ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-43/2013 от 26.06.2013 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

<.>

<.>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

РЕШЕНИЕ

от 26 июня 2013 г., N 21-43/2013, г.Махачкала

Судья Верховного Суда Республики Дагестан Магомедова А.М., рассмотрев жалобу директора УМП «Дербентгороводоканал» Гамдуллаева Р. И. на решение судьи Дербентского городского суда Республики Дагестан от 22 апреля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении директора УМП «Дербентгороводоканал» Гамдуллаева Р. И.,

установил:

Постановлением начальника Дербентского межрайонного отдела контроля, надзора, охраны водных биоресурсов и среды обитания по Республике Дагестан Джавадовым Д.Р. от 13 февраля 2013 года директор УМП «Дербентгороводоканал» Гамдуллаев Р.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.33 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <.> рублей.

Не согласившись с указанным постановлением директором УМП «Дербентгороводоканал» Гамдуллаевым Р.И. подана жалоба в Дербентский городской суд РД.

Решением судьи Дербентского городского суда Республики Дагестан от 22 апреля 2013 года постановление начальника Дербентского межрайонного отдела контроля, надзора, охраны водных биоресурсов и среды обитания по Республике Дагестан Джавадова Д.Р. от 13 февраля 2013 года в отношении директора УМП «Дербентгорводоканал» Гамдуллаева Р. И. оставлено без изменения, а жалоба директора УМП «Дербентгорводоканал» Гамдуллаева Р. И. – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Дагестан директор УМП «Дербентгороводоканал» Гамдуллаев Р.И. просит об отмене названного судебного акта и прекращении производства по делу.

В обоснование жалобы указано, что в нарушение закона о проведении внеплановой проверки УМП «Дербснтгорводоканал» не извещался, мероприятия по государственному контролю в отношении УМП «Дербснтгорводоканал» не проводились, акт проверки он не получал. Постановление по делу об административном правонарушении №18 от 13.02.2013г. не мотивированно, а именно: отсутствуют ссылки на какие-либо доказательства, кроме того не указано, почему именно он признан виновным по делу и какими доказательствами его вина установлена. Административным органом и судом не выяснены обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия решения, а именно, в чьём хозяйственном ведении находятся очистные сооружения канализации, и кто является ответственным лицом за очистку и обезвреживание сточных вод. Согласно Постановлению главы администрации г. Дербента от 06.07.2011г. №688 все объекты очистных сооружений канализации со зданиями и сооружениями выведены из хозяйственного ведения УМП «Дербентгорводоканал» и переданы в пользование МУП «УКС администрации г.Дербент». Кроме того, на него не возложены обязанности по эксплуатации и содержанию очистных сооружений. Более того, согласно уставу, целью деятельности предприятия является содержание и эксплуатация инженерных объектов и сетей, обеспечивающих в интересах жителей и юридических лиц на территории города деятельность водопроводной и канализационных систем города, а не объекты по обслуживанию и содержанию очистных сооружений.

Гамдуллаев Р.И. и его представитель Эминов Э.Э. в Верховном суде РД поддержали свою жалобу и просили удовлетворить её по основаниям, приведённым в жалобе.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения Гамдуллаева Р.И. и его представителя Эминова Э.Э., полагаю, что решение судьи районного суда подлежит отмене.

Решение Дербентского городского суда РД от 22 апреля 2013 года получено Гамдуллаевым Р.И. в тот же день, жалоба на указанное решение подана в суд 30 апреля 2013 года, в связи с чем срок на подачу жалобы не пропущен.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с положениями ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Статьей 8.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ) средой обитания животного мира является природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы; объектом животного мира является организм животного происхождения (дикое животное) или их популяция.

В соответствии со статьей 22 названного Федерального закона любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.

Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" установлено, что водными биологическими ресурсами являются рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.

В части 1 статьи 50 указанного Федерального закона разъяснено, что при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Согласно пункту "а" статьи 11 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 15.09.1958 N 1045 (далее - Положение) запрещается сбрасывать в рыбохозяйственные водоемы, на берега и на лед этих водоемов неочищенные и необезвреженные сточные воды промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных и иных предприятий и всех видов транспорта, а также производственные, бытовые и другие виды отходов и отбросов.

Названным пунктом Положения установлен запрет в отношении сточных вод предприятий, а также производственных, бытовых и других видов отходов и отбросов, систематически или периодически образующихся в процессе производственной деятельности предприятий.

При использовании водных объектов физические лица, юридические лица согласно части 2 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.В соответствии с пунктом 21 Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.96 N 997, при сбросе производственных и иных сточных вод с промышленных площадок должны предусматриваться меры, исключающие загрязнение водной среды. Запрещается сброс любых сточных вод в местах нереста, зимовки и массовых скоплений водных и околоводных животных.Статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц, осуществляющих в процессе своей деятельности сброс сточных вод, устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утверждены Приказом Росрыболовства от 18.01.2010 N 20. Согласно части 2 статьи 47 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" сброс в водные объекты рыбохозяйственного значения и рыбоохранные зоны вредных веществ, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены, запрещается.Как следует из устава унитарного муниципального предприятия «Дербентговодоканал», утвержденного и зарегистрированного постановлением главы администрации г.Дербента от 27.06.2000 №55/1, учредителем предприятия является администрация г.Дербента (п. 1.2). Основной целью деятельности предприятия является содержание и эксплуатация инженерных объектов и сетей, обеспечивающих в интересах жителей и юридических лиц на территории города, деятельность водопроводной и канализационной систем города (пункт 2.1,2.2 2.1.1 устава). Все имущество предприятия находится в муниципальной собственности г.Дербента и закреплено согласно договору, заключенному с Комитетом по управлению имуществом г.Дербента, за предприятием на праве хозяйственного ведения.Согласно материалам дела и пояснениям директора предприятия, данным в судебном заседании, сброс неочищенных стоков с городских канализационных коллекторов г.Дербента в Каспийское море осуществлялся в момент проведения отделом рейдовой проверки 29.01.2013 по причине, что канализационные коллектора, по которым проводилась транспортировка стоков на очистные сооружения канализации г.Дербента, были разрушены во время подъема уровня воды в море в 1996 году. С указанной даты и на день проверки указанные коллектора не были восстановлены их собственником - администрацией г.Дербента, поскольку на их восстановление средств в местном бюджете администрации города не было, их восстановление - это дорогостоящие работы.В обязанности предприятия согласно его уставу входит содержание и эксплуатация инженерных объектов и сетей, обеспечивающих в интересах жителей и юридических лиц на территории города деятельность водопроводной и канализационной систем города, но не их восстановление. В обязанности администрации города входит восстановление канализационных систем.Постановлением администрации городского округа «город Дербент» (далее -администрация) от 06.07.2011 №688 «О передаче территории очистных сооружений канализации со зданиями и сооружениями» в связи с производством строительно-монтажных работ на объекте «Строительство очистных сооружений канализаций в г. Дербент», включенном в Федеральную целевую программу «Юг России» (2008-2013 годы), Управлению земельных и имущественных отношений указано вывезти из хозяйственного ведения предприятия территорию недействующих очистных сооружений канализации со зданиями и сооружениями и передать МУП «УКС администрации г.Дербент» в пользование на период строительства. По акту приема-сдачи от 21.07.2011, подписанному предприятием и МУП «УКС администрации г.Дербент», произведен прием -сдачи имущества и территории очистных сооружений канализации.В Федеральном государственном учреждении «Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России по Республике Дагестан» 15.04.2004 за №348 зарегистрирована выданная УМП «Дербентгорводаканал» лицензия на право пользования недрами №00336 МАХ ВЭ - на добычу пресных подземных вод на Дербентском месторождении пресных подземных вод со сроком окончания действия лицензии - 31.12.2007 года. Неотъемлемой составной частью названной лицензии является соглашение об условиях пользования недрами в целях добычи пресных подземных вод на Дербентском месторождении пресных подземных вод (приложение №1 к лицензии МАХ №00336 ВЭ). Управлением по недропользованию по РД дополнением №1 к указанному соглашению 13.12.2007 года срок действия лицензии МАХ 00336 ВЭ был продлен до 01.01.2013 года и соглашением №2 31.01.2013 года продлен до 01.02.2020 года.Пунктом 3 названного выше соглашения об условиях пользования недрами в целях добычи пресных подземных вод на Дербентском месторождении пресных подземных вод (приложение №1 к лицензии МАХ №00336 ВЭ) предусмотрено, что на протяжении всего срока действия лицензии владелец лицензии - УМП «Дербентгороводоканал» обязан соблюдать режим отбора и водоотведения: объема добычи воды в количестве не более 4750 тыс.мЗ/год, 13013м№/сутки, водоотведения- 5950 мЗ/год, 16301,4 мЗ/сутки в Каспийское море без очистки.Изложенное свидетельствует о том, что по вышеизложенным основаниям пунктом 3 соглашения об условиях пользования недрами в целях добычи пресных подземных вод на Дербентском месторождении (приложение №1 к лицензии серии МАХ №00336 ВЭ) Главным управлением природных ресурсов МПР России предприятию было разрешено водоотведение стоков без очистки в Каспийское море в количестве 5950 мЗ в год.Из административного материала не следует, в каком объеме осуществлялся сброс неочищенных стоков в море на момент проверки, то есть то, что он превышал объема сброса, предусмотренного в названном соглашении. Это соглашение в установленном законном порядке никем не оспорено и не признано незаконным.Письмами от 12.10.2011 №29, 29.05.2012 №354 предприятие обращалось в МУП «УКС администрации» г.Дербента и МКУ «Дирекция единого заказчика-застройщика» ГО г.Дербента по вопросам необходимости включения в план восстановления канализационных коллекторов и реконструкции насосной станции «Загородная». Другие обращения в администрацию города по вопросам восстановления канализационных систем города, которые находились в архиве предприятия, согласно пояснениям руководителя предприятия не представилось возможным представить по делу в связи с тем, что выпавшие в 2009 году и в начале октября 2011 года в г.Дербенте ливневые осадки смыли архив предприятия.Муниципальное бюджетное учреждение «Дирекция единого заказчика-застройщика» городского округа «город Дербент» (далее - учреждение) письмом от 30.05.2013 подтвердило, что на основании постановления Правительства Российской Федерации от 14.01.2008 №10 и постановления Правительства Республики Дагестан от 25.08.2008 №304 строительство, реконструкция очистных сооружений канализации г. Дербента включено в Федеральную целевую программу «Юг России 2008-2013 годы», и строительство начато в 2008 году. По состоянию на 01.01.2013 освоение составляет <.> тыс. рублей, остаток -<.> тыс.рублей, на 2013 год предусмотрены средства в сумме <.> тыс.рублей.В ответ на обращения предприятия строительство двух канализационных коллекторов и насосных станций «Мамедбековская» и реконструкция насосной станции «Загородная» включены в Федеральную целевую программу «Юг России 2008-2013 годы» и осуществляется их строительство с 2008 года. Данное обстоятельство подтверждается письмом учреждения от 07.06.2013 №62 и разработанным МУП «Горпроект» проектом (объектная смета №6/4) «Канализационные коллекторы, напорный канализационный коллектор от консервного комбината до насосной станции «Загородная».Согласно названному выше письму строительство двух линий самотечных коллекторов и двух линий напорных коллекторов, реконструкция и ввод в эксплуатацию насосной станции «Мамедбековская», реконструкция насосной станции «Загородная» планируется в 2014-2015 годах.В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Таким образом, доказательств того, что Гамдуллаев Р.И. в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей нарушил правила охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов, в материалах административного дела не имеется. В силу ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. При изложенных выше обстоятельствах, постановление судьи Дербентского городского суда РД от 22 апреля 2013 года подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст.30.2 – 30.7 КоАП РФ,

решил:

решение судьи Дербентского городского суда Республики Дагестан от 22 апреля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора УМП «Дербентгороводоканал» Гамдуллаева Р. И. отменить.

Производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях директора УМП «Дербентгороводоканал» Гамдуллаева Р. И. состава административного правонарушения.

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан А.М.Магомедова