Судья Назарова Л.В. | № 21-42/2021 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
10.02.2021 | г. Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу Мосягина А. О. на постановление заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Росрыболовства от 12.10.2020, решение судьи Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 07.12.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ, в отношении Мосягина А. О.,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия СЗТУ Росрыболовства от 12.10.2020, оставленным без изменения решением судьи Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 07.12.2020, Мосягин А.О. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 6000 руб.
С такими постановлением и решением судьи не согласен Мосягин А.О., в поданной жалобе просит их отменить и прекратить производство по делу. Указывает, что в нарушение ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ копия распоряжения о проведении внеплановой проверки в отношении (...) Общество) представителю Общества не вручалась, с результатами проверки предприятие не ознакомлено. Мосягин А.О. не был извещен о времени и месте рассмотрения дела административным органом, извещение им получено после рассмотрения дела. В деле нет доказательств, подтверждающих отбор, консервацию и хранение проб, а также выполнение лабораторных исследований с соблюдением установленных методик. Общество и его руководитель не уведомлялись о дате и месте отбора проб сточных вод. Отбор, консервация и хранение проб, лабораторные исследования выполнены с нарушением п. 7.2 ПНД Ф 14.1:2.1-92, п. 8.1.3 ПНД Ф 14.1:2.4.112-97, п. 7 ПНД Ф 14.1:2.4.182-02, ПНД Ф 14.1:2.4.139-98.
На рассмотрение дела по поданной жалобе Мосягин А.О. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Проверив дело, прихожу к следующему.
В силу ст. 8.33 КоАП РФ нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 ФЗ "Об охране окружающей среды" в редакции, действовавшей в период совершения вменяемого правонарушения (далее – Закон), хозяйственная и иная деятельность должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В силу ст. 39 Закона юридические лица, осуществляющие эксплуатацию объектов, обязаны обеспечивать экологическую безопасность при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, а также обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Частью 4 статьи 35, ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) предусмотрено, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
В силу ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире" при осуществлении хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира.
В соответствии с подп. "г" п. 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380, одной из мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания является предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов.
Согласно подп. "а" п. 11 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного Постановлением Совета министров СССР от 15.09.1958 № 1045, действовавшего на день выявления правонарушения, запрещается сброс промышленными, коммунальными, сельскохозяйственными и иными предприятиями в рыбохозяйственные водоемы, на берега и на лед этих водоемов неочищенных и не обезвреженных сточных вод.
Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 утверждены нормативы ПДК вредных веществ в водных объектах рыбохозяйственного значения.
Решением Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 28.06.2019 № 389 (далее – Решение) Обществу представлен в пользование водный объект - оз. Ладожское в целях сброса сточных вод. На Общество возложена обязанность по осуществлению сброса сточных, в том числе дренажных, вод на территории г. Лахденпохья в географических координатах выпуска 61 град. 30 мин. 30 сек. с.ш., 30 град. 13 мин. 40 сек. в.д., а также обязанность по соблюдению нормативов ПДК загрязняющих веществ в воде озера в месте сброса, соответствующих требованиям Приказа Минсельхоза России № 552).
Основанием привлечения Мосягина А.О. к административной ответственности послужили выявленные 21.05.2020 в ходе рассмотрения представленных Обществом в порядке, установленном Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205, ежеквартальных отчетов за 4 квартал 2019 г. и 1 квартал 2020 г. о выполнении условий использования водного объекта следующие обстоятельства. Мосягин А.О., являясь должностным лицом (...) в вышеуказанных координатах в процессе хозяйственной деятельности Общества в нарушение вышеприведенных норм и условий Решения допустил превышение нормативов ПДК вредных веществ в сточных водах, сбрасываемых в оз. Ладожское. Так, согласно протоколу лабораторных исследований сточных вод № 3418.05.19-х от 29.10.2019 концентрация нитрат-иона составляет 54,9 мг/л при нормативе 40,0 мг/л, нитрит-иона - 0,116 мг/л при нормативе 0,08 мг/л, железа – 0,48 мг/л при нормативе 0,1 мг/л. Согласно протоколу лабораторных исследований сточных вод № 1-с375/П от 30.03.2020 показатель БПК 5 составляет 4,01 мг/л при нормативе 2,1 мг/л, концентрация железа – 0,33 мг/л при нормативе 0,1 мг/л.
Судья при пересмотре постановления полагал о законности привлечения Мосягина А.О. к административной ответственности.
Вместе с тем, в силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу. В его отсутствие дело может быть рассмотрено, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела.
Согласно ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу, извещаются или вызываются в суд, в производстве которого находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Дело рассмотрено должностным лицом в отсутствие Мосягина А.О.
В вынесенном постановлении указано, что Мосягин А.О. был уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Вместе с тем, данное обстоятельство опровергается материалами дела. Определением от 29.09.2020 рассмотрение дела было назначено на 12.10.2020 в 15.00 час. Согласно почтовым уведомлениям Мосягин А.О. получил извещение 30.10.2020 значительно позднее вынесения обжалуемого постановления. Иных доказательств, подтверждающих принятие административным органом надлежащих мер по извещению Мосягина А.О., не представлено.
Соответственно, настоящее дело рассмотрено в отсутствие не извещенного лица, в отношении которого ведется производство по делу, что является существенным процессуальным нарушением. Данное нарушение не получило должной оценки в судебном решении. В то же время вопреки выводам судьи своевременность доставления почтовой корреспонденции в место вручения само по себе не является достаточной мерой для соблюдения прав лица, в отношении которого возбуждено дело.
При таких обстоятельствах постановление о назначении административного наказания и решение судьи подлежат отмене. Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в отдел государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Росрыболовства.
С учетом необходимости направления дела на новое рассмотрение иные доводы жалобы Мосягина А.О. о несогласии по существу с вменяемым ему нарушением природоохранного законодательства в настоящее время оценке не подлежат, вместе с тем, могут быть повторно заявлены при новом рассмотрении дела. Также подлежит оценке в установленном порядке представленная Мосягиным А.О. копия приказа от 09.01.2020 о назначении другого сотрудника предприятия ответственным за охрану окружающей среды, соблюдение требований экологической безопасности и производственный экологический контроль (лист 69 административного материала).
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия от 12.10.2020, решение судьи Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 07.12.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ, в отношении Мосягина А. О. отменить; дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в отдел государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Росрыболовства.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья | С.В. Щепалов |