№ 21-441/2022
РЕШЕНИЕ
07 сентября 2022 года г. Оренбург
Судья Оренбургского областного суда Каширская Е.Н., при секретаре Толкачевой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главного специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования С.О.В. на решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 21 июня 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал»,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главного специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 02 декабря 2021 года №, оставленным без изменения решением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, заместителя руководителя Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 27 декабря 2021 года, общество ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» (далее - ООО «Оренбург Водоканал», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 21 июня 2022 года постановление должностного лица от 02 декабря 2021 года № и решение вышестоящего должностного лица от 27 декабря 2021 года отменены, производство по делу прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, ставит вопрос об отмене состоявшегося по настоящему делу судебного акта, ссылаясь на его незаконность.
В возражениях общество находит решение судьи законным и обоснованным, просит оставить его без изменений.
В судебное заседание, состоявшееся 07 сентября 2022 года, законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, не явились.
Защитники общества ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании возражали против доводов жалобы.
Должностные лица межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Г.Д.Н. и М.А.З. доводы жалобы поддержали, просили ее удовлетворить.
Ознакомившись с доводами жалобы и возражений, выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Пунктом 1 ст. 14 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ) установлено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения в отношении должностных лиц влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, ООО «Оренбург Водоканал» владеет объектом негативного воздействия на окружающую среду - «Очистные сооружения канализации ЦОСиКС ООО «Оренбург Водоканал», который поставлен на учет как объект федерального государственного экологического надзора с присвоением кода: *** и является объектом негативного воздействия на окружающую среду I категории.
Основанием для привлечения ООО «Оренбург Водоканал» к административной ответственности по настоящему делу послужили изложенные в постановлении должностного лица выводы о том, что общество допустило выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками на названных очистных сооружениях в период с 01 июля 2021 года по 27 октября 2021 года в отсутствии как комплексного экологического разрешения, так и действующего специального разрешения.
При этом должностное лицо, с выводами которого согласилось вышестоящее должностное лицо, исходило из того, что приказом от 25 мая 2021 года № обществом утвержден технологический регламент очистных сооружений канализации г. Оренбурга ТР 054.04- 2021 (четвертая версия), изменивший технологический процесс (исключены из эксплуатации источники 0308, 0309, 0317, введен в эксплуатацию источник 0327), однако разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух по состоянию на 27 октября 2021 года не получено.
Указанные обстоятельства выявлены 27 октября 2021 года по результатам проведенного административного расследования.
Судья районного суда указанные выше акты должностных лиц отменил, производство по делу прекратил на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Судья пришел к следующим выводам: изменение технологического процесса произошло 25 мая 2021 года и на день привлечения общества к административной ответственности событие административного правонарушения отсутствовало, поскольку у юридического лица имелось действующее разрешение № на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, выданное 08 ноября 2019 года, сроком действия до 07 ноября 2025 года, а обязанность по его переоформлению (получению комплексного экологического разрешения) не наступила; законом не установлен срок получения специального разрешения в случае изменения технологического процесса, отсутствие данных инвентаризации является основанием для отказа в выдаче разрешения на выбросы.
Выводы судьи о прекращении производства по делу являются верными, а потому оснований к отмене решения судьи не имеется.
Согласно реестру объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, южнее п. Южный Урал на расстоянии 2,5 км расположен объект общества - иловые площадки, входящий в состав объекта негативного воздействия на окружающую среду «Очистные сооружения канализации ЦОСиКС ООО «Оренбург Водоканал».
В 2019 году для ОСК ЦОСиКС ООО «Оренбург Водоканал» утверждены нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 08 ноября 2019 года №, выданное Южно-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора, на срок с 08 ноября 2019 года по 07 ноября 2025 года с валовым выбросом 161,46842 т/год - в 2019 году, 160,41272 т/год - в 2020-2025 годах.
Нормативами выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на 2020 год учтен вывод из эксплуатации приемной камеры (источник 6301), песколовок (источник 6302) и здания мелкопрозорных решеток (источник 0302), ввод в эксплуатацию источника 0327 (газоочистная установка). Указанные источники учтены в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 08 ноября 2019 года №.
Приказом ООО «Оренбург Водоканал» от 25 мая 2021 года № утвержден технологический регламент очистных сооружений канализации г. Оренбурга ТР 054.04-2021 (четвертая версия) (введен в действие с даты утверждения), согласно которому исключена стадия термофильного сбраживания в метантенках и внедрена дезинвазия осадка овицидным препаратом «Тиазон». Приостановлена работа метантенков № 1 и № 2, насосной при метантенках.
Изложенное означает, что технологический процесс на очистных сооружениях ООО «Оренбург Водоканал» с 26 мая 2021 года изменен в части отказа от эксплуатации в технологическом процессе источников 0308 (метантенки), 0309 (метантенки), 0317 (насосная при метантенках). Исключение данных источников их технологического процесса не предусмотрено проектом ПДВ и не учтено в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 08 ноября 2019 года № 7/2019.
Указанные изменения технологического процесса в части исключения источников 0308, 0309, 0317 и ввода в эксплуатацию источника 0327 отражено в отчете по инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для объекта I категории негативного воздействия на окружающую среду «Очистные сооружения канализации ЦОСиКС ООО «Оренбург Водоканал», утвержденного генеральным директором общества 25 августа 2021 года.
Приказом Минприроды России от 07 августа 2018 года № 352 утвержден Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (далее - Порядок).
Документация по инвентаризации подлежит корректировке в случаях, предусмотренных п. 42 Порядка, в том числе при изменении технологического процесса.
Согласно п. 45 Порядка корректировка данных инвентаризации выбросов проводится не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств, указанных в п. 42 Порядка. В рассматриваемом случае - с 25 мая 2021 года.
Обществом органу государственного экологического контроля (надзора) представлен актуализированный отчет по инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для объектов I категории НВОС очистные сооружения канализации ЦОСиКС и иловые поля ООО «Оренбург Водоканал», утвержденный генеральным директором юридического лица 25 августа 2021 года.
Общество полагает, что поскольку корректировка проводилась арифметическим способом, посредством исключения из перечня источников выведенных из эксплуатации источников и за вычетом количества выбросов вредных веществ от данных источников от общего объема выбросов, без проведения инструментальных измерений, на дату выявления вмененного правонарушения не истек годичный срок, предусмотренный п. 45 Порядка, на корректировку данных инвентаризации выбросов.
Данный довод обоснованно отклонен вышестоящим должностным лицом. В актуализированном отчете отражены изменения технологического процесса в части отказа от эксплуатации в технологическом процессе источников 0308, 0309, 0317, отчет утвержден соответствующим приказом руководителя общества, а потому оснований полагать, что общество в порядке п. 42 Порядка не провело корректировку данных инвентаризации выбросов, не имеется.
Следовательно, у юридического лица с 25 августа 2021 года возникла обязанность разработки проекта нормативов допустимых выбросов, получения разрешения на выбросы.
Согласно п. 11 Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 года № 2055 (далее - Положение № 2055), для объектов, за исключением объектов, получающих комплексное экологическое разрешение объектов I и II категорий, нормативы допустимых выбросов подлежат изменению, в том числе в случае изменения на объекте технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и установок очистки газа, включая ввод в эксплуатацию (вывод из эксплуатации) технологического оборудования, осуществляющего выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Законодательно не определен срок разработки новых нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в случае измерения технологического процесса, получения разрешения на выбросы. Следовательно, указанные документы должны быть разработаны и получены в течение разумного срока.
В соответствии с п. 17 Положения № 2055 и п. 12.1 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных), утвержденного Приказом Росприроднадзора от 06 июля 2020 года № 776, к заявлению на получение разрешения на выбросы прикладываются: данные инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проект нормативов допустимых выбросов.
Обществу вменяется осуществление выбросов вредных веществ от источника I категории негативного воздействия на окружающую среду - «Очистные сооружения канализации ЦОСиКС и иловые поля ООО «Оренбург Водоканал» в отсутствии как комплексного экологического разрешения, так и разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух в период с 01 июля по 27 октября 2021 года.
Как указано выше, обязанность разработки проекта нормативов допустимых выбросов и получения разрешения на выбросы у юридического лица возникла с 25 августа 2021 года (даты утверждения актуализированного отчета по инвентаризации источников выбросов).
Для разработки проекта нормативов допустимых выбросов обществу необходимо разработать и согласовать расчеты нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий, а также разработать и согласовать в территориальных органах Роспотребнадзора нормативы допустимых выбросов.
С учетом сроков проведения указанного объема работ, регламентных сроков согласования нормативов допустимых выбросов и получения санитарно-эпидемиологического заключения, разрешения на выбросы, отсутствуют основания полагать, что общество могло в срок до 27 октября 2021 года получить специальное разрешение на выбросы.
При этом, как правильно указал судья первой инстанции, у общества имелось действующее разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками от 08 ноября 2019 года № 7/2019, срок получения комплексного экологического разрешения не наступил.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы должностного лица, вынесшего постановление о назначении административного наказания, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.9, 30.1 - 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 21 июня 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении ООО «Оренбург Водоканал» оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главного специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования С.О.В. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Оренбургского
областного суда Е.Н. Каширская