ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Урбашкиева Э.К.
Дело № 21-448/2021
поступило 16.07.2021г.
УИД 04RS0014-01-2021-000033-14
РЕШЕНИЕ
17 августа 2021г. г.Улан-Удэ
Судья Верховного суда Республики Бурятия Матвеева Н.А., при секретаре Дашиевой Н.З., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО Стоматологическая клиника «ВиваДент» на решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 16 июня 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении ООО Стоматологическая клиника «ВиваДент» по ст. 46 Закона Республики Бурятия «Об административных правонарушениях»,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением Административной комиссии Железнодорожного района г. Улан-Удэ №243 от 20.05.2021 ООО Стоматологическая клиника «ВиваДент» привлечено к административной ответственности по ст. 46 Закона Республики Бурятия «Об административных правонарушениях», назначено административное наказание в виде предупреждения.
Решением судьи Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 16 июня 2021 года постановление от 20.05.2021 оставлено без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
В поданной в вышестоящий суд жалобе, представитель общества обжалует акты должностного лица административного органа и судьи районного суда ссылаясь на то, что при проведении мероприятий в отношении ООО Стоматологическая клиника «ВиваДент» обязано было направить в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, что сделано не было, а сразу был составлен протокол об административном правонарушении. Невыполнение указанного требования является грубым нарушением ч. 1 ст. 14 Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В судебном заседании представитель ООО Стоматологическая клиника «ВиваДент» по доверенности ФИО1 доводы жалобы поддержал.
Представитель административной комиссии в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, изучив указанные доводы жалобы, выслушав объяснения представителя юридического лица, оснований для отмены или изменения постановления административного органа и решения судьи районного суда не установлено ввиду следующего.
Статья 46 Закона Республики Бурятия «Об административных правонарушениях" № 2003-IV от 05.05.2011г. предусматривает административную ответственность за непринятие собственником или арендатором территории (правообладателем земельного участка), на которой брошены или иным образом оставлены отходы, в случае нежелания обратить их в свою собственность, мер к недопущению размещения отходов на своей территории либо к перемещению этих отходов в санкционированные места размещения отходов и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до двухсот десяти тысяч рублей.
Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 30.08.2018 № 447-42 утверждены «Правила благоустройства территории городского округа «город Улан-Удэ» (далее по тексту – Правила).
Данные Правила устанавливают комплекс мероприятий по содержанию территории города Улан-Удэ, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, порядок участия собственников зданий (помещений в них), строений и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, осуществления контроля за соблюдением настоящих Правил (п. 1.2).
В соответствии с п.4.1.1 Правил, собственники (правообладатели) земельных участков, зданий, помещений в них, строений, сооружений обязаны принимать участие, в том числе финансовое, в содержании собственных и прилегающих территорий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, Республики Бурятия и муниципальными правовыми актами. Состав работ по содержанию (в том числе очистка от мусора, отходов, снега, скоплений дождевых и талых вод, технических и технологических загрязнений, удаление обледенений) и периодичность их выполнения предусмотрены разделами 1 - 7 приложения к Правилам.
Вышеуказанные Правила действуют на всей территории города Улан-Удэ и обязательны для исполнения всеми юридическими, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями (п.1.3)
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, при объезде территории специалистами Управления административного контроля Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ 25.03.2021г. в 13.04 часов на земельном участке с кадастровым ..., расположенном по адресу <...>1, принадлежащем ООО ООО «Стоматологическая клиника «ВиваДент», было зафиксировано скопление твердых бытовых отходов (пластмассовые бутылки, картонные коробки, жестяные банки, строительные отходы и пр.).
В ходе объезда этой же территории 07.04.2021г. в 15.40 часов специалистами Управления административного контроля Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ установлено, что эти отходы находятся на прежних местах, признаки уборки территории отсутствуют.
Владельцем данного земельного участка, на котором находились твердые бытовые отходы, является ООО «Стоматологическая клиника «ВиваДент».
По данному факту 14.04.2020 в отношении ООО «Стоматологическая клиника «ВиваДент» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 46 Закона Республики Бурятия от 05.05.2011 № 2003–IV «Об административных правонарушениях».
Постановлением административной комиссии Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 20.05.2021 ООО «Стоматологическая клиника «ВиваДент» привлечено к административной ответственности по ст. 46 Закона Республики Бурятия «Об административных правонарушениях».
Вина ООО «Стоматологическая клиника «ВиваДент» подтверждаются материалами дела об административном правонарушении, в том числе: протоколом об административном правонарушении, Актами обследований территории, фототаблицами и иными материалами дела.
Допущенные юридическим лицом нарушения зафиксированы в акте обследования территории, отражены в протоколе об административном правонарушении, где указаны нормы Правил, нарушение которых вменяется обществу, при этом, права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, протокол составлен в присутствии представителя общества, которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ, с протоколом он ознакомлен, копию его для сведения получил на руки, о чем имеются собственноручные подписи, все существенные данные, прямо перечисленные в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, протокол содержит.
Ссылка заявителя жалобы на нарушение порядка проведения проверки, подлежит отклонению.
Из части 1 статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) следует, что к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее по тексту цитируемых норм - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся, в числе иных, плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 данного закона, наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы.
Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 2 статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, специалистами Управления административного контроля Комитета городского хозяйства Администрации г.Улан-Удэ провели мероприятие по контролю.
Указанная процедура не требует взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в связи с чем положения Закона N 294-ФЗ не нарушены.
Доказательства оформлены должностными лицами Управления административного контроля в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения в ходе обследования земельного участка, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, оснований не доверять которым не имеется.
Представленная фототаблица фиксирует выявленное захламление твердыми бытовыми отходами и строительным мусором территории земельного участка, собственником которого является ООО Стоматологическая клиника «ВиваДент», является приложением к составленному по итогам обследования земельного участка акту, в котором содержатся сведения о дате и времени проведения фотосъемки, и которая фиксирует обстоятельства, занесенные в протокол об административном правонарушении, в связи с чем, в силу ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ указанная фототаблица является документальным доказательством по рассматриваемому делу, получившая надлежащую правовую оценку судьи районного суда.
Наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, устранение выявленных нарушений, и отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, не влияет на квалификацию действий общества по ст. 46 Закона Республики Бурятия «Об административных правонарушениях» и не является основанием к освобождению от административной ответственности.
В порядке ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем, материалы настоящего дела не содержат доказательств, подтверждающих, что ООО Стоматологическая клиника «ВиваДент», приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, регламентирующего порядок использования земельного участка, какие-либо уважительные причины, препятствовавшие обществу обеспечить чистоту и порядок на указанной территории, не установлены, ссылок на такие доказательства также не содержат и доводы поданной жалобы, тогда как возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у общества имелась, что указывает на наличие его вины.
Постановление № 243 от 20.05.2021, ООО Стоматологическая клиника «ВиваДент», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 46 Закона Республики Бурятия «Об административных правонарушениях», и подвергнуто административному наказанию, вынесено уполномоченным на то административным органом, в пределах установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел, содержит подробное описание обстоятельств совершения административного правонарушения.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно.
В рамках рассматриваемого дела исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, они обосновано приняты и положены в основу обжалуемого судебного акта, что нашло свое отражение в тексте решения судьи районного суда, которое подробно мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, и оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины указанного общества в его совершении.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с оспариваемыми актами, не является основанием к отмене постановления и решения судьи районного суда, постановленных с соблюдением требований КоАП РФ.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3. и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 46 Закона Республики Бурятия «Об административных правонарушениях», с учетом характера совершенного административного правонарушения, степени общественной опасности, конкретных обстоятельств, имущественного положения юридического лица, соответствует принципам справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел и порядок рассмотрения дела соблюдены, бремя доказывания распределено верно.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи районного суда, в том числе по доводам поданной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
постановление №243 от 20 мая 2021г. Административной комиссии Железнодорожного района г.Улан-Удэ, решение судьи Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 16 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 36 Закона Республики Бурятия «Об административных правонарушениях», в отношении ООО Стоматологическая клиника «ВиваДент» оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Судья Н.А.Матвеева