком действия
до 29 июля 2036 года (л.д. 61).
Участок недр местного значения «Ударный-2» расположен в Новоусманском районе Воронежской области <адрес>. Геологический горный отвод находится в границах земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №. Собственником земельных участков является ФИО6 (л.д. 54, 57, 58, 60)
11 июня 2021 года в период времени с 11:00 до 13:00 Воронежской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения ООО «Ударный» природоохранного законодательства. На момент осмотра в карьере велась работа по добыче полезных ископаемых (песка) и работала специализированная техника.
В ходе проверки установлено, что ООО «Ударный» имеет объекты НВОС – песчаный карьер. Разработка месторождения сопровождается выбросами в атмосферу семи основных загрязняющих веществ: азота диоксида; сажи; серы диоксида; углерода оксида; углеводородов; бенз(а)пирена; пыли суглинков и глин, ПРС, дорожно-строительных песков (л.д. 29-33).
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения
ООО «Ударный» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения указанного административного правонарушения при обстоятельствах, изложенных в решении, установлен материалами административного дела.
Судья районного суда проверил жалобу, материалы дела об административном правонарушении и пришел к выводу о правомерности привлечения ООО «Ударный» к административной ответственности по статье 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об отсутствии на объекте стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду судья областного суда считает несостоятельным на основании следующего.
В соответствии с Техническим проектом промышленной разработки участка песка «Ударный-2» в Новоусманском районе Воронежской области для ООО «Ударный» указано, что при осуществлении недропользователем деятельности по разработке песчаного карьера осуществляется негативное воздействие на окружающую среду, которое заключается в выбросах загрязняющих веществ от стационарных источников в атмосферу.
Открытая разработка участка сопровождается выбросами в атмосферу семи основных загрязняющих веществ: азота диоксида; сажи; серы диоксида; углерода оксида; углеводородов; бенз(а)пирена; пыли суглинков и глин, ПРС, дорожно-строительных песков.
Таким образом, карьер является стационарным источником загрязнения окружающей среды и подлежит постановке на государственный учет в качестве объекта НВОС.
Доводы жалобы относительно того, что обязанность по постановке объекта НВОС – песчаного карьера на учет у ООО «Ударный» возникла с марта 2021 года судья областного суда считает несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно частям 1, 2 статьи 69.2 ФЗ об охране окружающей среды объекты, оказывающие негативное влияние на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации в соответствии с их коипетенцией, на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня эксплуатации указанных объектов.
В соответствии со статьями 9, 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля
1992 года № 2395-1 «О недрах» права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В виду того, что лицензия на пользование недрами № на геологическое изучение, разведку и добычу песков на участке недр местного значения «Ударный-2»
ООО «Ударный» получена 29 июля 2016 года, то обязанность по постановке на учет негативного воздействия возникла у ООО «Ударный» с 29 июля 2016 года.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения обществом законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем в материалы дела не представлено.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.
Таким образом, оснований для отмены вынесенных по делу об административном правонарушении решения судьи районного суда, постановления должностного лица, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья –
РЕШИЛ:
решение судьи Новоусманского районного суда Воронежской области от 27 апреля 2021 года, постановление государственного инспектора Воронежской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области - ФИО2 № 78-ПР от 13 июля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Ударный» оставить без изменения, жалобу ООО «Ударный» - без удовлетворения.
Судья областного суда Ю.П. Сухов