Дело № 21-434/2022
Судья: Курышев С.Г.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление руководителя УФАС по Чувашской Республике – Чувашии от 2 июня 2022 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 июля 2022 года по делу об административном правонарушении,предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношениидиректора <данные изъяты> ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением руководителя УФАС по Чувашской Республике № от 2 июня 2022 года директор <данные изъяты> ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Решением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 июля 2022 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, ФИО1 просит отменить постановление должностного лица и решение судьи районного суда, применив положения ст. 2.9 КоАП РФ.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения защитника ФИО1 – Шестериновой С.В., заключение помощника прокурора Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО2, прихожу к следующим выводам.
Частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
Частью 1 статьи 48 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки предусмотрены частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, согласно которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, оно должно содержать ряд электронных документов, в т.ч. проект контракта.
В силу части 1 статьи 96 Закона № 44-ФЗ заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона № 44-ФЗ, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Как предусмотрено частью 6.1 статьи 96 Закона № 44-ФЗ, если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта.
При этом в случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в размере до десяти процентов от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 статьи 96 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ.
Если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи от цены контракта, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт (ч. 6.2).
Как усматривается из материалов дела, ФИО1, являющийся директором <данные изъяты> привлечен к административной ответственности на основании приведенной выше нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за утверждение конкурсной документации об электронном аукционе на строительство <данные изъяты> (извещение № № на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» от 26 февраля 2022 года), не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в том числе с установлением необоснованных требований к участникам закупок.
Судья районного суда согласился с выводами должностного лица о наличии в действиях ФИО1 состава вмененного административного правонарушения, оставив вынесенное по делу постановление без изменения.
Вместе с тем данные выводы являются преждевременными ввиду следующего.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
Проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении в судебном порядке предполагает обязанность судьи установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела, достаточны ли собранные доказательства для сделанных в этом постановлении выводов, соответствуют ли выводы, изложенные в постановлении, фактическим обстоятельствам дела, правильно ли применен закон, не осталось ли в деле неустранимых сомнений и справедливо ли административное наказание, назначенное лицу, совершившему административное правонарушение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.042013 N 486-О).
В нарушение приведенных норм судьей Московского районного суда г. Чебоксары представленным в дело доказательствам оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащим образом не дана.
В материалах дела имеется постановление и.о. Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора 26 апреля 2022 года о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении ФИО1 по факту утверждения конкурсной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок (извещение № о проведении открытого конкурса в электронной форме, закупка на строительство <данные изъяты>), (л. 11-12).
Согласно данному постановлению Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе контроля за реализацией мероприятий регионального проекта «Чистая вода» национального проекта «Жилье и городская среда» установлено, что <данные изъяты> объявлена закупка на строительство <данные изъяты>, о чем 26 февраля 2022 года на официальном zakupki.gov.ru размещено извещение № о проведении открытого конкурса в электронной форме.
Согласно проекту государственного контракта на строительство <данные изъяты>), утвержденному директором <данные изъяты> Минстроя Чувашии, расчеты по настоящему контракту подлежат казначейскому сопровождению (п. 4.1), подрядчик предоставляет обеспечение исполнения контракта в размере 30% от начальной максимальной цены контракта (п. 9.2).
Размер обеспечения исполнения контракта, предусмотренный п. 9.2 проекта государственного контракта, установлен с нарушением ч. 6.1 ст. 96 Закона о контрактной системе, что нарушает права предпринимателей - подрядчика по государственному контракту.
Согласно п. 2.2. проекта государственного контракта работы по контракту оплачиваются только в пределах доведенных лимитов на 2022-2023 г.г., что противоречит ч.ч. 13, 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе, устанавливающем требования к оплате контракта вне зависимости от каких-либо условий, и нарушает права предпринимателей - подрядчика по государственному контракту.
Согласно п. 3.1.37 проекта государственного контракта подрядчик обязан с момента начала строительно-монтажных работ организовать за счет собственных средств установку и функционирование 1Р-видеокамер.
Вместе с тем, в нарушение ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, предусматривающей заключение контракта на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, их установка ни извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, ни проектной документацией не предусмотрена, что нарушает права предпринимателей - подрядчика по государственному контракту.
Судьей районного суда из УФАС по Чувашской Республике истребовано дело об административном правонарушении № в отношении ФИО1 (л.д.9)
В Московский районный суд г. Чебоксары Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике был представлен административный материал №, в котором содержатся лишь постановление административного органа от 2 июня 2022 года, копия указанного выше постановления и.о. Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора 26 апреля 2022 года, копия скриншота страницы электронного конкурса по извещению № и копия раздела 3 проекта государственного контракта на строительство <данные изъяты> (л.д. 3 оборот - 12), копия извещения от 22 апреля 2022 года, адресованная директору <данные изъяты> ФИО1 о времени и месте возбуждения дел об административных правонарушениях по факту нарушений допущенных по извещению №, и аналогичных нарушений установленных в закупках на строительство <данные изъяты> (л.д. 12-13).
Определением руководителя УФАС по Чувашской Республике № от 2 июня 2022 года материалы дел об административных правонарушениях №, возбужденные по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении ФИО1 объединены в одно производство в соответствии со ст.ст. 4.4, 29.4 КоАП РФ, и рассмотрены в одном производстве с вынесением 2 июня 2022 года постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № (л.д. 34).
В оспариваемом ФИО1 постановлении изложены нарушения, выявленные при утверждении конкурсной документации об электронном аукционе на строительство <данные изъяты> (извещения №№ №).
Судьей районного суда в решении также изложены указанные нарушения, со ссылкой на то, что вывод должностного лица о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, которые при рассмотрении дела получили надлежащую правовую оценку. В решении судья ссылается на постановление и.о. Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора 26 апреля 2022 года в отношении ФИО1
Между тем доказательств, подтверждающих факт совершения ФИО1 нарушений при утверждении конкурсной документации на строительство <данные изъяты> (извещения №№ №), материалы административного дела не содержат, что ставит под сомнение их фактическое исследование должностным лицом и судьей районного суда в ходе рассмотрение жалобы на постановление должностного лица.
Все доказательства, добытые в ходе расследования и рассмотрения дела об административном правонарушении, должны находиться в материалах дела, и не подлежат изъятию из него.
Однако в материалах дела вышеприведенные доказательства, а также проекты государственных контрактов, постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 за утверждении конкурсной документации на строительство <данные изъяты> (извещение №№ №), отсутствуют, равно как и соответствующие извещения ФИО1 и потерпевших о возбуждении дела об административном правонарушении.
Данным доказательствам в нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащая правовая оценка дана не была.
Судьей районного суда мер к истребованию и приобщению названных выше материалов дела либо их заверенных копий предпринято не было.
Допущенные судом первой инстанции нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не позволяет признать состоявшийся по делу судебный акт законным и обоснованным.
Кроме того, из имеющейся в материалах дела копии постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 26 апреля 2022 года по факту нарушений, допущенных при утверждении конкурсной документации по извещению №, следует, что при его вынесении присутствовал представитель ФИО1 – ФИО3
Между тем доказательств надлежащего извещения ФИО1 о месте и времени вынесения указанного постановления, равно и постановлений о возбуждении дела по извещениям № в материалах дела не имеется.
В силу пункта 1 части 1 статьи 25.11, части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 2 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 данного Кодекса.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором в порядке, установленном указанной статьей.
В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Согласно части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В материалах дела имеется копия извещения от 22 апреля 2022 года №, адресованная директору <данные изъяты>, в котором ФИО1 сообщается, что Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе контроля за реализацией мероприятий регионального проекта «Чистая вода» национального проекта «Жилье и городская среда» установлено, что <данные изъяты> объявлена закупка на строительство <данные изъяты>, о чем 26 февраля 2022 года на официальном zakupki.gov.ru размещено извещение № (так указано) о проведении открытого конкурса в электронной форме. При этом, размер обеспечения исполнения контракта установлен с нарушением Закона о контрактной системе в сфере закупок. Аналогичные нарушения установлены в закупках на строительство <данные изъяты> (л.д. 12-13), в связи с чем предлагается явиться к 15 час. 00 мин. 26 апреля 2022 года для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении адресата (л.д. 12 оборот - 13).
На запрос судьи Верховного Суда Чувашской Республики о предоставлении сведений об извещении ФИО1 о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры направлен ответ о том, что требование о явке от 22 апреля 2022 года № направлено в адрес ФИО4 по месту работы на официальный адрес электронной почты <данные изъяты>, которое было получено Учреждением 22 апреля 2022 года вх. № и в тот же день отписано ФИО1 для изучения и подготовки предложений.
К письму приложены скриншот со страницы @mail о направлении Чебоксарской МПП требования о явке от 22 апреля 2022 года на электронный адрес: <адрес> (л.д. 76), скриншот с официальной страницы <данные изъяты> (л.д. 77), копия извещения №. На извещении имеется штамп <данные изъяты> с указанием даты – 22 апреля 2022 г. и виза «прошу изучить и дать предложения» с нечитабельной подписью без указания лица, ее поставившего (л.д.78).
Указанные документы могут подтвердить факт надлежащего извещения ФИО5 о времени и месте вынесения постановления по факту нарушений, допущенных при утверждении конкурсной документации по извещению №, но не содержат информации о надлежащем извещении ФИО5 по фактам нарушений, допущенных при утверждении конкурсной документации - извещения №№ №.
Кроме того, надлежит учитывать, что в рамках настоящего дела ФИО1 привлечен к административной ответственности как должностное лицо.
В силу части 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях извещения, адресованные гражданам, направляются по месту их жительства.
Вместе с тем, независимо от способа извещения на момент составления протокола (или постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении) у административного органа должны быть доказательства, достоверно свидетельствующие о том, что привлекаемое к ответственности лицо извещено о времени и месте совершения процессуального действия.
Между тем, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что на момент вынесения прокурором постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении уведомление о дате, времени и месте его составления получено самим ФИО1, как и отсутствуют доказательства направления ФИО1 соответствующего уведомления по месту его жительства.
Иных сведений об извещении ФИО1 о вынесении прокурором постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении него в материалах дела не имеется.
Судьей районного суда при рассмотрении жалобы данным обстоятельствам оценка не дана, не проверено извещался ли ФИО1 о вынесении прокурором постановления о возбуждении производства по делам об административном правонарушении по фактам нарушений, допущенных при утверждении конкурсной документации - извещение №№ №.
Такое разрешение дела об административном правонарушении нельзя признать отвечающим установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, решения судьи Московского районного суда г.Чебоксары от 14 июля 2022 года подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение Московский районный суд г. Чебоксары.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 14 июля 2022 года по делу об административном правонарушении,предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношениидиректора <данные изъяты> ФИО1 отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направить на новое рассмотрение в Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова
Решение19.09.2022