ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-448/19 от 11.06.2019 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 21-448/2019

Р Е Ш Е Н И Е

11 июня 2019 года гор. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» города Армянска Республики Крым ФИО5 на решение Армянского городского суда Республики Крым от 18 апреля 2019 г. № 12-18/2019,

у с т а н о в и л :

постановлением главного государственного инспектора города Армянска по пожарному надзору, начальника отделения надзорной деятельности по г. Армянску УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым майора внутренней службы ФИО2 от 07 февраля 2019 г. № 29/2019/2 муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» города Армянска Республики Крым (далее МБУ «Детская школа искусств» г. Армянска) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Данное постановление обжаловано МБУ «Детская школа искусств» г. Армянска в судебном порядке.

Решением Армянского городского суда Республики Крым от 18 апреля 2019 г. № 12-18/2019 жалоба МБУ «Детская школа искусств» г. Армянска удовлетворена частично, постановление должностного лица от 07 февраля 2019 г. № 29/2019/2 изменено, часть нарушений исключена, в остальной части постановление оставлено без изменений.

Не согласившись с принятым решением, директор МБУ «Детская школа искусств» г. Армянска ФИО5 подала жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит решение Армянского городского суда Республики Крым от 18 апреля 2019 г. № 12-18/2019 отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

Жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции необъективно и не всесторонне исследовал обстоятельства дела, вынес незаконное и необоснованное решение с нарушением норм материального и процессуального права, что является основанием для его отмены.

Так, заявитель указывает на то, что допущение МБУ «Детская школа искусств» г. Армянска нарушений правил пожарной безопасности стало возможным только в результате недостаточного его финансирования.

Изучив материалы дела, заслушав директора МБУ «Детская школа искусств» г. Армянска ФИО5, поддержавшую доводы жалобы и дополнившую, что во время составления протокола об административном правонарушении в отношении учреждения она не присутствовала, школа не была извещена о дате и времени составления протокола, представителя МБУ «Детская школа искусств» г. Армянска ФИО1, лицо, составившее протокол об административном правонарушении – начальника отделения надзорной деятельности по г. Армянску УНДиПР ГУ МЧС России по Республике Крым ФИО2, возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения в период с 22.01.2019 г. по 29.01.2019 г. плановой выездной проверки в отношении МБУ «Детская школа искусств» г. Армянска по адресу: <адрес>, установлены следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности, установленных требованиями правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390:

- не обеспечены отделения помещений складского назначения (склад, библиотека) дверьми противопожарными, с типом заполнения проемов 2-го типа;

- не обеспечено выполнение работ по приведению в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности порядке экспертизы проектной документации работу, по приведению в соответствии с классом функциональной пожарной опасности здание школы искусств (из здания общежития (класс Ф.1.2) в здание детской школы искусств (класс Ф.4.1.));

- не обеспечено дверьми эвакуационных выходов на лестничных клетках на 2-м этаже здания, препятствующих распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;

- не обеспечено открывание всех дверей эвакуационных выходов из помещения кабинета теоретических дисциплин с одновременным пребыванием более 15 человек, открывающимися по направлению выхода из помещения;

- не обеспечено приведение ширины горизонтального участка пути эвакуации (коридоров 1-го и 2-го этажей) не менее 1,0 м (с учётом уменьшения ширины эвакуационного пути по коридору при расположении дверей, открывающихся из помещений в коридоры);

- не обеспечено проведение работ по приведению уклона наружной лестницы на пути эвакуации из помещения большого актового зала, не более 1:1;

- не обеспечено устройство выхода на чердак с лестничной клетки через противопожарный люк второго типа;

- не обеспечено размещение в коридорах на 1 и 2 этажах на путях эвакуации оборудование (электрошкафов), выступающей из плоскости стен на высоте не менее 2 м.;

- не обеспечено наличие в здании на путях эвакуации аварийного освещения, а также автоматического включения эвакуационного освещения при прекращении электропитания рабочего освещения;

- не обеспечены механизмом для самозакрывания имеющиеся противопожарные двери;

- не обеспечен объект защиты с массовым пребыванием людей электрическими фонарями, из расчета 1 фонарь на 50 человек;

- не обеспечено применение эвакуационных знаков, указывающих направление движения «Направляющая стрелка», совместно с другими эвакуационными знаками;

- не обеспечено расположение настенных речевых оповещателей расположенных в здании, таким образом, чтобы расстояние от потолка до верхней части оповещателя, составляло не менее 150 мм;

- не обеспечена установка речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность таким образом, чтобы обеспечить уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей в соответствии с нормами СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Указанное послужило основанием для привлечения МБУ «Детская школа искусств» г. Армянска постановлением главного государственного инспектора города Армянска по пожарному надзору, начальника отделения надзорной деятельности по г. Армянску УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым майора внутренней службы ФИО2 от 07 февраля 2019 г. № 29/2019/2 к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Решением Армянского городского суда Республики Крым от 18 апреля 2019 г. № 12-18/2019 указанное постановление должностного лица от 07 февраля 2019 г. № 29/2019/2 изменено, из постановления исключено указание на нарушения МБУ «Детская школа искусств» г. Армянска нарушений в части: необеспечения проведения работ по приведению уклона наружной лестницы на пути эвакуации из помещения большого актового зала, не более 1:1; необеспечение отделения помещений складского назначения (склад, библиотека) дверьми противопожарными, с типом заполнения проемов второго типа; необеспечение дверьми эвакуационных выходов на лестничных клетках на 2 этаже здания, препятствующих распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации; необеспечение открывания всех дверей эвакуационных выходов из помещения кабинета теоретических дисциплин с одновременным пребыванием более 15 человек, открывающимися по направлению выхода из помещения; необеспечение устройства выхода на чердак с лестничной клетки через противопожарный люк 2 типа; необеспечение размещения в коридорах на 1 и 2 этажах на путях эвакуации оборудования (электрошкафов), выступающей из плоскости стен на высоте не менее 2 метров; необеспечение механизмом для самозакрывания, имеющиеся противопожарные двери; необеспечение применения эвакуационных знаков, указывающих направление движения «Направляющая стрелка», совместно с другими эвакуационными знаками. В остальной части постановление оставлено без изменений.

Однако такое решение судьи городского суда является преждевременным, с которым не соглашается суд апелляционной инстанции.

Так, в силу ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении не иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно ч. ч. 1 - 3 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлен порядок привлечения к административной ответственности, который является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.

По смыслу положений, содержащихся в ст. 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении должен быть составлен в присутствии привлекаемого к ответственности физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, которым разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

Извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 25.15 КоАП РФ.

Системный анализ положений ст. 25.1 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, и у должностного лица должны быть достоверные данные о его надлежащем извещении. При этом закон не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.

Из материалов дела усматривается, что 29.01.2019 г. главным государственным инспектором города Армянска по пожарному надзору, начальником отделения надзорной деятельности по г. Армянску УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым майором внутренней службы ФИО2 в отношении МБУ «Детская школа искусств» г. Армянска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 1-3). Как указано в самом протоколе он составлен якобы в присутствии законного представителя МБУ «Детская школа искусств» г. Армянска – директора ФИО5, однако, которая от подписи в нем отказалась.

В суде апелляционной инстанции директор МБУ «Детская школа искусств» г. Армянска ФИО5 вышеуказанные обстоятельства отрицала, указав на то, что протокол об административном правонарушении составлен без участия представителя юридического лица и при отсутствии его надлежащего извещения о месте и времени составления данного протокола.

Действительно, протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 данной статьи, в нем делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют данные, подтверждающие факт извещения МБУ «Детская школа искусств» г. Армянска о месте и времени составления в отношении него протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Протокол же является основным процессуальным документом, которым фиксируется факт административного правонарушения и подтверждающие его доказательства. Обязанность административного органа извещать юридические и физические лица о предстоящем составлении в отношении них протокола об административном правонарушении и, соответственно, право этих лиц участвовать в его составлении, обусловлены значением этой стадии процедуры привлечения к административной ответственности, на которой, как правило, разрешается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении с учетом представляемых объяснений, доказательств, возражений и заявляемых ходатайств. Поэтому ненадлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, может повлечь за собой лишение такого лица прав, обеспечивающих соблюдение гарантий их защиты - право присутствовать при составлении протокола, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, а, следовательно, и необоснованное возбуждение в отношении него производства по делу об административном правонарушении.

Таким образом, обстоятельства относительно уведомления (не уведомления) МБУ «Детская школа искусств» г. Армянска о времени и месте составления в отношении него протокола об административном правонарушении, судом первой инстанции не установлены.

В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Исходя из вышеизложенного, решение Армянского городского суда Республики Крым от 18 апреля 2019 г. № 12-18/2019 подлежит отмене.

В связи с отменой постановления судьи по процессуальным основаниям, суд не входит в обсуждение доводов жалобы.

При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить указанные нарушения, принять законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,

р е ш и л:

жалобу директора муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» города Армянска Республики Крым ФИО5 на решение Армянского городского суда Республики Крым от 18 апреля 2019 г. № 12-18/2019 – удовлетворить частично.

Решение Армянского городского суда Республики Крым от 18 апреля 2019 г. № 12-18/2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» города Армянска Республики Крым – отменить, дело возвратить в тот же суд на новое судебное рассмотрение.

Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.

Судья подпись Е.Г. Тимошенко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>