ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-428/2015 от 14.08.2015 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Симон Н.Б. Дело № 21-428/2015

РЕШЕНИЕ

14 августа 2015 года г. Барнаул, пр. Ленина, д. 25

Судья Алтайского краевого суда Титова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края на решение судьи Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по жалобе Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края на постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Алтайском крае Кукалевой Н.Ю. от ДД.ММ.ГГ<номер>, которым

Главное правление природных ресурсов и экологии Алтайского края,
расположенное по адресу: <адрес>, ОГРН <номер>,

признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей,

установил:

согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ<номер>, составленному главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Алтайском крае Кукалевой Н.Ю., в ходе проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведенной в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в Главном управлении природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее по тексту также Главное управление), установлено следующее.

Сергиенко А.В. состоит в трудовых отношениях с Главным управлением природных ресурсов и экологии Алтайского края с ДД.ММ.ГГ на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГ и приказа о переводе от ДД.ММ.ГГ<номер> (в связи с реорганизацией управления лесами Алтайского края) в должности <данные изъяты> отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Степно-Михайловскому лесничеству управления лесами, адрес фактического местонахождения отдела: <адрес>.

В нарушение требований абзацев 4, 10 части 2 статьи 57, части 6 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовом договоре работника Сергиенко А.В. не указан размер компенсационной выплаты за работу в местности с особыми климатическими условиями, то есть районный коэффициент; не включены обязательные условия – дни выплаты заработной платы. Дни выплаты заработной платы в Главном управлении не установлены Правилами внутреннего трудового распорядка, Положением об оплате труда работников Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края, утвержденным приказом от ДД.ММ.ГГ<номер>.

Кроме того, заработная плата работнику Сергиенко А.В. начисляется не в полном объеме, так как районный коэффициент к заработной плате начисляется в меньшем размере, чем установлено действующим законодательством; заработная плата выплачивается с нарушением установленных сроков.

Таким образом, Главным управлением природных ресурсов и экологии Алтайского края допущены нарушения статей 22, 57, 146, 148, частей 6 и 8 статьи 136, статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, распоряжения Совета Министров РСФСР от 03 января 1972 года № 5-р, распоряжения Исполнительного комитета Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся от 05 января 1972 года № 5-р, Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 года № 1631.

Действия Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края квалифицированы по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По делу вынесено указанное выше постановление.

Не согласившись с постановлением, Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края обратилось с жалобой в Центральный районный суд г.Барнаула, в которой просило изменить постановление должностного лица, исключив из него выводы о виновности государственного органа в части начисления заработной платы работнику Сергиенко А.В. не в полном размере в связи с начислением районного коэффициента в размере меньшем, чем установлено действующим законодательством, а также в части назначенного наказания, путем уменьшения назначенного административного штрафа до минимального размера, предусмотренного санкцией части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридических лиц.

В обоснование жалобы указано, что финансирование деятельности Главного управления осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета на соответствующий финансовый год и средств краевого бюджета в пределах сумм, предусматриваемых законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Такой порядок финансирования обусловлен исполнением возложенных на Главное управление полномочий в различных областях. Следовательно, при разрешении вопроса о финансировании того или иного мероприятия, в том числе выплаты заработной платы, необходимо учитывать, к какой именно области отношений оно относится. Главное управление является специально уполномоченным органом государственной власти Алтайского края в области лесных отношений. Согласно бюджетной смете на 2015 год финансирование деятельности Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края в области лесных отношений осуществляется за счет средств федерального бюджета. Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Указанные средства не могут быть использованы на другие цели. Сергиенко А.В. состоит в трудовых отношениях с Главным управлением с ДД.ММ.ГГ в должности <данные изъяты> отдела обеспечений полномочий в области лесных отношений по Степно-Михайловскому лесничеству управления лесами, то есть фактически задействован в исполнении полномочий, переданных в порядке статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации. Следовательно, заработная плата Сергиенко А.В., включая все выплаты по районному коэффициенту, финансируются за счет средств федерального бюджета. Таким образом, при начислении заработной платы необходимо применять положения Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 17 августа 1971 года № 325/24 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения», которым размер районного коэффициента для отдельных районов, в том числе и для Михайловского района Алтайского края установлен равным 1,15. Распоряжением Совета Министров РСФСР от 03 января 1972 года № 4-р размер районного коэффициента для отдельных районов, в том числе и для Михайловского района Алтайского края повышен с 1,15 до 1,20, однако положения данного акта не подлежат применению, поскольку по аналогичному вопросу принят нормативный правовой акт Российской Федерации - Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 года № 1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края», согласно которому районный коэффициент повышен с 1,2 до 1,25. Вместе с тем расходы на выплату повышенного коэффициента согласно данному Постановлению должны осуществляться за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы – за счет средств бюджета Алтайского края. Учитывая, что финансирование расходов на содержание сотрудников, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии с действующим законодательством осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета, применение районных коэффициентов, расходы на выплату которых осуществляются за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы – за счет средств бюджета Алтайского края для расчета заработной платы работника, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации, является неправомерным. Соответственно, нарушения трудовых прав работника допущено не было. Административным органом необоснованно было отказано в удовлетворении ходатайства об истребовании сведений об источниках финансирования. При этом вывод о том, что сведения об источнике финансирования не влияют на состав административного правонарушения, вмененного юридическому лицу, является ошибочным.

Решением судьи Центрального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края просит изменить решение судьи, исключив из его мотивировочной части выводы о том, что фонд заработной платы работников Главного управления не может формироваться за счет субвенций из федерального бюджета, что заработная плата Сергиенко А.В. является расходным обязательством бюджета Алтайского края, что размер районного коэффициента, подлежащего начислению работнику Сергиенко А.В. составляет 1,25, ссылаясь в обоснование жалобы на прежние доводы, полагая, что они не получили надлежащей оценки при рассмотрении дела судьей. Дополнительно указывает на ошибочность вывода судьи о том, что Главное управление является краевым государственным учреждением, поскольку согласно Положению, утвержденному Указом Губернатора Алтайского края от 21 октября 2013 года № 54, Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края является органом исполнительной власти Алтайского края.

Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с часть 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выслушав защитника Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края Полуянову Н.А., поддержавшую жалобу, не нахожу оснований для отмены решения судьи в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (часть 1 статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно положениям статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) (абзац 4 части 2); другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (абзац 10 части 2).

В силу части 6 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

По делу установлено, что Сергиенко А.В. состоит в трудовых отношениях с Главным управлением природных ресурсов и экологии Алтайского края с ДД.ММ.ГГ на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГ, приказа о переводе от ДД.ММ.ГГ<номер> (в связи с реорганизацией управления лесами Алтайского края) в должности <данные изъяты> отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Степно-Михайловскому лесничеству управления лесами.

Согласно пункту 1.5 трудового договора местом работы Сергиенко А.В. является структурное подразделение Главного управления - отдел обеспечения полномочий в области лесных отношений по Степно-Михайловскому лесничеству управления лесами по адресу фактического местонахождения отдела: <адрес>.

На основании обращения Сергиенко А.В. с заявлением о нарушении его трудовых прав Государственной инспекцией труда в Алтайском крае в отношении Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края проведена проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В ходе проверки установлено, что в нарушение вышеприведенных правовых норм Главным управлением природных ресурсов и экологии Алтайского края в трудовом договоре работника Сергиенко А.В. не указан размер компенсационной выплаты за работу в местности с особыми климатическими условиями, то есть районный коэффициент; в трудовой договор Сергиенко А.В. не включены обязательные условия: дни выплаты заработной платы, при этом дни выплаты заработной платы в Главном управлении не установлены правилами внутреннего распорядка; заработная плата Сергиенко А.В. выплачена с нарушением установленных сроков.

Одновременно установлено, что заработная плата Сергиенко А.В. начисляется не в полном объеме, так как районный коэффициент к заработной плате начисляется в меньшем размере, чем утвержден вышеприведенными нормами.

Факт совершения юридическим лицом вменяемого правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ<номер>; трудовым договором от ДД.ММ.ГГ; расчетными листками за январь, февраль, март 2015 года и не оспаривается Главным управлением природных ресурсов и экологии Алтайского края, за исключением выводов о допущенном нарушении в части неправильного начисления районного коэффициента.

Главное управление полагает, что начисление работнику заработной платы с учетом районного коэффициента в размере 1,15 соответствует требованиям закона. Данный довод являлся предметом рассмотрения судьи районного суда и получил надлежащую правовую оценку, оснований не согласиться с которой не имеется.

Так, в соответствии со статьей 423 Трудового кодекса Российской Федерации нормативные акты бывшего Союза ССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 17 августа 1971 года № 325/24 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения» размер районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Алтайском крае, утвержден в размере 1,15.

Распоряжением Совета Министров РСФСР от 03 января 1972 года № 4-р размер районного коэффициента для отдельных районов, в том числе и для Михайловского района Алтайского края, повышен с 1,15 до 1,20.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 года № 1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» принято предложение администрации Алтайского края о повышении с 01 января 1998 года районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1,25, в том числе и для Михайловского района. При этом постановлено расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате осуществлять за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.

Согласно Положению о Главном управлении природных ресурсов и экологии Алтайского края, утвержденному Указом Губернатора Алтайского края от 21 октября 2013 года № 54, Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края является органом исполнительной власти Алтайского края, реализующим государственную политику в области охраны окружающей среды и природопользования, водных, лесных отношений, охраны и использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов, а также в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (п. 1.1); Главное управление является специально уполномоченным органом государственной власти Алтайского края в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также в области лесных отношений (п. 1.2); финансирование деятельности Главного управления осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета на соответствующий финансовый год и средств краевого бюджета в пределах сумм, предусматриваемых законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период (п. 4.5).

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под бюджетом понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; получателем бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке (пункт 1 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 3 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации регламентирована статьей 83 Лесного кодека Российской Федерации.

Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что субвенции носят исключительно целевой характер и предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения их расходных обязательств при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

То обстоятельство, что расходы, возникающие при осуществлении отдельных полномочий в области лесных отношений, в том числе на выплату персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными органами, осуществляются за счет средств бюджета Алтайского края следует из ведомственной структуры расходов краевого бюджета на 2015 год, где указанные расходы определены по целевой статье 01 4 5129 (Приложение 10 к Закону Алтайского края от 18 декабря 2014 года № 100-ЗС «О краевом бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов»).

В соответствии с Перечнем, кодами и правилами применения целевых статей расходов, источников финансирования дефицита бюджетов Алтайского края на 2015 год (на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов), утвержденными Приказом Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике от 26 декабря 2014 года № 138, по данной целевой статье (01 4 5129) отражаются расходы на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в части финансирования специально уполномоченного органа государственной власти Алтайского края в области лесных отношений, осуществляемые за счет субвенции из федерального бюджета.

Следовательно, вывод судьи о том, что размер районного коэффициента, подлежащего начислению Сергиенко А.В., должен составлять 1,25, а расходы на его выплату должны осуществляться Сергиенко А.В. как работнику бюджетной сферы за счет средств бюджета Алтайского края, является верным.

Ссылка в жалобе на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ, в котором содержится вывод о необходимости применения в данном случае районного коэффициента в размере 1,2, не принимается во внимание, поскольку предметом рассмотренного судом гражданского дела являлась законность предписания главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Алтайском крае от ДД.ММ.ГГ, которым размер районного коэффициента не был определен; не установлен такой размер и названным решением, что следует из его резолютивной части.

Вопреки доводам жалобы, решение судьи не содержит указания на то, что Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края является краевым государственным учреждением, тогда как анализ положений нормативных правовых актов, регламентирующих оплату труда рабочих, обслуживающих, в том числе, органы исполнительной власти Алтайского края, не свидетельствует о таком выводе.

Наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей назначено Главному управлению в пределах санкции части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом положений статей 4.1-4.3, 4.5 названного Кодекса, поэтому не подлежит изменению.

Поскольку нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих за собой отмену либо изменение решения судьи, не установлено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, жалобу Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края – без удовлетворения.

Судья В.В. Титова