ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-44/2016 от 20.01.2016 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

г.Уфа РБ 20 января 2016 года

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.,

при секретаре Миграновой Д.Р.,

в отсутствие З.С.Р. – лица, в отношении которого возбуждено административное производство, извещенной надлежащим образом о дате рассмотрения дела,

отказав в удовлетворении ходатайства З.С.Р. об отложении рассмотрения дела,

рассмотрев жалобу З.С.Р. на решение судьи Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 13 октября 2015 года, которым:

постановление заместителя министра – начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан ФИО1 от 18 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении члена Единой комиссии государственного казенного учреждения ...З.С.Р. оставлено без изменения, ее жалоба – без удовлетворения,

У С Т А Н О В И Л А:

протоколом об административном правонарушении ведущего юрисконсульта отдела административного производства и аналитической работы Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан ФИО2 по делу №... от 06 августа 2015 года по результатам проведенной на основании приказа Министерства финансов Республики Башкортостан №... от 23 марта 2015 года плановой проверки соблюдения государственным казенным учреждением ... (далее – Учреждение) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе за период с 01 января 2014 года по 13 апреля 2015 года в отношении члена Единой комиссии Учреждения З.С.Р. и с ее участием возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за то, что являясь членом Единой комиссии по осуществлению закупок, в нарушение части 3 статьи 53 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при рассмотрении и оценки заявок на участие в открытом конкурсе №... на обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) неправомерно признала заявку участника ОАО «...» на участие в закупке соответствующей требованиям конкурсной документации (л.д.6-11).

Постановлением заместителя министра – начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан ФИО1 от 18 августа 2015 года член Единой комиссии Учреждения – ... Учреждения З.С.Р. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей (л.д.12-17).

Решением судьи Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 13 октября 2015 года по жалобе З.С.Р. постановление заместителя министра – начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан ФИО1 от 18 августа 2015 года оставлено без изменения (л.д.33-37).

Не соглашаясь с решением судьи Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 13 октября 2015 года, З.С.Р. обжаловала его в Верховный Суд Республики Башкортостан, предлагая отменить за необоснованностью. Указывается, что конкурсная комиссия не вправе была отклонять заявку участника открытого конкурса ОАО «...», так как нотариальное удостоверение полномочий на осуществление действий от имени участника открытого конкурса в рассматриваемом случае не требуется.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.

Как следует из материалов дела, Министерством финансов Республики Башкортостан с 13 апреля по 17 апреля 2015 года на основании приказа Министерства финансов Республики Башкортостан от 23 марта 2015 года №... проведена плановая проверка соблюдения Учреждением при осуществлении закупок товаров, работ, услуг требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе за период с 01 января 2014 года по 13 апреля 2015 года, по итогам которой составлен акт проверки №... от 24 апреля 2015 года.

В ходе проведения проверки установлено, что 20 августа 2014 года Учреждением на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (...) (далее - Официальный сайт) опубликовано извещение о проведении открытого конкурса №... на обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) с начальной (максимальной) ценой контракта ... рублей.

24 августа 2014 года Учреждением на Официальном сайте опубликовано изменение извещения о проведении открытого конкурса №... на обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) с начальной (максимальной) ценой контракта ... рублей.

В конкурсной документации к вышеуказанной закупке, размещенной на Официальном сайте 28 августа 2015 года, предусмотрены требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, в том числе наличие документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки – юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо (руководитель) обладает правом действовать от имени участника закупки без доверенности). В случае, если от имени участника закупки действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника закупки, заверенную печатью участника закупки (для юридических лиц) и подписанную руководителем участника закупки или уполномоченным этим руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника закупки, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица.

Проверкой установлено, что на участие в конкурсе были поданы заявки от двух участников - агентства «...» в г.Уфа филиала ООО «...» в Республике Башкортостан (далее – ООО «...») и Уфимского филиала открытого акционерного общества «...» (далее – ОАО «...»).

Заявка участника ООО «...» с описью представляемых документов направлена на 124 прошитых, пронумерованных листах, скрепленных печатью. В составе заявки предоставлена нотариально заверенная копия доверенности №... от 30 декабря 2013 года, выданная директором филиала ООО «...» в Республике Башкортостан ФИО9. руководителю Агентства «...» в г.Уфа филиала ООО «...» в Республике Башкортостан ФИО10.

Полномочия ФИО11. на осуществление действий от имени ООО «...» подтверждены доверенностью №... от 06 декабря 2013 года, выданной Президентом ООО «...» ФИО12., копией приказа ООО «...» от 01 января 2010 года №... о назначении на должность ФИО13.

Изменения в заявку на участие в открытом конкурсе от участника ООО «...» направлены 01 сентября 2014 года на 11 прошитых, пронумерованных листах, скрепленных печатью. Изменения предоставлены с описью, в состав изменений вошло сопроводительное письмо с приложениями №№ 1 и 2.

Заявка участника ОАО «...» с описью представляемых документов направлена на 112 прошитых, пронумерованных листах, скрепленных печатью. В составе заявки предоставлена копия доверенности №... от 22 марта 2013 года, выданная Председателем Правления ОАО «...» ФИО14. директору Уфимского филиала ОАО «...» ФИО15. Документ представляет собой копию нотариально заверенной копии доверенности, заверенную подписью ФИО16. и печатью Уфимского филиала ОАО «...».

Полномочия ФИО17. подтверждены копией Устава ОАО «...» (редакция №... на 25 апреля 2014 года) и копией выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 06 июня 2014 года.

Изменения в заявку на участие в открытом конкурсе от участника ОАО «...» направлены 01 сентября 2014 года на 10 прошитых, пронумерованных листах, скрепленных печатью. Изменения предоставлены без описи, в состав изменений вошла заявка с приложением № 1 и предложениями о функциональных и качественных характеристиках поставляемых услуг.

В составе конкурсной заявки ОАО «...» отсутствует засвидетельствованная в нотариальном порядке копия доверенности на осуществление действий от имени участника открытого конкурса.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе №... от 12 сентября 2014 года конкурсной комиссией Учреждения в составе 5 человек принято решение о допуске к участию в конкурсе заявок обоих участников конкурса – ООО «...» и ОАО «...».

Частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена ответственность за отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.

Согласно части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, перечисленную в части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 224-ФЗ, начало действия редакции - с 22 июля 2014 года, окончание действия – 12 декабря 2014 года) заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса (при наличии печати) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица.

Согласно части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса.

В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

Приказом Учреждения от 24 февраля 2014 года №... создана Единая комиссия по осуществлению закупок для нужд ГКУ ..., в состав комиссии включена З.С.Р. (член комиссии).

Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе подписан, в том числе З.С.Р.

Таким образом, З.С.Р., являясь членом единой комиссии, при рассмотрении и оценки заявок на участие в конкурсе №... неправомерно признала заявку ОАО «...» на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям документации.

Вопреки доводам жалобы о невиновности, в подтверждение полномочий Уфимского филиала ОАО «...» совершать процессуальные действия от имени участника ОАО «...» представлена копия нотариально заверенной доверенности №... от 22 марта 2013 года, выданной Председателем Правления ОАО «...» ФИО21. директору Уфимского филиала ОАО «...» ФИО22. При этом данная копия нотариально заверенной копии доверенности заверена подписью ФИО23. и печатью Уфимского филиала ОАО «...». Однако в соответствии с требованиями подпункта «в» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 224-ФЗ) копия указанной доверенности должна была быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

При таких обстоятельствах вывод должностного лица Министерства финансов Республики Башкортостан и решения судьи первой инстанции о наличии в действиях З.С.Р. состава вмененного правонарушения, является правильным, основанным на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и законе.

Довод, что вменяемое правонарушение не повлекло за собой нарушений прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, является несостоятельным.

Действиями члена единой комиссии по осуществлению закупок Учреждения нарушен установленный действующим законодательством порядок определения поставщика товаров, работ, услуг, состав правонарушения является формальным и не требует причинение существенного вреда охраняемым общественным отношениям и наступление вредных последствий.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством, установлении избирательного подхода при решении вопроса о допуске участников закупки, что в свою очередь влечет ущемление прав и законных интересов иных лиц.

В силу изложенного действия З.С.Р. представляют существенную угрозу охраняемым общественным интересам.

Порядок привлечения лица к административной ответственности должностным лицом Министерства финансов Республики Башкортостан и рассмотрения жалобы судьей первой инстанции соблюдены. Дело возбуждено и рассмотрено должностным лицом с участием З.С.Р. Жалоба судьей первой инстанции рассмотрена с участием З.С.Р., представителей Министерства финансов Республики Башкортостан ФИО28. и ФИО29.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену решения судьи первой инстанции, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л А:

решение Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 13 октября 2015 года об оставлении без изменения постановления заместителя министра – начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан ФИО1 от 18 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении члена Единой комиссии государственного казенного учреждения ...З.С.Р. оставить без изменения, ее жалобу – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать в порядке надзора Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан п/п З.Р. Абземилова

Справка

судья Иванов В.В.

дело №...