ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-442/2016 от 31.08.2016 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Кулагина Ю.А. Дело № 21-442/2016

РЕШЕНИЕ

Судья Камчатского краевого суда Ерютин К.И. при секретаре Черновой К.С., рассмотрев 31 августа 2016 года в г. Петропавловске-Камчатском жалобу защитника ФИО1 – Буряка А.В. на решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 3 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ, в отношении <данные изъяты> ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением государственного участкового инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 4 отделения ОРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от 15 июня 2016 года, оставленным без изменения решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда от 3 августа 2016 года, <данные изъяты> ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ и подвергнут административному штрафу в размере 92675 рублей.

Основанием привлечения к административной ответственности послужило нарушение <данные изъяты> ФИО1 п. 1 ч. 2, ч.ч. 4, 5 ст. 12.4 Федерального закона от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», выразившееся в том, что судно <данные изъяты> под его руководством, осуществляя промышленное рыболовство на основании разрешений № ДД.ММ.ГГГГ и № ДД.ММ.ГГГГ, выданных СВТУ ФАР, добыло в исключительной экономической зоне РФ 3500 кг трески, 2050 кг минтая и 800 кг терпуга. 12 декабря 2015 года в период с 10 часов 40 минут до 11 часов 40 минут <данные изъяты> ФИО1 осуществил выгрузку указанной рыбы-сырца в порту Петропавловск-Камчатский, пирс «Богатыревка» в отсутствие должностного лица пограничного органа.

В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, защитник ФИО1 – Буряк А.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица, решения судьи городского суда и прекращении производства по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование ссылается на неправильное толкование и применение положений ст. 12.4 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», а также выполнение капитаном ФИО1 всех необходимых условий для обеспечения возможности осуществления контроля за выгрузкой улова со стороны должностных лиц ПУ ФСБ России по восточному арктическому району.

Выслушав объяснения защитника ФИО1 – Буряка А.В., поддержавшего доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Как следует из протокола об административном правонарушении, 11 декабря 2015 года в 15 часов 53 минуты капитан ФИО1 направил в адрес пограничного органа радиограмму, в которой сообщил о пересечении судном <данные изъяты> Государственной границы РФ на вход в территориальные воды РФ и просил обеспечить присутствие должностного лица органа охраны водных биоресурсов при сдаче улова в порту Петропавловск-Камчатский. Однако 12 декабря 2015 года ФИО1 каких-либо действий, направленных на информирование пограничного органа о том, что судно ошвартовалось к пирсу «Богатыревка» и находится в ожидании должностного лица пограничного органа для начала выгрузки улова, не предпринял и в 10 часов 40 минут приступил к выгрузке улова на беговое предприятие. Указанными действиями, по мнению административного органа, капитан <данные изъяты> ФИО1 нарушил требования п. 1 ч. 2, ч.ч. 4, 5 ст. 12.4 Федерального закона от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (далее также Федеральный закон № 191-ФЗ),

Статья 12.4 Федерального закона № 191-ФЗ, исходя из ее наименования, устанавливает права и обязанности лиц, осуществляющих рыболовство в исключительной экономической зоне РФ.

Частями 4 и 5 Федерального закона № 191-ФЗ, предусмотрено, что российским судам и иностранным судам в исключительной экономической зоне и за ее пределами запрещается осуществлять не предусмотренные решениями органов государственной власти и договорами, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов, разрешениями на добычу (вылов) водных биоресурсов и разрешениями на проведение морских ресурсных исследований водных биоресурсов погрузку, выгрузку или перегрузку уловов водных биоресурсов, рыбной продукции и иной продукции из водных биоресурсов. Погрузка, выгрузка, перегрузка уловов водных биоресурсов, рыбной продукции и иной продукции из водных биоресурсов должны осуществляться в присутствии должностного лица органа охраны.

Как следует из материалов дела, <данные изъяты> под руководством капитана ФИО1 осуществляло промышленное рыболовство в исключительной экономической зоне РФ на основании разрешений № , выданных СВТУ ФАР (л.д. 51, 69).

Порядок доставки уловов водных биологических ресурсов, добытых в исключительной экономической зоне РФ, и произведенной из них рыбной и иной продукции в морские порты РФ, установлен Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2013 года № 184 «О порядке доставки уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и произведенной из них рыбной и иной продукции в морские порты Российской Федерации, а также в иные места доставки».

Согласно п.п. «б» п. 1 указанного Постановления Правительства РФ оформление и государственный контроль при доставке в морские порты Российской Федерации уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также произведенной из них рыбной и иной продукции осуществляются в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2008 года № 184 «О порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции и государственного контроля в морских портах в Российской Федерации».

Постановлением Правительства РФ № 184 от 19 марта 2008 года утвержден Порядок оформления захода (выхода) судов рыбопромыслового флота в морские порты в Российской Федерации, а также ввоза (вывоза) уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки в морские порты в Российской Федерации и осуществления государственного контроля в морских портах в Российской Федерации в отношении судов рыбопромыслового флота, ввоза (вывоза) уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки (далее также Порядок). В соответствии с пунктом 2 этого постановления в морских портах в Российской Федерации при оформлении захода (выхода) судов рыбопромыслового флота, а также ввозе (вывозе) уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки применяются уведомительный порядок и выборочный государственный контроль в отношении судов рыбопромыслового флота, ввоза (вывоза) уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки.

В соответствии с пп. «а» п. 3 указанного Постановления Правительства РФ на Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную таможенную службу, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное агентство по рыболовству и Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации в соответствии со сферами ведения возложена обязанность обеспечить применение уведомительного порядка и осуществление выборочного государственного контроля при оформлении в морских портах в Российской Федерации захода (выхода) судов рыбопромыслового флота, а также ввоза (вывоза) уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции.

Пунктом 2 Порядка установлено, что пограничный, таможенный, санитарно-карантинный и ветеринарный контроль в отношении судов и продукции рыболовства при заходе (выходе) судов в морской порт осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, установленных и открытых в установленном законодательством Российской Федерации порядке в морских портах (далее - морские пункты пропуска), комиссией, состоящей из представителей государственных контрольных органов, уполномоченных осуществлять оформление и государственный контроль судов в морских портах (далее - комиссия).

Работа комиссии координируется представителем пограничного органа, который по согласованию с членами комиссии принимает решение о необходимости проведения выборочного государственного контроля судов.

В соответствии с пунктом 5 Порядка оформление и государственный контроль судов и продукции рыболовства, добытой (выловленной) в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации, при ввозе (вывозе) в морские порты:

при доставке без выгрузки на сухопутную территорию Российской Федерации - осуществляются комиссией, в состав которой входят представители таможенных и пограничных органов;

при доставке с целью переработки или реализации на территории Российской Федерации - осуществляются комиссией, в состав которой входят представители портовых властей, санитарно-карантинных и пограничных органов.

Согласно пункту 7 Порядка заявка о приходе судна в морской порт или о выходе судна из морского порта подается капитаном судна (судовладельцем или уполномоченным им лицом) капитану морского порта в соответствии с общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах и на подходах к ним, предусмотренными статьей 13 Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Капитан морского порта незамедлительно оповещает государственные контрольные органы о поступлении заявки о приходе судна в морской порт или о выходе судна из морского порта.

Из анализа приведенных положений Постановления Правительства РФ № 184 от 19 марта 2008 года и утвержденного им Порядка следует, что при оформлении захода (выхода) судов рыбопромыслового флота, а также ввозе (вывозе) уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки применяются уведомительный порядок, а при необходимости - выборочный государственный контроль в отношении судов рыбопромыслового флота, ввоза (вывоза) уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки. Обязанность по обеспечению применения уведомительного порядка и осуществления выборочного государственного контроля при оформлении в морских портах в Российской Федерации захода (выхода) судов рыбопромыслового флота, а также ввоза (вывоза) уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции возложена, в том числе, на Федеральную службу безопасности Российской Федерации.

Из содержания судового журнала <данные изъяты> следует, что 11 декабря 2015 года данное судно пересекло линию Государственной границы РФ и вошло в территориальные воды РФ, в адрес пограничного органа в 15 часов 53 минуты отправлено РДО № 85, получено подтверждение о его доставке. 12 декабря 2015 года в 4 часа 40 минут капитан ФИО1 уведомил по телефонной связи пограничную службу о намерении захода судна в порт Петропавловск-Камчатский через два часа и о том, что судно работало в исключительной экономической зоне РФ. В 8 часов 15 минут получено «добро» от «Восхода» следовать на вход в Авачинскую губу, рейд открыт. В 8 часов 40 минут пересекли линию мысов на входе в Авачинскую губу и получили «добро» от «Восхода» следовать к пирсу «Богатыревка» для сдачи улова на береговое предприятие, а также доложили «Петропавловск-49» о том, что следуют к пирсу «Богатыревка» для сдачи улова на береговое предприятие. В 10 часов 40 минут начали сдачу улова на береговое предприятие, в 11 часов 40 минут сдача улова завершена (л.д. 26-30, 32).

Таким образом, о предстоящем заходе <данные изъяты> в порт Петропавловск-Камчатский и выгрузке улова на береговое предприятие пограничный орган был уведомлен капитаном ФИО1 11 декабря 2015 года в 15 часов 53 минуты, 12 декабря 2015 года в 8 часов 40 минут капитаном получено «добро» от «Восхода» следовать к пирсу «Богатыревка» для выгрузки улова, где спустя два часа судно приступило к сдаче улова на береговое предприятие.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют, что капитан <данные изъяты> ФИО1 выполнил требования п. 7 Порядка о подаче заявки на приход судна и сдачу улова и, кроме того, заблаговременно уведомил пограничный орган о предстоящем заходе судна, осуществлявшего промысловую деятельность в исключительной экономической зоне РФ, в порт Петропавловск-Камчатский для сдачи улова на береговое предприятие. В свою очередь, пограничный орган не был лишен возможности при необходимости осуществить контрольные мероприятия в отношении <данные изъяты> и улова на его борту.

Между тем, из содержания протокола об административном правонарушении и других материалов дела не усматривается, что пограничный орган, получив 11 декабря 2015 года уведомление о предстоящем заходе <данные изъяты> в акваторию порта и выгрузке улова на береговое предприятие, а также, дав 12 декабря 2015 года «добро» на заход судна, постановку к причалу и выгрузку, счел необходимым осуществить контрольные мероприятия в отношении указанного судна и сдаваемого им улова, но по вине капитана ФИО1 был лишен такой возможности. Каких-либо указаний капитану ФИО1 о принятии на борт <данные изъяты> должностных лиц пограничного органа, либо требований не приступать к выгрузке улова без должностных лиц пограничного органа, от пограничного органа не поступало.

Учитывая изложенное, капитан <данные изъяты> ФИО1, осуществив при изложенных в протоколе об административном правонарушении обстоятельствах выгрузку улова на береговое предприятие в порту Петропавловск-Камчатский в отсутствие должностного лица органа охраны, не нарушил требования п. 1 ч. 2, ч.ч. 4, 5 ст. 12.4 Федерального закона от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», поскольку оформление судов рыбопромыслового флота и уловов на их борту в портах РФ носит уведомительный характер, а государственный контроль в отношении этих судов и уловов осуществляется в случае необходимости. Поэтому деяния <данные изъяты> ФИО1 по осуществлению выгрузки на береговое предприятие в порту Петропавловск-Камчатский улова, добытого в исключительной экономической зоне РФ, не образуют состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.17 или ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах постановление государственного участкового инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 4 отделения ОРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от 15 июня 2016 года и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 3 августа 2016 года не могут быть признаны законными и обоснованными, а потому подлежат отмене.

Производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

постановление государственного участкового инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 4 отделения ОРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от 15 июня 2016 года и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 3 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ, в отношении капитана <данные изъяты> ФИО1 отменить.

Производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Жалобу защитника ФИО1 – Буряка А.В. удовлетворить.

Судья подпись К.И. Ерютин

ВЕРНО:

Судья Камчатского краевого суда К.И. Ерютин