ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-428/2014 от 23.07.2014 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

 Дело № 21-428/2014

 РЕШЕНИЕ

 г. Кемерово 23 июля 2014 г.

     Судья Кемеровского областного суда Ершова Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.31 КоАП РФ, и решение судьи Заводского районного суда г. Кемерово от 18 апреля 2014 г.,

 УСТАНОВИЛ:

     Постановлением заместителя начальника отдела автотранспортного надзора Управления государственного автодорожного надзора по Кемеровской области от 12 марта 2014 г. <данные изъяты> ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.31 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты>.

 В жалобе ФИО1 просил постановление отменить, ссылаясь на незаконное возбуждение дела об административном правонарушении.

 Решением судьи Заводского районного суда г. Кемерово от 18 апреля 2014 г., в удовлетворении жалобы было отказано.

 В жалобе ФИО1 просит решение отменить, ссылаясь на те же доводы, а также, указывая, что перевозки детей до школ города с целью их обучения не подпадают под понятие регулярных перевозок; необоснованном отнесении положений Федерального закона № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» на отношения между школами и <данные изъяты>.

 Проверив материалы дела, выслушав ФИО1, его защитника ФИО2, допущенную по устному заявлению ФИО1, поддержавших доводы жалобы, считаю решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

 Из постановления следует, что <данные изъяты>» ФИО1 допустил осуществление перевозок школьников от мест проживания до места учебы и обратно, по школьным маршрутам, согласно заключенных договоров о предоставлении безвозмездных услуг собственным автобусом <данные изъяты> №, без оформленного полиса обязательного страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

 Рассматривая жалобу, судья установил нарушение требований п. 1 ст. 5 Федерального закона от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».

 Вместе с тем, выводы суда не основаны на положениях ст.ст. 24.1, 26.11 КоАП РФ.

 Согласно ч. 1 ст. 11.31 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, риск гражданской ответственности которого за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров не застрахован в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом.

 В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 14 июня 2012г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» независимо от вида транспорта (за исключением метрополитена) перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом. Запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), гражданская ответственность которого не застрахована.

 Под перевозчиком согласно ст. 3 указанного закона понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют перевозки (независимо от вида транспорта и вида перевозок).   

 Перевозка – это услуга, признаваемая перевозкой пассажира транспортными уставами или кодексами, а также статьей 31 настоящего Федерального закона. Период перевозки, включая моменты начала и окончания перевозки, определяется транспортными уставами или кодексами, а также в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона (ст. 3 указанного выше закона).

 Согласно п. 13 ст. 2 Федерального закона от 8 ноября 2007г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» под перевозчиком понимается юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лица; пассажир – это физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства.

 Из приведенных выше норм следует, что оказание услуг по перевозке пассажиров предполагает наличие пассажира и перевозчика, а заключение договора перевозки пассажира должны удостоверяться соответствующими документами, в частности, билетом.

 Как следует из материалов дела, учреждение осуществляет перевозку школьников к месту учебы и обратно. Такая деятельность осуществляется не для коммерческих целей. Осуществление учреждением иных видов перевозок не установлено.

 По смыслу же положений Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика подлежит такая деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, которая осуществляется специализированным перевозчиком и является одним из видов его профессиональной деятельности (либо единственным видом), направленным на получение прибыли при осуществлении таких перевозок.

     Рассматривая желобу, судья не проверил, отвечает ли гражданско-правовому понятию «перевозка пассажиров» перевозка школьников учреждением, оказывает ли при этом учреждение транспортные услуги и имеется ли у учреждения обязанность по страхованию гражданской ответственности за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

     При таких обстоятельствах решение подлежит отмене с направлением жалобы на новое рассмотрение.

     Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,

 РЕШИЛ:

     Решение судьи Заводского районного суда г. Кемерово от 18 апреля 2014 г. отменить, жалобу ФИО1 направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе.

     Судья подпись

 Копия верна

 Судья Т.А. Ершова