ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-449/20 от 21.09.2020 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 21-449/2020

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень

Судья Тюменского областного суда Ревякин А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника управления по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды АО «ЮТэйр-Инжиниринг» ФИО1 ФИО4 на решение судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 12 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Тюменской области от 29 мая 2020 года <.......> О начальник управления по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды АО «ЮТэйр-Инжиниринг» ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановление начальник управления по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды АО «ЮТэйр-Инжиниринг» ФИО1 обжаловал его в суд. В жалобе просил постановление № 67 О от 29 мая 2020 года отменить, производство по делу прекратить.

Решением судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 12 августа 2020 года постановление <.......> от 29 мая 2020 года оставлено без изменения, жалоба начальника управления по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды АО «ЮТэйр-Инжиниринг» ФИО1 – без удовлетворения.

С данным решением не согласен начальник управления по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды АО «ЮТэйр-Инжиниринг» ФИО1, который в жалобе просит решение судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 12 августа 2020 года отменить, принять по делу новое решение об отмене постановления <.......> от 29 мая 2020 года. Указывает, что заправка ВС централизованная была введена в эксплуатацию 05.10.2018 года, остальные введены в эксплуатацию до 2015 года. В данном случае следует учесть, что положения ст. 69.2 Федерального закона № 7 от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» введены Федеральным законом от 21.07.2014 года, который вступил в силу с 01.01.2015 года. Таким образом обязанность по постановке на учет объектов, эксплуатация, которых начата до 01.01.2015 года установлена к конкретному сроку – 01.01.2017 года, и срок привлечения к административной ответственности истек.

Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно статье 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с п. 31 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 года № 572, территориальный орган Росприроднадзора, согласно их компетенции включают информацию об актуализации сведений об объекте в федеральный или региональные реестры в течение 10 рабочих дней со дня получения документов, подтверждающих необходимость актуализации сведений об объекте, и выдают юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство об актуализации сведений об объекте.

Согласно п. 35 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 года № 572, заявку о постановке объекта на учет, сведения и документы, представляемые для актуализации учетных сведений об объекте или снятия объекта с государственного учета, юридическое индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, направляют в территориальный орган Росприроднадзора посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о получении или в электронном виде посредством заполнения электронного средства формирования заявки с использованием государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или официального сайта Службы в сети «Интернет».

Письмом Минприроды от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287 «Об актуализации учетных сведений объектов HBOC» направлены Методические рекомендации по актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, включенном в государственный реестр (далее - Методические рекомендации).

В соответствии с разд. 1 Методических рекомендаций, сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в реестре в случае изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды.

Согласно ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, актуализация учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно п.2.3 Должностной инструкции начальника управления по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды от 12.09.2019 года №ДИ 5.3-01-08 утвержденной генеральным директором АО «ЮТэйр-Инжиниринг», начальник управления по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды должен организовывать и координировать работу по охране окружающей среды, осуществлять контроль за соблюдением в структурных подразделениях законодательных, нормативных актов по охране окружающей среды. Начальник управления по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды должен руководить разработкой и внедрением мероприятий, направленных на выполнение требований законодательства по соблюдению стандартов и нормативов в области охраны окружающей среды, а также разработкой экологических стандартов и нормативов предприятия в соответствии с действующими стандартами, обеспечивать контроль за их выполнением и своевременным пересмотром.

Согласно п. 2.19 Должностной инструкции, начальник управления по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды должен разрабатывать меры по предотвращению загрязнения окружающей среды, соблюдению экологических норм.

В соответствии с приказом (распоряжением) о переводе работника на другую работу от 14.09.2018 года <.......>, с 14.09.2018 года на должность начальника управления по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды назначен ФИО1

Как следует из материалов дела, юридическое лицо - АО «ЮТэйр - Инжиниринг» является коммерческим предприятием, не относящимся к категории малого и среднего предпринимательства, согласно данным с официального сайта Федеральной налоговой службы.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности предприятия является ремонт и техническое обслуживание летательных аппаратов, включая космические (код ОКВЭД 33.16).

Приказом АО «ЮТэйр-Инжиниринг» №<.......> от 07.09.2018 года ответственным лицом за соблюдение требований природоохранного законодательства в АО «ЮТэйр-Инжиниринг» назначен начальник управления по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды ФИО1

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности предприятия является ремонт и техническое обслуживание летательных аппаратов, включая космические (код ОКВЭД 33.16).

В ходе проведения проверки установлено, что АО «ЮТэйр -Инжиниринг» осуществляет эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, расположенных по адресам:

- <.......> (код объекта <.......>);

- <.......> (код объекта <.......>П).

Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемый АО «ЮТэйр-Инжиниринг» по адресу: Тюменская область, г.Тюмень, аэропорт Плеханово, поставлен на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Объекту присвоен код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду <.......>П и II-я категория негативного воздействия на окружающую среду, что подтверждается свидетельством о постановке на государственный учет объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 29.12.2016 № <.......>.

Заявка о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, была направлена АО «ЮТэйр-Инжиниринг» в Управление 26.12.2016 года.

Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемый АО «ЮТэйр-Инжиниринг» по адресу: <.......>, поставлен на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное присвоен код объекта, окружающую среду <.......>П и III-я категория негативного воздействия на окружающую среду, что подтверждается свидетельством о постановке на государственный учет объекта оказывающего - негативное воздействие на окружающую среду от 29.12.2016 № <.......>

Заявка о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, была направлена АО «ЮТэйр-Инжиниринг» в Управление 26.12.2016.

АО «ЮТэйр-Инжиниринг» для объектов негативного воздействия на окружающую среду, расположенных по адресам: <.......>, в 2016 году разработана инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 01.08.2016 года (далее - инвентаризация), утвержденная генеральный директором АО «ЮТэйр-Инжиниринг» ФИО2, согласно которой количество стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - источники выбросов) составляет 68 ед., из которых: 48 - организованных, 20 - неорганизованных.

На основании проведенной инвентаризации АО «ЮТэйр-Инжиниринг» был разработан проект нормативов предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - проект нормативов ПДВ), на основании которого Управлением установлены нормативы предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - нормативы ПДВ) от 08.09.2016 <.......>-н (сроком действия до 08.09.2021 г.).

На основании установленных нормативов ПДВ, Управлением выдано юридическому лицу разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) (далее - разрешение на выброс) от <.......><.......>, со сроком действия до 08.09.2021 года.

По результатам плановой выездной проверки, проведенной в период с 03 марта 2020 года по 22 апреля 2020 года, установлено, что начальником управления по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды АО «ЮТэйр-Инжиниринг» ФИО1 не организовывала работа по охране окружающей среды и юридическим лицом - АО «ЮТэйр - Инжиниринг», с 08.11.2016 года в нарушение ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатируются источники выбросов: пункт слива автоцистерн на складе ГСМ; пункт налива топливозаправщиков (ТЗА); емкости для сбора отстоя авиакеросина некондиционного в количестве 2 шт., расположенные по адресу: <.......>; открытая площадка «сухой» мойки, расположенная по адресу: <.......>», с 05.10.2018 года по настоящее время заправка ВС централизованная посадочная площадка с трубопроводом централизованной заправки авиационной техники; расположенные по адресу: <.......> которые не учтены в составе выбросов при постановке на учет объектов HBOC АО «ЮТэйр-Инжиниринг», расположенных по адресам: <.......> за что предусмотрена административная ответственность по ст. 8.46. Кодекса РФ о административных правонарушениях.

Факт совершения начальником управления по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды АО «ЮТэйр-Инжиниринг» ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46. Кодекса РФ о административных правонарушениях подтверждается имеющимися в деле и материале об административном правонарушении доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 20.05.2020 года <.......> О; копией акта проверки от 22.04.2020 года <.......> АОЗ; копией инвентаризации АО «ЮТэйр- Инжиниринг» от 01.08.2016 года; копией нормативов ПДВ от 08.09.2016 года <.......>-н; копией акта обследования от 10.03.2020 года <.......> с приложением фототаблицы; копией письма АО «ЮТэйр-Инжиниринг» от <.......><.......> (вх. <.......> от 24.03.2020); копией письма АО «ЮТэйр-Инжиниринг» от 12.03.2020 года <.......>.10-88/20 (вх. <.......> от 12.03.2020); копией акта обследования от <.......><.......> с приложением фототаблицы; копией свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 29.12.2016 года № <.......>; копией свидетельства о постановке на государственный учет объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 29.12.2016 года № <.......>; выкопировкой из программно-технического обеспечения учета объектов негативного воздействия на окружающую среду; приказом № <.......> года о назначении ответсвенного лица за соблюдением требований природоохранного законодательства в АО «ЮТэйр-Инжиниринг»; приказом от 14 сентября 2018 года о переводе ФИО1 на должность начальника управления по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды АО «ЮТэйр-Инжиниринг»; должностной инструкцией начальника управления по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды АО «ЮТэйр-Инжиниринг».

Представленные материалы свидетельствуют о том, что дело об административном правонарушении и жалоба на постановление рассмотрены с соблюдением положений статьи 24.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Должностное лицо административного органа и судья районного суда, выяснив фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях начальника управления по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды АО «ЮТэйр-Инжиниринг» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод жалобы об истечении срока давности привлечения начальника управления по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды АО «ЮТэйр-Инжиниринг» ФИО1 к административной ответственности по ст. 8.46 Кодекса РФ об административных правонарушениях также являлся предметом проверки судьей районного суда. При этом, вменяемое в вину указанному лицу административное правонарушение является длящимся и установленный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях годичный срок привлечения к административной ответственности за нарушение в области охраны окружающей среды подлежит исчислению с момента обнаружения административного правонарушения, то есть с 03 марта 2020 года и на момент вынесения должностным лицом оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении (29 мая 2020 года) не истек.

При производстве по делу юридически значимые обстоятельства судьей определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Поскольку при рассмотрении дела судьей районного суда нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену обжалуемого решения, допущено не было, законных оснований для отмены состоявшихся по делу постановления, а также решения судьи районного суда, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1, 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Тюменской области от 29 мая 2020 года № <.......> и решение судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 12 августа 2020 года оставить без изменения, жалобу начальника управления по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды АО «ЮТэйр-Инжиниринг» ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Тюменского областного суда А.В. Ревякин