Судья Дворянчиков Е.Н. Дело № 21-442/2015
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
Судья Смоленского областного суда Холикова Е.А. при секретаре Смородиной А.В., рассмотрев жалобу и.о. начальника Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии ФИО1 на решение судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 21 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Детский мир»,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора Смоленской области в области охраны окружающей среды Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 16.04.2015 ОАО «Детский мир» привлечено к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ и назначено наказание в виде <данные изъяты>
Решением судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 21.08.2015 указанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе и.о. начальника Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии выражает несогласие с решением судьи, просит его отменить.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со ст. 16 Закона об охране окружающей среды размещение отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, является платным.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 № 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Таким образом, обязанность по осуществлению платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает не за всякое образование и размещение отходов, а лишь в случае, когда происходит негативное воздействие на окружающую среду.
Как следует из постановления по делу об административном правонарушении в процессе деятельности предприятия ОАО «Детский мир» образуются следующие отходы:
4 класс опасности для ОПС: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный);
5 класс опасности для ОПС: отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства; отходы пленки полипропилена и изделий из нее незагрязненные; отходы упаковочного картона незагрязненные; отходы полиэтиленовой тары незагрязненной; отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами.
Обеспечением деятельности по сбору и транспортировки ТБО осуществляет ОАО «Детский мир» путем заключения соответствующих договоров со специализированной организацией.
Пунктом 1 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.
Статьей 4 вышеуказанного Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ установлено, что отходы являются объектом права собственности. Согласно п. 1 ст. 4 данного Закона право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов
Все обязанности в отношении своего имущества (бремя содержания имущества), в частности и отходов производства и потребления, возлагаются на собственника (ст. 210 ГК РФ).
Таким образом, при рассмотрении дела судье надлежало установить, что плата за размещение отходов взимается с собственника отходов.
Также в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении вопрос о том, в чем именно выражается негативное воздействие на окружающую среду, всестороннего исследования не получил.
Эти обстоятельства судьей не были исследованы.
Допущенные нарушения не позволяют признать обоснованным вывод судьи о том, что в действиях ОАО «Детский мир» отсутствует состав административного правонарушения
При таком положении, решение судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 21.08.2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Детский мир» подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Заднепровский районный суд г. Смоленска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
определил:
Решение судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 21 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Детский мир» отменить, дело направить на новое рассмотрение в Заднепровский районный суд г. Смоленска.
Судья Е.А. Холикова