ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-448 от 24.12.2020 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Казакова Е.Н.

дело № 21-448

поступило 19 ноября 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

24 декабря 2020 года г. Улан-Удэ

Верховный Суд Республики Бурятия

в составе судьи Ихисеевой М.В.,

при секретареЦыдленжаповой Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании с применением систем видео-конференц-связи дело об административном правонарушении в отношении ООО «Кавынах»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории № НЗВАТ-407-в/3 от 1 сентября 2020 года ООО «Кавынах» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 20 000 рублей.

ООО «Кавынах» обжаловало постановление в суд.

Решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 16 октября 2020 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба общества – без удовлетворения

Общество подало жалобу на решение городского суда в вышестоящий суд.

В заседании вышестоящего суда представитель Общества ФИО1 участвующий в деле посредством видеоконференцсвязи, доводы жалобы поддержал.

Должностное лицо Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории по доверенности ФИО5 возражала против удовлетворения жалобы.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы и материалы дела в полном объеме, вышестоящий суд находит, что решение городского суда подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение в тот же суд.

Согласно статье 8.1 КоАП РФ – за несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц-от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с ч.1 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль-далее-ПЭК)осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды; частью 2 ст. 67 юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I,II иIII категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определены приказом Минприроды России от 28.02.2018 №74.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 28 сентября 2015г. №1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I,II, III иIY категорий» осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности про добыче и подготовке руд и песков драгоценных металлов, оловянных руд, титановых руд, хромовых руд на рассыпных месторождениях отнесено в объектам II категории.

В соответствии с ч.1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Частью 3 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охранеокружающей среды « расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду,представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона.

Из материалов дела видно, что Межрегиональным управлениемРосприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «Кавынах».

ООО «Кавынах» имеет лицензию на право пользования недрами, осуществляет деятельность по добыче минерального сырья, в том числе россыпного золота руч. Кавынах в Северобайкальском районе Республики Бурятия.

В период с 2000 по 2018 годы работы на лицензионном участке не осуществлялись, начаты в 2019 году.

Фактически работы начаты в 2019 году. Согласно представленной маркшейдерской справке о выполнении горных работ и добычи золота при разработке россыпи за 2019 год был выполнен следующий объем основных работ, на площади отработки-<...>: вскрыша торфов; промывка товарных песков; золота; шлихового золота.

Согласно проведенной инвентаризации в 2019 году ООО «Кавынах» эксплуатирует 5 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, из них организованных источников загрязнения-1, неорганизованных источников-4.

На горном участке осуществляется вскрыша горных пород с последующей выемкой и погрузкой пустых горных пород в автоотвал; заправка спецтехники при помощи автотопливозаправщика; для откачки грунтовых вод используется насосная станция, для энергоснабжения насосной станции и освещения участка используется дизельная электростанция (ДЭС-200). При этом осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарного источника-дизельной электростанции и работы спецтехники.

При рассмотрении жалобы общества городской суд пришел к выводу, что общество правомерно привлечено к административной ответственности, оснований для изменения штрафа на предупреждение или признания правонарушения малозначительным не имеется.

Однако суд не учел следующее.

3 апреля 2020 года издано Постановление Правительства РФ № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которым ограничено проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2020 году.

В пункте 2 Постановления перечислены виды проверок, которые могут проводиться в 2020 году при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не указанных в пункте 1 данного Постановления.

Согласно подпункту «а» пункта 2 Постановления могут проводиться внеплановые проверки, указанные в пункте 1 данного Постановления.

Из пояснений должностного лица в заседании вышестоящего суда следует, что внеплановая документарная проверка ООО «Кавынах» проведена на основании подпункта «в» пункта 1 Постановления.

В этом подпункте указаны внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям

В материалах дела отсутствуют сведения о поручении Президента Российской Федерации или поручении Правительства Российской Федерации о внеплановой проверке с указанием ООО «Кавынах».

Указанная проверка проведена на основании Положения о Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории от 27.08.2019 №482. и приказа руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории ФИО2 от 13.05.2020 №446-од, приказа руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории ФИО2 о внесении изменения в приказ от 13.05.2020 года №446-од «О проведении внеплановой документарной провекркиюоридического лица» от 18.06.2020 №580-од.

Однако распоряжение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не является поручением Президента Российской Федерации или поручением Правительства Российской Федерации.

Содержание имеющегося в деле поручения неизвестно. В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

С учетом особенностей, указанных в Постановлении Правительства РФ № 438 от 3 апреля 2020 года, суду необходимо было проверить правомерность проведения внеплановой проверки в отношении ООО «Кавынах».

Невыяснение указанного обстоятельства препятствует объективному рассмотрению дела, поэтому решение суда подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение в тот же суд.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ, вышестоящий суд

Р Е Ш И Л:

Решение Северобайкальского районного суда РБ от 16 октября 2020 года отменить, направить дело об административном правонарушении в отношении ООО «Кавынах» на новое рассмотрение в тот же суд.

Судья М.В.Ихисеева.