Судья Мицкевич Е.В. Дело № 21-446/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Верховного суда Республики Коми Нагорнова О.Н.,
при секретаре Глобу Н.В.,
рассмотрев в г.Сыктывкаре 12 августа 2015 года жалобу директора ООО «ВКК-Коми» ФИО1 на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 2 июля 2015 года, по которому
постановление о назначении административного наказания № 4 Вор-эк от <Дата обезличена> о привлечении должностного лица - директора ООО «ВКК-Коми» ФИО1 к административной ответственности по ст.8.41 КоАП РФ, представление № 4 Вор-эк об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от <Дата обезличена>, вынесенных старшим государственным инспектором Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории г.... с подчинённой ему территорией оставлены без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «ВКК-Коми» зарегистрировано в ЕГРЮЛ как юридическое лицо, осуществляющее деятельность по предоставлению денежных ссуд под залог недвижимого имущества.
ФИО1 с <Дата обезличена> является директором ООО «ВКК-Коми».
ООО «ВКК-Коми» на основании заключенного с ООО УК «...» договора субаренды нежилого помещения от <Дата обезличена> осуществляет свою деятельность в нежилом помещении площадью ... кв.м по адресу: <Адрес обезличен>.
По поручению прокурора г....... городским комитетом по охране окружающей среды Минприроды ... в адрес ООО «ВКК-Коми» был направлен запрос о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду за ... кварталы ... года.
В ответе от <Дата обезличена> на запрос ООО «ВКК-Коми» указало, что его деятельность осуществляется в офисе, ввиду чего отходами этой деятельности являются бумага и канцелярские принадлежности, и поскольку Общество не осуществляет деятельность в области обращения с отходами (хранение, размещение), у ООО «ВКК-Коми» отсутствует обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
<Дата обезличена> старшим государственным инспектором Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории г.... с подчиненной ему территорией по факту непроведения ООО «ВКК-Коми» платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2,3,4 кварталы 2014 года было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КоАП РФ, назначено административное расследование.
<Дата обезличена> старшим государственным инспектором ... в области охраны окружающей среды на территории г.... с подчинённой ему территорией в отношении ... ООО «ВКК-Коми» ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении № ... Вор-эк по ст.8.41 КоАП РФ. В вину привлекаемому к ответственности лицу было вменено невнесение ООО «ВКК-Коми» платы за негативное воздействие на окружающую среду, а именно то, что, передавая к размещению, а именно - захоронению, отходы офисной деятельности, вид которых предусмотрен Федеральным классификаторным каталогом отходов за кодом 733 100 01 72 4 «Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая габаритный)», ООО «ВКК-Коми» не внесло в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду за ... кварталы ... года за размещение отходов производства и потребления.
<Дата обезличена> в адрес ООО «ВКК-Коми» старшим государственным инспектором ... в области охраны окружающей среды на территории г.... с подчинённой ему территорией внесено представление № ... Вор-эк об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в котором ООО «ВКК-Коми» предложено провести плату за негативное воздействие на окружающую среду за ...... квартал ... года; принять меры по устранению причин выявленного административного правонарушения и условий, способствовавших их совершению.
Дело об административном правонарушении в отношении директора ООО «ВКК-Коми» ФИО1 было рассмотрено <Дата обезличена> старшим государственным инспектором ... в области охраны окружающей среды на территории г.Воркута с подчиненной ему территорией. Директор ООО «ВКК-Коми» ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ... руб. ( постановление № ... Вор-эк ).
Не согласившись с указанными постановлением и представлением ФИО1 обжаловал их в Воркутинский городской суд Республики Коми.
Судьей вынесено приведенное выше решение, которое оспорено ФИО1
Исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (ст.1). Негативное воздействие на окружающую среду является платным (ст.16).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 № 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду – выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 № 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Как следует из дела, ООО «ВКК-Коми» осуществляет деятельность в офисе, и отходами его деятельности являются бумага и канцелярские принадлежности.
Плату за негативное воздействие на окружающую среду ООО «ВКК-Коми» за ... квартал ... года не внесло.
Тем самым в действиях ООО «ВКК-Коми» имеется событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.41 КоАП РФ.
Доводы жалобы ФИО1 со ссылкой на то, что ООО «ВКК-Коми» не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности Закона об отходах, а также на то, что плата за размещение на полигоне ТБО отходов данного Общества вносится ООО УК «...», не свидетельствуют о незаконности вынесенного постановления и решения.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 284-О, платежи за негативное воздействие на окружающую среду взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства. По сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа. При этом платежи за загрязнение окружающей среды взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку; они дифференцируются и индивидуализируются в зависимости от видов и степени воздействия, оказываемого в ходе этой деятельности на окружающую среду, экономических особенностей отдельных отраслей народного хозяйства, экологических факторов, объема загрязнения, а также затрат природопользователей на выполнение природоохранных мероприятий, которые засчитываются в счет платежей за загрязнение окружающей среды.
Федеральным классификационным каталогом, утвержденным приказом Росприроднадзора 18.07.2014 № 445 предусмотрен отход, образующийся в результате офисной деятельности (Мусор от офисных и бытовых помещений организаций и несортированный), 4 класса опасности, код ФККО 7 33100 01 72 4.
Таким образом офисный мусор является отходом, за который в установленные сроки должна вноситься плата за негативное воздействие на окружающую среду.
По смыслу ст.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы являются объектом права собственности.
В силу ст.210 Гражданского кодекса РФ, если иное предусмотрено законом или договором, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник.
Таким образом, бремя уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду возложено на собственника отходов, хозяйственная и иная деятельность которого привела к образованию отходов.
Согласно информации ООО УК «...» от <Дата обезличена> плата за размещение отходов на полигоне ТБО за субарендатором осуществляется данным Обществом. Плата за негативное воздействие на окружающую среду за объем отходов, образуемых от субарендаторов, ООО УК «...» не вносится. Данное Общество лишь организует вывоз и передачу к размещению (захоронению) отходов, образуемых от субарендаторов.
Информация ООО УК «...» соответствует условиям договора субаренды, заключенному им с ООО «ВКК-Коми».
Таким образом доводы ФИО1 о том, что ООО «ВКК-Коми» не является плательщиком за негативное воздействие на окружающую среду за объем отходов, образуемых от деятельности Общества, ошибочны и не свидетельствуют о незаконности постановления административного органа № 4 Вор-эк от <Дата обезличена> и решения судьи по жалобе ФИО1 на это постановление.
Административный орган, рассматривая дело, и судья Воркутинского городского суда Республики Коми правильно установили наличие в действиях ФИО1, как должного лица, события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ.
Несогласие ФИО1 с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием административным органом и судьей норм КоАП РФ и действующего законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не установлено, оснований для отмены или изменения принятого решения не имеется.
Представление старшего государственного инспектора ... в области охраны окружающей среды на территории г.... с подчинённой ему территорией от <Дата обезличена> № ... Вор-эк было вынесено в соответствии со ст.29.13 КоАП РФ и оснований для его отмены также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
решение судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 02.07.2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КоАП РФ, в отношении директора ООО «ВКК-Коми» ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья О.Н.Нагорнова
Копия верна,
Судья О.Н.Нагорнова