ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-45-/19 от 25.04.2019 Липецкого областного суда (Липецкая область)

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Харченко С.В. Дело №21-45-/2019

РЕШЕНИЕ

25 апреля 2019 года город Липецк

Судья Липецкого областного суда Букреев Д.Ю., рассмотрев жалобу ПАО "Квадра" на постановление должностного лица Управления Росприроднадзора по Липецкой области от 3 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, и решение судьи Правобережного районного суда г.Липецка от 27 февраля 2019 года,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Липецкой области от 3 июля 2018 года ПАО "Квадра" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

Согласно постановлению, в нарушение статей 11,19,22 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" при осуществлении деятельности производственного подразделения ПАО "Квадра" Липецкая ТЭЦ-2 образуется отход, не включенный в проект нормативов образования отходов - шлам (осадки) водоподготовки при механической очистке природных вод, и сведения о нем не отображаются в государственной статистической отчетности, что было выявлено в результате плановой проверки ДД.ММ.ГГГГ.

Решением судьи Правобережного районного суда г.Липецка от 27 февраля 2019 года постановление оставлено без изменения.

В жалобе ПАО "Квадра" просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи, считая вывод о наличии состава административного правонарушения результатом неправильной оценки доказательств. Доводы жалобы сводятся к тому, что указанный шлам не является отходом, поскольку образуется в результате химической, а не механической очистки воды, не внесен в "Федеральный классификационный каталог отходов", утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о 22 мая 2017 года №242, и представляет собой побочный продукт - муку известняковую, предназначенную для использования в качестве пластифицирующей добавки.

В письменном отзыве представитель Управления Росприроднадзора по Липецкой области просит оставить обжалуемые акты без изменения.

Выслушав представителя ПАО "Квадра" Келейникову Е.Ю., поддержавшую жалобу, возражения представителей Управления Росприроднадзора по Липецкой области Карповой Д.А. и Дугановой Е.А., изучив материалы дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на.. . юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в частности, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 1).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3).

Статьей 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (далее также - Закон) определены, в числе прочих, следующие основные понятия:

- отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

- обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

- размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

- хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

- утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);

- накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;

- лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;

- норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Согласно статье 4.1 Закона отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Согласно части 2 статьи 11 Закона юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации (часть 1).

Согласно статье 14 Закона индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 1).

Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог, предусмотренный статьей 20 настоящего федерального закона, не требуется.

В соответствии с пунктом 10 "Правил проведения паспортизации отходов I - V классов опасности", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года №712 на отходы, не включенные в Федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.

На отходы, включенные в Федеральный классификационный каталог отходов в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, индивидуальные предприниматели и юридические лица оформляют паспорт в порядке, установленном пунктом 7 настоящих Правил.

Исходя из содержания вышеприведенных норм, образование отходов является очевидным и изначальным неотъемлемым этапом обращения с ними.

При этом образование отходов, не включенных в разработанные нормативы образования отходов и "Федеральный классификационный каталог отходов", утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года №242, обусловливает обязанность юридического лица или индивидуального предпринимателя подтвердить их отнесение к конкретному классу в установленный законом срок.

Соответственно, накопление или хранение любых, в том числе, неклассифицированных и (или) сверхнормативных отходов с нарушением экологических требований, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

Как видно из материалов дела, на основании распоряжения руководителя Управления Росприроднадзора по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая выездная проверка в отношении ПАО «Квадра» в части деятельности подразделения Липецкая ТЭЦ-2.

В соответствии с "Проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" ПАО "Квадра" (ПНООЛР), утвержденным Управлением Росприроднадзора по Липецкой области ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ и действующим до ДД.ММ.ГГГГ, годовые нормативы образования отходов производства и потребления включают 15 наименований отходов, а также лимиты на размещение отходов производства и потребления 8-ми наименований отходов в количестве 1257,764 т. в 2017 - 2019 годах.

Лимит на размещение отходов установлен сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса по обращению с отходами.

В результате осмотра помещений химического цеха Липецкой ТЭЦ-2 филиала ПАО «Квадра»-«Липецкая генерация» было установлено образование отхода в виде осадков водоподготовки при механической очистке природных вод (шлам), не включенного в проект нормативов образования отходов.

В целях подтверждения классификационных признаков и класса опасности выявленного отхода с привлечением специалистов филиала ЦЛАТИ по Липецкой области ФГБУ «ЦЛАТИ» по ЦФО были получены соответствующие пробы.

Согласно заключению филиала ЦЛАТИ по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ водная вытяжка из отхода не оказывает острое токсическое воздействие на тест-организмы; исследованный образец отхода - шлам цеха водоподготовки соответствует V классу опасности.

Данный отход включен в Федеральный классификационный каталог отходов (код 7 10 110 02 39 5).

Основания для критической оценки указанного заключения отсутствуют и объективными доказательствами оно не опровергнуто.

По результатам проверки Управлением Росприроднадзора по Липецкой области ДД.ММ.ГГГГ составлен акт и выдано предписание, которым на ПАО "Квадра" возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ соблюдать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а также вести в установленном порядке учет в области обращения с отходами.

Решением Арбитражного суда Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении заявления ПАО "Квадра" о признании указанного предписания недействительным.

Собранные доказательства, которым дана надлежащая оценка, правильно признаны свидетельствующими о наличии состава вмененного административного правонарушения.

Доводы представителя ПАО "Квадра" об образовании указанного отхода в процессе химической (не механической) водоочистки посредством коагуляции и известкования, не могли повлечь иной исход дела.

При этом учитывается, что отсутствие отхода в "Федеральном классификационном каталоге отходов" не имеет правового значения применительно к статье 8.2 КоАП РФ, и не исключает вину, поскольку содержащийся в данном каталоге перечень не является исчерпывающим.

В соответствии с приведенными выше положениями статьи 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" выявление неклассифицированных отходов обусловливает обязанность соответствующих индивидуальных предпринимателей и юридических лиц осуществить их отнесение к конкретному классу опасности в установленном порядке.

Вместе с тем, Федеральный классификационный каталог отходов не включает отходы, образованные в результате исключительно химической очистки природных вод, поскольку очистка природных вод предполагается комплексной.

По материалам дела осуществляемая ПАО "Квадра" очистка природных вод включает механическую очистку посредством отстаивания с целью осаждения взвешенных веществ, фильтрации.

Доказательства применения ПАО "Квадра" исключительно химического процесса водоочистки отсутствуют.

Доводы представителя ПАО "Квадра" о том, что выявленный шлам является побочной продукцией, также несостоятельны.

В соответствии со статьей 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

Исходя из содержания данной нормы не могут признаваться отходами бывшие в употреблении товары, не утратившие свои потребительские свойства, а равно образующиеся в процессе производства вещества или предметы, используемые в качестве самостоятельной готовой продукции, либо для производства иной продукции.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон №184-ФЗ) продукция представляет собой результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

Этим же законом установлены обязательные требования к продукции и связанные с ними требования к процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизация, а также порядок подтверждения соответствия продукции техническим условиям, техническим регламентам, стандартам, сводам правил.

В соответствии с ТУ 5743-008-5716437-20008 минеральная добавка (мука известняковая) является продуктом, образовавшимся в результате длительного хранения шламов химводоочистки в отстойниках (не менее пяти лет); длительного хранения осадка водоподготовки в отстойниках (абз.2 стр.2).

Согласно описанию технологии получения указанного продукта шлам химводоочистки (ХВО), образовавшийся при химводоочистке и выдержанный длительное время (не менее пяти лет) на открытом складе, только после его подсушки служит исходным сырьем для получения минеральной добавки. Хранение в таких условиях является необходимой технологической операцией, в результате которой происходит изменение физико-химических свойств сырья и снижение его влажности (абз.1 стр.4 ТУ 5743-008-5716437-20008).

Следовательно, необходимым условием технологического процесса изготовления минеральной добавки мука известняковая является хранение шлама химводочистки не менее пяти лет.

Непосредственно же шлам химводоочистки изначально является отходом, и может использоваться в качестве одного из компонентов для минеральной добавки мука известняковая.

Таким образом, выявленный в результате проверки шлам водоочистки не является исходным сырьем в изначальном виде.

В соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" использование отхода для производства иной продукции посредством длительного складирования относится к обращению с отходами по признакам хранения, утилизации, накопления, что обусловливает выполнение соответствующих обязанностей, предусмотренных законодательством в сфере обращения с отходами.

Кроме того, ПАО "Квадра" не представлены доказательства фактического осуществления более пяти лет деятельности в виде изготовления минеральной добавки мука известняковая с использованием собственного подготовленного (высушенного) шлама химводоочистки.

Представленный договор купли-продажи муки известняковой в количестве 1,5 тонны общей стоимостью <данные изъяты> между ПАО "Квадра" и ООО "Архитека" от ДД.ММ.ГГГГ достаточным доказательством осуществления указанной деятельности не является, поскольку заключен после проведения проверки, является разовым, и не позволяет установить фактическое происхождение компонентов данного товара.

Выводы судьи районного суда по существу дела соответствуют установленным обстоятельствам, собранным доказательствам, нормам права, и оснований считать их ошибочными не имеется.

Доводы жалобы, направленные на иную оценку собранных доказательств и иное толкование закона, не могут повлечь отмену обжалуемых актов.

Процессуальных нарушений, влекущих в силу статьи 30.7 КоАП РФ отмену постановления должностного лица и (или) решения судьи, не допущено.

Административное наказание назначено с учетом положений статей 4.1, 4.5 КоАП РФ, в пределах санкции и срока давности.

Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление должностного лица Управления Росприроднадзора по Липецкой области от 3 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ в отношении ПАО "Квадра" и решение судьи Правобережного районного суда г.Липецка от 27 февраля 2019 года оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Судья Букреев Д.Ю.