Судья Соколова Н.М. Дело № 21-44/2019 Р Е Ш Е Н И Е 7 мая 2019 г. г. Орёл Судья Орловского областного суда Сабаева И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда дело об административном правонарушении по жалобе ФИО1 на решение судьи Орловского районного суда Орловской области от 7 марта 2019 г., которым постановление старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Орловской области от 14 декабря 2018 г., вынесенное в отношении должностного лица ФИО1 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба заявителя – без удовлетворения. Заслушав дело, проверив доводы жалобы, судья установил: постановлением старшего государственного инспектора по Орловской области - заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Орловской области (далее - старший государственный инспектор Росприроднадзора) от 14 декабря 2018 г. должностное лицо - ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей. Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обжаловал его в районный суд, судьей которого постановлено указанное выше решение. В жалобе, поданной в Орловский областной суд, ФИО1 просит отменить постановление должностного лица и решение судьи районного суда и производства по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях события административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы ФИО1 указывает на то, что судьей районного суда не дана оценка доводу о том, что у филиала акционерного общества (далее – АО, общество) «<...>» к моменту проведения проверки не образовывались такие виды отходов как – «Трубы стальные нефтепроводов с битумной изоляцией» и «Трубы стальные нефтепроводов с полимерной изоляцией», а, следовательно, у него отсутствовала обязанность по утверждению НООЛР в отношении таких отходов. Обращает внимание на то, что неправильным является вывод судьи районного суда о том, что у общества образовывались отходы IV класса опасности, поскольку из материалов дела об административном правонарушении следует, что в 2017 г. БРУ АО ««<...>» Росприроднадзором была проведена проверка по соблюдению требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления и по результатам проверки составлен акт от 22 сентября 2017 г. об отсутствии нарушений со стороны общества. Факт образования отходов IV класса опасности на проверяемых объектах выявлен не был. Приводит доводы о том, что бывшие в употреблении трубы АО «<...>» были проданы ООО «<...>», которое и осуществляло их демонтаж. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что данный товар не утратил потребительских свойств, а, следовательно, не мог быть квалифицирован в качестве отхода. Полагает, что несостоятельным является и вывод административного органа о том, что факт образования у общества в 2016-2017 гг. отходов IV класса опасности подтверждается действиями АО «<...>» по утверждению в 2018 г. нормативов образования и лимитов размещения данных отходов, поскольку наличие паспортов на отход, как и наличие в Федеральном классификационном каталоге отходов группы отходов – «Трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные» не свидетельствует о фактическом образовании отхода, а лишь подтверждает отнесение отхода к IV классу опасности. Ссылается на то, что при вынесении постановления были допущены процессуальные нарушения, а именно в нем не указана дата совершения административного правонарушения, а также произведена неверная квалификация административного правонарушения, поскольку обстоятельств указанных в статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным органом выявлено не было. Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав ФИО1 и его защитника Панкратова П.М., поддержавших доводы жалобы, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении - старшего государственного инспектора Росприроднадзора ФИО2, представителя Росприроднадзора ФИО3 полагавших, что решение судьи районного суда является законным и обоснованным, прихожу к следующим выводам. В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным действием (бездействием) которое выражается в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон об отходах производства и потребления). В соответствии со статьей 1 Федерального закона об отходах производства и потребления - отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно статье 11 Федерального закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами. Пунктами 2, 3 статьи 14 Федерального закона об отходах производства и потребления установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды; на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Согласно пунктам 2, 4 статьи 18 Федерального закона об отходах производства и потребления (в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения) применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Из пунктов 1, 2 статьи 19 Федерального закона об отходах производства и потребления следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712 утверждены Правила проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности (далее – Правила № 712). Согласно пунктов 3, 4, 7 Правил № 712 паспорт отходов I - IV классов опасности (далее - паспорт) составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности (далее - индивидуальные предприниматели и юридические лица). На отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. № 50 утвержден порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещения. Пунктами 2, 4, 5, 7, 8, 11, 12 установлено, что Порядок предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц ( их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы: заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка. Заявление и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение принимаются территориальными органами Росприроднадзора по описи, копия которой с отметкой о дате приема направляется (вручается) индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам. Решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (приложение к Порядку) либо решение об отказе в их утверждении направляется (вручается) индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - технический отчет). Согласно пунктам 4, 5 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 сентября 2011 г. № 721 учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. Учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Класс опасности отхода устанавливается в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (далее - ФККО). Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 августа 20216 г. № 463 были внесены изменения в ФККО и каталог отходов дополнен следующими записями, в частности 4 69 522 12 51 4 - трубы стальные нефтепроводов отработанные с битумной изоляцией, 4 69 522 13 51 4 - трубы стальные нефтепроводов отработанные с полимерной изоляцией. Как установлено судом и следует из материалов дела об административном правонарушении, основными видами деятельности АО «Транснефть-Дружба» являются транспортирование отходов I-IV классов опасности, обезвреживание отходов III-IV классов опасности, сбор отходов III-IV классов опасности. Общество имеет лицензию на выполнение вышеуказанных видов деятельности (т.2 л.д. 248-196). Из постановления заместителя прокурора Орловского района Орловской области от 28 ноября 2018 г. о возбуждении дела об административном правонарушении следует, что в период с 12 по 28 ноября 2018 г. должностным лицом прокуратуры проведена проверка соблюдения обособленными подразделениями АО «<...>» НПС «<...>», ЛПДС «<...>» требований законодательства в области обращения с отходами. В ходе проверки было установлено, что при осуществлении деятельности общества в числе иных образуются отходы IV класса опасности, а именно: трубы стальные нефтепроводов отработанные с полимерной изоляцией, трубы стальные нефтепроводов с битумной изоляцией и выявлено, что обществом нарушены установленные действующим законодательством требования при обращении с отходами, а именно: - паспорта на отходы IV класса опасности, а именно трубы стальные нефтепроводов отработанные с полимерной изоляцией, трубы стальные нефтепроводов с битумной изоляцией разработаны и утверждены лишь в феврале 2018 г., несмотря на их образование в 2016-2017 гг.; - в документах об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 16 октября 2017 г. и 28 августа 2017 г., утвержденных Росприроднадзором данные виды отходов (трубы стальные нефтепроводов отработанные с полимерной изоляцией, трубы стальные нефтепроводов с битумной изоляцией) отсутствуют; - отходы IV класса опасности, а именно трубы стальные нефтепроводов отработанные с полимерной изоляцией, трубы стальные нефтепроводов с битумной изоляцией не отражены в отчете 2ТП-отходы за 2017 г., предоставляемом организацией в территориальный орган Росприроднадзора, а также в журнале первичного учета движения отходов (т.1, л.д.8-12). Приказом № 115-к от 3 апреля 2017 г. ФИО1 назначен на должность начальника отдела экологической безопасности и рационального природопользования <...> районного управления (далее – БРУ) АО «<...>» (т. 2 л.д. 258). Согласно должностной инструкции начальника отдела экологической безопасности и рационального природопользования БРУ АО «<...>» от 29 марта 2017 г. начальник отдела – является ответственным по работе с опасными отходами производства, ведет учет накопления и передачу опасных отходов сторонним организациям, имеющим лицензию по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отход. С данной инструкцией ФИО1 был ознакомлен, о чем свидетельствует его подпись (т. 257-250). Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении было направлено для рассмотрения по существу в Управление Росприроднадзора по Орловской области. Постановлением старшего государственного инспектора Росприроднадзора от 14 декабря 2018 г., должностное лицо – начальник отдела экологической безопасности и регионального природопользования БРУ АО «<...>» ФИО1 был привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей (т. 2 л.д. 278-276). Факт совершения административного правонарушения предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вина должностного лица ФИО1 подтверждены совокупностью исследованных судом доказательств: актом проверки от 12 ноября 2018 г. (т. 2 л.д. 249); письмом АО «<...>» от 8 ноября 2018 г. (т.2 л.д. 195-192); приказом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 16 октября 2017 г. № 480 с документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение №138, № 1154-П (т. 2 л.д. 183, 182-181, 177-172); отчетами 2-ТП отходы (т. 2 л.д. 77-66, 55-50, 49-38) и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Совершенное должностным лицом ФИО1 деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса. Проверка законности и обоснованности постановления должностного лица от 14 декабря 2018 г. и решения судьи Орловского районного суда Орловской области от 7 марта 2019 г. показала, что выводы должностного лица и судьи основываются на достоверных доказательствах, которые всесторонне и полно исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для переоценки представленных доказательств не имеется. Постановление о привлечении должностного лица ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Административное наказание назначено должностному лицу в пределах санкции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Довод жалобы о том, что трубы стальные нефтепроводов отработанные с полимерной изоляцией, трубы стальные нефтепроводов с битумной изоляцией не являются отходами, бывшие в употреблении трубы были проданы ООО «<...>», которое и осуществляло их демонтаж не принимается во внимание, поскольку согласно ФККО, утвержденному приказом Росприроднадзора от 18 июля 2014 г. № 445 с изменениями, внесенными приказом от 16 августа 2016 года №463, к отходам относятся 4 69 522 12 51 4 - трубы стальные нефтепроводов отработанные с битумной изоляцией, 4 69 522 13 51 4 - трубы стальные нефтепроводов отработанные с полимерной изоляцией (т.1,л.д.73). Иные доводы, имеющие правовое значение, являлись предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемом акте. Выводы должностного лица и судьи районного суда о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основаны на положениях названного Кодекса, законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ними не имеется. Обстоятельств, которые в силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи не установлено. На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья решил: постановление старшего государственного инспектора по Орловской области - заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14 декабря 2018 г. и решение судьи Орловского районного суда Орловской области от 7 марта 2019 г., вынесенные в отношении должностного лица ФИО1 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения. Судья областного суда И.Н. Сабаева |