ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
г.Уфа РБ 05 апреля 2017 года
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.,
при секретаре Искужиной Г.Р.,
с участием ФИО1. – представителя заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан ФИО16,
в отсутствие ФИО2. – должностного лица, привлеченного к административной ответственности,
защитника ФИО3.,
ФИО16 – заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан,
извещенных надлежащим образом о дате рассмотрения дела,
рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан ФИО16 на решение судьи Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 28 декабря 2016 года, которым:
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан ФИО16 №... от 21 октября 2016 года о привлечении генерального директора Акционерного общества «...» ФИО4 к административной ответственности по статье 15.15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан ФИО16 №... от 21 октября 2016 года генеральный директор Акционерного общества «...» (далее – АО «...», общество) ФИО5. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей за нарушение требований пункта 1 статьи 236 Бюджетного кодекса РФ, пункта 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 года №1563 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», выразившееся в том, что полученные АО «...» в процессе исполнения федерального бюджета бюджетные средства размещены ФИО6. по договору №... от 2 февраля 2015 года платежным поручением №... от 2 февраля 2015 года за его подписью с расчетного счета №... АО «...» в сумме ... рублей на ... календарных дней на банковском депозите филиала ПАО «...», полученные дополнительные доходы в учете АО «...» отражены как внереализационные собственные доходы.
Не соглашаясь с постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан ФИО16 №... от 21 октября 2016 года, защитник ФИО7. - ФИО8., действующая на основании доверенности, обжаловала его в суд, предлагая отменить за незаконностью и необоснованностью, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях ФИО9 состава административного правонарушения.
Судьей Салаватского городского суда Республики Башкортостан принято указанное обжалуемое решение от 28 декабря 2016 года.
Не соглашаясь с решением судьи Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 28 декабря 2016 года, в Верховный Суд Республики Башкортостан с жалобой обратилась заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан ФИО16, предлагая его отменить в связи с нарушением норм материального права, указывая, что выводы суда основаны на неправильном толковании закона.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ФИО16 – ФИО10., поддержавшего доводы жалобы, проверив доводы жалобы, нахожу ее подлежащей удовлетворению частично по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Планом контрольной работы Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее - Управление) на 2016 год и Приказом Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от дата 2016 года №... «О назначении выездной проверки», проведена выездная проверка использования средств, предоставленных АО «...» из федерального бюджета в виде взноса в уставный капитал на реализацию инвестиционного проекта по реконструкции производства ....
В ходе проверки установлен факт размещения АО «...» на банковском депозите денежных средств в размере ... рублей из средств федерального бюджета, полученных по договору об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций №... от 25 декабря 2013 года, и средств, полученных в качестве процентов по соответствующим договорам банковского депозита, которые перечислены АО «...» в филиал ПАО «...» на депозитный счет.
Размещение средств федерального бюджета произведено по договору №... от 2 февраля 2015 года платежным поручением №... от 2 февраля 2015 года с расчетного счета №... АО «...» на сумму ... рублей сроком на ... календарных дней.
На договоре №... от 2 февраля 2015 года срочного депозита значится подпись генерального директора АО «...» ФИО11
На платежном поручении на размещение денежных средств в депозит №... от 2 февраля 2015 года имеется отметка, что электронный документ принят по системе дистанционного банковского обслуживания, подписан электронной подписью, а также имеется отметка банка, что указанное поручение банком исполнено 2 февраля 2015 года.
В соответствии с приказом АО «...» о вступлении в должность генерального директора от 01 ноября 2012 года №...ФИО12 вступил в должность генерального директора АО «...» с 01 ноября 2012 года, с ним заключен трудовой договор 31 октября 2012 года №... по 30 октября 2017 года.
В соответствии с пунктом 1.7 трудового договора генеральный директор несет персональную ответственность за деятельность АО «...».
В соответствии с пунктом 2.1 трудового договора генеральный директор в соответствии с действующим законодательством и Уставом АО «...» организует ведение бухгалтерского, налогового, статистического и оперативного учета и составления отчетности АО «...», выполняет другие функции, необходимые для достижения целей деятельности общества и обеспечения его текущей деятельности.
Должностное лицо Управления, привлекая ФИО13. к административной ответственности по статье 15.15.12 КоАП РФ, исходит из того, что предоставленные Российской Федерацией на основании договоров между главным распорядителем средств федерального бюджета - Минэнерго и АО «...», заключенных в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса РФ, бюджетные инвестиции, являются целевыми бюджетными средствами Российской Федерации, предоставленными на реконструкцию производства ... в 2013 году, в силу чего АО «...» является фактически получателем бюджетных средств и исполнителем федерального бюджета, использовало их и отчитывалось за них, размещением целевых бюджетных инвестиций на депозитном счете нарушены требования пункта 1 статьи 236 Бюджетного кодекса РФ, пункта 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 года №1563 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
Судья первой инстанции, отменяя постановление должностного лица Управления о назначении наказания и прекращая производство по делу в отношении ФИО14 за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения в обоснование указал, что АО «...» не является участником бюджетного процесса и не участвует в процессе исполнения бюджета, до 1 апреля 2016 года законодательно не был установлен запрет на размещение указанных бюджетных средств на счетах кредитных организаций, в связи с чем руководитель общества не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.12 КоАП РФ, за несоблюдение положений статьи 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
С таким выводом судьи первой инстанции согласиться нельзя в виду следующего.
Статьей 15.15.12 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение запрета на размещение и (или) порядка размещения бюджетных средств на банковских депозитах либо запрета на передачу их в доверительное управление.
Запрет на размещение бюджетных средств на банковских депозитах установлен пунктом 1 статьи 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), действующего на момент правонарушения, согласно которому размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных БК РФ.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2014 года № 1563 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в 2015 году операции с субсидиями, предоставляемыми юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, субсидий федеральным государственным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений), бюджетными инвестициями, предоставляемыми юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, и взносами в уставные капиталы юридических лиц, предусмотренными частью 1 статьи 5 Федерального закона (далее - целевые средства), осуществляются при условии запрета размещения целевых средств на депозиты, а также в иные финансовые инструменты.
В соответствии с федеральными законами от 03 декабря 2012 года №216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», от 02 декабря 2013 года №349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», от 01 декабря 2014 года №384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» АО «...» предоставлены средства федерального бюджета по договорам, в том числе: в лице Министерства энергетики Российской Федерации (далее - Минэнерго) по договору о предоставлении бюджетных инвестиций от 25 декабря 2013 года №...; в лице Федерального космического агентства (далее - Роскосмос) по договорам об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций от 25 ноября 2014 года №... и от 08 декабря 2015 года №... в виде бюджетных инвестиций всего на сумму ... рублей, из них 1-й транш поступил 27 декабря 2013 года на сумму ... рублей, 2-й транш поступил 09 декабря 2014 года на сумму ... рублей, 3-й транш поступил 28 декабря 2015 года на сумму ... рублей (далее - договоры).
Договоры заключены в соответствии со статьей 80 БК РФ.
Предметом договоров, в том числе договора от 25 декабря 2013 года №..., является предоставление Российской Федерацией застройщику - АО «...» бюджетных инвестиций на условиях, установленными указанными договорами.
Из договора от 25 декабря 2013 года №... следует, что бюджетные инвестиции, предоставленные АО «...», носят исключительно целевой характер, являются целевыми бюджетными средствами Российской Федерации, направлены на достижение одной цели - реализацию инвестиционного проекта «...».
Согласно пункту 2.5 договора, условиями предоставления АО «...» бюджетных инвестиций являются денежные средства, полученные АО «...» в соответствии с настоящим договором в счет оплаты акций, направляются АО «...» на финансирование реконструкции производства ..., которая производится в соответствии с соглашением о предоставлении в 2013 году средств федерального бюджета на реализацию проекта реконструкции производства ..., заключаемым между Минэнерго и АО «...».
Пунктом 1 статьи 80 БК РФ предусмотрено, что предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Минэнерго и АО «...» в соответствии со статьей 80 БК РФ заключили договор о предоставлении бюджетных инвестиций на реконструкцию производства ... в 2013 году.
Роскосмос и АО «...» в соответствии со статьей 80 БК РФ заключали в 2014 и 2015 годах ежегодные соглашения о предоставлении бюджетных инвестиций на реконструкцию производства ....
Так, по соглашению от 23 декабря 2013 года №... (далее - Соглашение) предметом соглашения является осуществление совместных действий Минэнерго и застройщика по предоставлению бюджетных инвестиций на реконструкцию производства ... в соответствии с приложением № 1 к Соглашению в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Минэнерго в сумме не более ... рублей (п. 1.1 Соглашения).
Приложением № 1 к Соглашению определен перечень работ по реконструкции производства ..., финансируемых в 2014-2015 годах за счет предоставленных бюджетных инвестиций, предусмотрено освоение бюджетных средств в сумме ... рублей.
Согласно подпункту 2.2.2 Соглашения, АО «...» обязуется осуществлять целевое и эффективное использование средств федерального бюджета, в соответствии с пунктом 1.1 Соглашения, то есть в соответствии с предметом Соглашения.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 20 Правил принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимися государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2013 года № 941, а также в соответствии с подпунктом 2.2.4 Соглашения, с подпунктом 3.2.14 Договора, АО «...» предоставляет в Минэнерго отчетность об использовании бюджетных инвестиций.
В пункте 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2012 года № 1272 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» указано, что предоставление бюджетных инвестиций открытым акционерным обществам осуществляется в соответствии с договором об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций, в котором предусматриваются положения:
целевое назначение бюджетных инвестиций (в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению принадлежащих открытому акционерному обществу объектов капитального строительства указываются наименование объекта, его предельная стоимость, мощность и срок ввода в эксплуатацию);
порядок и сроки представления отчетности об использовании бюджетных инвестиций, установленной главным распорядителем средств федерального бюджета, предоставляющим бюджетные инвестиции.
В силу статьи 6 БК РФ бюджетные инвестиции - это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.
В соответствии со статьей 69 БК РФ бюджетные инвестиции являются одним из видов бюджетных ассигнований.
При этом согласно части 2 статьи 80 БК РФ бюджетные инвестиции, планируемые к предоставлению юридическим лицам, утверждаются законом о бюджете в качестве отдельного приложения к данному закону с указанием юридического лица, объема и цели предоставляемых бюджетных инвестиций.
В силу статьи 80 БК РФ АО «...» является получателем бюджетных инвестиций по договору и Соглашению, заключенными с главным распорядителем - средств федерального бюджета, предоставляющим бюджетные инвестиции - Минэнерго.
В силу статьи 152 БК РФ получатели бюджетных средств выступают в качестве участников бюджетного процесса.
Об участии АО «...» в процессе исполнения федерального бюджета указывает также требование пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ), где указано, что «при предоставлении в соответствии с БК РФ бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения Федерального закона № 44-ФЗ, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций», которое АО «...» соблюдало при расходовании бюджетных инвестиций.
В договоре о предоставлении бюджетных инвестиций в 2013 году от 25 декабря 2013 года №... и Соглашении от 23 декабря 2013 года №... о предоставлении бюджетных АО «...» не предусмотрены нормы, разрешающие размещение бюджетных средств на банковских депозитах и получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах, поскольку бюджетные средства всегда предполагают определенный режим использования, построенный на правовых ограничениях: в частности, в Российской Федерации при использовании бюджетных средств должен соблюдаться указанный запрет.
Вывод судьи первой инстанции о том, что руководитель АО «...» не является субъектом ответственности за вмененное правонарушение, противоречит закону.
Также ошибочен вывод судьи первой инстанции о том, что до 01 апреля 2016 года законодательно не был установлен запрет на размещение бюджетных средств на счетах кредитных организаций на депозитах, а также в иных финансовых инструментах.
Вместе с тем, установленный статьей 4.5 КоАП РФ двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент второго судебного пересмотра дела, обстоятельства которого имели место 2 февраля 2015 года, истек, что является обстоятельством исключающим отмену судебного решения и направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Таким образом, при настоящем пересмотре дела судьей второй инстанции установлена неправильность вывода судьи первой инстанции об отсутствии в действиях ФИО15. состава административного правонарушения, однако за пределами срока давности привлечения к административной ответственности не вправе оценивать материалы дела об административном правонарушении в целях решения вопроса о наличии в действиях лица состава административного правонарушения, таким образом, ухудшая его положение и нарушая общие правила о запрете поворота к худшему.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л А:
жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан ФИО16 удовлетворить частично.
Решение судьи Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 28 декабря 2016 года оставить без изменения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п З.Р. Абземилова
Справка
судья Салимов И.М.
дело №...